Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
ная и человеческая природа находятся в теснейшем общении друг
с другом и что божественная природа пронизывает человеческую
и делает ее совершенной, в то же время как человеческая природа
передает себя божественной. На основании этого общения природ
конкретные свойства одной природы могут быть приписаны дру-
гой. Например, можно сказать: «Сын Божий есть человек» или
«человек Иисус есть Бог». Однако в то же время природы остают-
ся различными, так что божественная не переходит в человечес-
кую, а человеческая — в божественную.
197 «Действие, посредством которого Сын Божий принял в единство своей Личности
лишенную собственной личности человеческую природу». — Прим. перев.
262
Нечто подобное высказывается в перенятом из более ранней
традиции учении о сообщении свойств, «communicatio idiomatum».
Одно из последствий «communicatio naturarum» состоит в том, что
различные свойства, характерные для природ, в то же время
принадлежат Христу как личности и поэтому также находятся в
теснейшем взаимодействии друг с другом: одна природа
сопричастна свойствам другой, и обе природы сопричастны
свойствам личности. Однако считается, что различные случаи
«communicatio idiomatum», о которых можно узнать из библейского
образа Христа, сводятся к трем видам (ср. Формула Согласия).
Первый вид означает, что характерное для одной из природ может
быть в то же время приписано личности Христа in concrete («genus
idiomaticum»), например, когда об Иисусе Христе говорится, что
Он «вчера, сегодня и вовеки тот же», Ему приписывается
божественное свойство, или когда сказано «Христос рожден от
девы Марии», «Христос — сын Давидов», Ему приписывается
человеческое свойство. Сюда относятся также те случаи, когда
человеческое свойство приписывается Христу как Богу, например,
«они распяли Господа славы» (1 Кор. 2:8). Второй вид означает, что
божественная природа сообщает свое величие и свою славу
человеческой природе, хотя сама остается свободной от
страданий плоти («genus majestaticum»). Примером этого вида
являются слова: «Дана Мне всякая власть...» (Мф. 28:19)
или Ин. 6:51 и далее, где сказано, что плоть Христова дает
жизнь. В этом случае нет взаимности, ибо можно говорить о том,
что божественная природа сообщает себя человеческой, но
человеческие свойства не переносятся на божество,
которое неизменно и вечно. К этому виду относится учение о
повсеместном присутствии тела Христова. И наконец, третий вид
относится к деяниям, которые совершает Христос («genus
apotelesmaticum»): в них каждая из обеих природ действует в
соответствии со своим своеобразием, причем вторая природа в то
же время сопричастна действию. Сюда относятся практически все
высказывания о служении Христа, например о том, что Христос
умер за наши грехи, о том, что Христос учит, о том, что Он принес
Самого Себя в жертву Богу.
Для применения учения о «communicatio» определенное значение
имеет различие между состояниями уничижения и превознесения
(«status exinanitionis et exaltationis»). К первому относится земная
жизнь Иисуса Христа, ко второму — Его состояние после смерти
на кресте, то есть сошествие во ад, воскресение, вознесение, си-
дение одесную Отца. Около 1620 года произошел спор между дву-
мя богословскими школами, тюбингенской и гессенской, о том,
каким образом следует говорить о божественных свойствах
Христа
263
в состоянии уничижения. Некоторые считали, что Он и тогда об-
ладал этими свойствами, но скрывал Свое величие («кргл|п<;»);
этой точки зрения придерживались тюбингенские богословы. В
другом лагере, в гессенской школе, считали, что Христос в
состоянии уничижения действительно отказался от божественных
свойств, опустошил Себе в отношении Своего величия («кеуоац»).
Этот сложный вопрос не получил окончательного решения, но
также и не привел к какому-то глубокому расколу. Было принято
мнение, что Христос действительно на протяжении всего времени
обладал божественным величием, но не всегда пользовался им в
Своей земной жизни.
