В. Зинченко - Большой психологический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большой психологический словарь"
Описание и краткое содержание "Большой психологический словарь" читать бесплатно онлайн.
Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь – это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря.
Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки «Большого психологического словаря» (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его основные отличия можно резюмировать следующим образом. Прежде всего, в словарь было добавлено около 400 новых статей, тем самым общее количество статей превысило 2000. Многие статьи из предыдущего издания были переработаны или полностью заменены статьями с новым содержанием, в ряде случаев пришлось сделать уже традиционные для нашего издания добавления. Авторы ряда статей стремились представить информацию о результатах научных исследований, проведенных в самом конце минувшего века и в начале XXI века. Таким образом, словарь в еще более полной мере стал отражать ситуацию в современной отечественной и мировой психологии.
ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ — см. Половая идентичность.
ИДЕНТИЧНОСТЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ — см. Эриксон Эрик Гомбургер.
ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – см. Социальная идентичность.
ИДЕОГРАММА (англ. ideogram) – письменный знак, равноценный слову в фонетической письменности, обозначающий (передающий, замещающий) понятие, а не звуковой состав названия. Многие И. возникли в результате схематизации иконических знаков (изображений, символов). Напр., китайская И., означающая «счастливый», состоит из элементов, изображающих женщину и сына, поскольку отношения между матерью и сыном нормативно ассоциируются с состоянием счастья. И. являются и цифровые символы (арабские и римские); напр., цифра 3 непосредственно обозначает понятие данного числа, а не звуковой (фонемный) состав слова «три»; причем в генезисе многих римских цифр совершенно ясно лежит изобразительный принцип. (Б. М.)
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ — относящийся к идеографии.
ИДЕОГРАФИЯ (от греч. idea – понятие + graрho – пишу) – система письменных знаков, являющихся идеограммами.
ИДЕОМОТОРИКА (англ. ideomotor act) – представление о движении, как если бы оно выполнялось реально. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных образов и мышечных ощущений), но и эффекторные компоненты (очень слабая мышечная динамика, иннервация мышц, соответствующая данной двигательной задаче). (А. И. Назаров)
ИДЕОМОТОРНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ (англ. ideomotor compatibility) – степень соответствия характеристик и способа подачи информации действию, требуемому от человека в ответ на эту информацию. Если перед человеком одновременно стоит несколько задач, то чем выше И. с. каждой отдельной задачи, тем ниже структурная интерференция и тем лучше задачи сочетаются друг с другом (Greenwald, 1972). Напр., на предъявленное через наушники слово проще ответить произнесением этого слова вслух, а на предъявленную зрительно стрелку, указывающую вправо или влево, – движением в соответствующем направлении (переключением рычага). Две «идеомоторно совместимые» задачи, не претендующие на одни и те же операции, могут выполняться одновременно, не предъявляя чрезмерных требований к «ресурсам внимания». (М. В. Фаликман)
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД (англ. idiograрhic; от греч. idios – своеобразный + graрho – пишу) – описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений (нарушений, болезней, личностей, событий, групп и т. п.) без стремления к обобщениям на др. аналогичные случаи. Противопоставляется номотетическому подходу. И. п. рассматривался в качестве приоритетного в понимающей психологии В. Дильтея, персонализме В. Штерна, персонологии Г. Мюррея и психологии личности Г. Оллпорта. Термин «И. п.» (точнее – «идиографические науки») ввел нем. философ-неокантианец В. Виндельбанд, но в амер. психологической литературе его часто связывают с Оллпортом. См. Исследование отдельного случая, Клинический метод, Клиническое исследование. (Б. М.)
ИДИОСИНКРАЗИЯ (от греч. idios – своеобразный + synkrasis – смешение).
1. Необычная субъективная реакция отвращения по отношению к некоторым стимулам (напр., непереносимость запаха некоторых цветов, отвращение к к.-л. роду пищи; Гёте признавался, что его раздражают люди в очках).
2. Измененная реактивность человеческого организма к некоторым пищевым продуктам (рыба, молоко, земляника), медикаментам (йод, бром, хинин) и др.; проявляется, напр., сыпью на коже и общим недомоганием. (Б. М.)
ИДИОТИЯ (от греч. idioteia – невежество) – самая тяжелая форма умственной отсталости.
ИДОЛИЗМ – см. Фетишизм.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ (англ. hierarchy of needs, need hierarchy) – согласно А. Маслоу, человеческие потребности распределяются (группируются) по 5 уровням: от базовых органических потребностей (первичных драйвов) и потребностей в безопасности, которые должны удовлетворяться в приоритетном порядке, до потребности в принадлежности (social needs), потребности в достижении и самоуважении (ego или esteem needs) и, наконец, потребности в самоактуализации, которая трактуется как высшая потребность человека; иерархическую структуру потребностей принято иллюстрировать с помощью изображения пирамиды с пятью ярусами. Син. иерархия Маслоу.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ (англ. selective listening) – класс методик для исследования внимания, моделирующих особенности работы авиадиспетчера. Человеку подается на слух – как правило, через наушники – несколько одновременных сообщений. Испытуемый должен, игнорируя одно из сообщений, дать отчет о другом – либо по ходу предъявления сообщений (напр., в форме вторения или нажатия на кнопку при появлении заранее заданных слов), либо после завершения их предъявления (напр., в форме пересказа сообщения или ответа на вопросы по его содержанию). Существует в форме бинаурального слушания, когда оба сообщения подаются в оба наушника, и дихотического слушания, когда сообщения разнесены по наушникам. Многочисленные результаты исследований с использованием метода И. с. были положены в основу моделей внимания как ранней селекции. См. также Затенение. (М. В. Фаликман)
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СМОТРЕНИЕ (англ. selective looking) – предложенная У. Найссером методика исследования внимания, в которой испытуемому предъявляются 2 наложенные друг на друга видеозаписи (напр., 2 спортивных игр) и предлагается отслеживать события в одной из записей (напр., передачи мяча в игре в баскетбол), игнорируя другую. Исходно методика была предназначена для критики метафоры фильтра в объяснении зрительного внимания. Несмотря на то, что «фильтрация» в условиях И. с. невозможна, испытуемые успешно справляются с задачей отслеживания одной из записей, но не могут с равной успешностью отслеживать обе и не замечают непредвиденных событий, не имеющих отношения к отслеживаемой игре. (М. В. Фаликман)
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (англ. selective reading) – предложенная У. Найссером методика исследования избирательности внимания, в которой испытуемому предъявляются 2 построчно перемешанных текста разного цвета и ставится задача читать один из этих текстов, игнорируя другой (Neisser, 1967). Оценивается успешность и скорость чтения по сравнению с чтением обычного текста, а также способность человека замечать определенные слова в игнорируемом тексте. Методика была предназначена для исследования соотношения процессов предвнимания и фокального внимания в решении задачи чтения. Установлено, что скорость чтения в задаче И. ч. не снижается. Это объясняется тем, что выделение текста, подлежащего прочтению, осуществляется механизмами предвнимания. При этом в игнорируемом тексте практически не замечается, напр., повторение в каждой строке одного и того же слова, однако замечается значимая информация, также анализируемая механизмами предвнимания, – в частности, собственное имя испытуемого. (М. В. Фаликман)
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (или селективность восприятия; англ. рerceрtual selectivity) – свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания – непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты – как ее «фон».
В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от других по тем или иным признакам (напр., цвету – в зрении, фактуре – в осязании, тембру – в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См. Дихотическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струпа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большой психологический словарь"
Книги похожие на "Большой психологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Зинченко - Большой психологический словарь"
Отзывы читателей о книге "Большой психологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.