В рамках протестантской традиции (Кальвин, Герхард) впервые
в учении о тройственном служении Христа (царь, священник,
пророк) было дано обобщенное описание деяния Христа как По-
средника и Господа. Рассуждение, имеющее многочисленные биб-
лейские основания, исходит из того, что Христос как «царь» управ-
ляет верующими и всем сотворенным миром, что как «священник»
Он принес совершенную жертву за грехи мира и теперь молится за
Своих, что как «пророк» Он проповедовал извечную волю Божию
ко спасению человека и через служение Слова до сих пор
действует в церкви.
«Officium regium», царственное служение, первоначально по-
нималось как владычество над верующими, защита церкви на зем-
ле, но в традиции лютеранской ортодоксии, начиная с Герхарда, это
понятие стало охватывать также господство Христа над всем
сотворенным миром. Говорится о «regnum potentiae», царстве силы,
простирающемся над небом и землей, «regnum gratiae», царстве
благодати, которое совпадает с действием Христа в церкви, и «reg-
num gloriae», грядущем царстве славы.
«Officium sacredotale», первосвященническое служение,
охватывает Христово деяние примирения, искупление рода
человеческого, совершенное посредством исполнения закона и
заместительного страдания («obidientia activa et passiva»198),
удовлетворение за грехи мира («satisfactio vicaria»). К этому
служение относится также продолжающееся заступничество
Христа за людей перед Отцом («intercessio»).
«Officium propheticum», пророческое служение, охватывает про-
поведь Христа, установление Им служения Слова и
Таинств, а также деяния, которые Христос совершает в эпоху
церкви, до Своего пришествия, через проповедническое
служение. Три служения не являются различными стадиями
деяния Христа, но
198 «Активное и пассивное послушание». — Прим. перев. 264
описывают различные стороны продолжающегося до сих пор дея-
ния спасения.
в. О сотворении и грехопадении человека. Деяние шести дней
творения основано исключительно на свободном решении Бога.
Единственный, Триединый Бог произвел из ничего («ex nihilo») все
сущее, видимое и невидимое. В начале не было никакой материи,
но при сотворении Бог вначале произвел бесформенную массу, из
которой затем был сформирован и обрел порядок видимый мир.
Творение изначально было хорошим: испорченность и зло в нем
появилось лишь впоследствии. Целью сотворения мира была слава
Божия, а также благо для человека.
Человек — вершина творения и «обобщение» мироздания, мик-
рокосм, созданный «по образу и подобию» Божию, Быт. 1:26. Эти
два библейских понятия истолковываются как два выражения
одной и той же реальности. Определение образа Божия, «imago
Dei», дается отчасти в контексте Ефес. 4:24 как изначальной
сотворенной праведности и святости. Он означает совершенство и
гармонию всего человека: в разуме — мудрость и знание о Боге, в
воле — праведность и соответствие закону Божию. Сюда же
относится бессмертие. Это изначальное состояние было
«естественным», то есть данным при сотворении, а не
сверхъестественным даром.
Грехопадение, спровоцированное хитростью дьявола преступ-
ление Божией заповеди, повлекло за собой утрату изначальной
праведности («justitia originalis»). Поскольку совершенство было
«естественным», грехопадение привело к полной испорченности
человека, которая вследствие единства человеческого рода пере-
давалась из поколения в поколение через телесное рождение.
Вместо изначальной праведности, вследствие «первородного
греха» («peccatum originis») наступает состояние вины («reatus») и
склонность ко злу («concupiscentia»). Человек прогневил Бога: если
он не родится свыше, то подвергнется временному и вечному
наказанию. Смерть непосредственно связана с грехом. Таким
образом, она не господствует над человеком изначально, не дана
вместе с его природой при сотворении, но является следствием
преступления. А именно, жизнь предполагает праведность,
внутреннюю гармонию телесных и душевных сил, а также не
разрушенные отношения с Богом.
Существует явная параллель между изначальной праведностью
или совершенством, испорченностью, вошедшей через грехопа-
дение (первородный грех), и новым творением, которое соверша-
ется через Слово и Таинства. Жизнь, утерянная при грехопаде-
265
нии Адама, зарождается вновь через искупительное деяние Хрис-
та, усваиваемое по вере в Него.
г. О провидении и предопределении. Ортодоксальное
понимание провидения непосредственно связано с учением
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.