В. Зинченко - Большой психологический словарь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большой психологический словарь"
Описание и краткое содержание "Большой психологический словарь" читать бесплатно онлайн.
Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь – это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря.
Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки «Большого психологического словаря» (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его основные отличия можно резюмировать следующим образом. Прежде всего, в словарь было добавлено около 400 новых статей, тем самым общее количество статей превысило 2000. Многие статьи из предыдущего издания были переработаны или полностью заменены статьями с новым содержанием, в ряде случаев пришлось сделать уже традиционные для нашего издания добавления. Авторы ряда статей стремились представить информацию о результатах научных исследований, проведенных в самом конце минувшего века и в начале XXI века. Таким образом, словарь в еще более полной мере стал отражать ситуацию в современной отечественной и мировой психологии.
Среди Н. выделяют неврастению, Н. страха, истерический Н. и Н. навязчивых состояний.
Неврастения является следствием перенапряжения, истощения н. с., переутомления. Термин «неврастения» ввел М. Бирд в 1869 г. (букв. «нервная астения, слабость»). Клиническое проявление неврастении – синдром раздражительной слабости (невыносливость к сильным раздражителям, подавленное настроение и т. п.). Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций на почве общей соматической слабости.
Чувство страха в клинической картине различных Н. занимает большое место. Если синдром страха – ведущий, можно говорить о Н. страха. Непосредственной причиной Н. страха могут стать остро и длительно действующие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и др.). Страх может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной тревожности и как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств и т. п.). (См. Фобии.)
При истерическом Н. (см. Истерия) клиническая симптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки, астазия, абазия), в виде сенсорных и речевых нарушений (истерическая глухота, слепота, мутизм) и вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерная черта указанных расстройств – это, как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, заикание, анорексия.
Н. навязчивых состояний чаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность, неуверенность в себе, мнительность. Нередко возникают навязчивые страхи (фобии) – кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения (см. Каспера симптом) и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты, закрытых дверей и т. п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны больного.
В лечении Н. наряду с общеукрепляющими мероприятиями и медикаментозными воздействиями ведущая роль принадлежит психотерапии. (Е. Т. Соколова)
НЕГАТИВИЗМ (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) – лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие «Н.» первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).
В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования – способ выхода из конфликта и освобождение от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Н. усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см. Негативизм детский).
Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Н. и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость).
Существует 2 формы Н.: пассивный, который выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требуемым. Н. м. б. эпизодическим, ситуативным, но в определенных условиях он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.
Добавление ред.: Существует также вполне разумный и мотивированный Н. философский – учения, которые основаны на негативных принципах (напр., агностицизм, скептицизм, атеизм).
НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ (англ. child negativism) – форма протеста ребенка против реально существующего (или воспринимаемого как реальное) неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых. Н. д. может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрямстве, замкнутости, отчужденности (см. также Капризы детские).
Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение каких-то чрезвычайно существенных для ребенка потребностей соц. характера: потребности в общении, в одобрении, в уважении, потребности в эмоциональном контакте – эмоциональном созвучии со значимым другим (сверстником или близким взрослым).
Блокирование потребности (см. Фрустрация) становится источником глубоких переживаний, которые по мере их осознания ребенком все более способствуют возникновению у него негативных тенденций в поведении.
Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку выстоять в трудной, конфликтной для него жизненной ситуации: в одних случаях за счет внешнего обесценивания существенной для него потребности, в других – путем утверждения себя «любой ценой» – нарочитой недисциплинированностью, шутовством и т. п.
Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами его личности. Однако этот процесс не фатален. Своевременная диагностика причины эмоционального неблагополучия ребенка, его переживаний и дальнейшее «активное устроение» в жизни коллектива могут значительно смягчить Н. д. в поведении, а в некоторых случаях полностью устранить его. См. Аффект неадекватности, Аффективные дети.
НЕЙРОДИНАМИКА, НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — см. Свойства индивидуальности, Свойства нервной системы.
НЕЙРОИЗОБРАЖЕНИЕ (англ. neuroimaging) – новые, относительно неинвазивные методы, позволяющие создавать томографические изображения мозга, отражающие распределение метаболической активности в различных участках мозга наибольшая активность при выполнении той или иной задачи. К таким методам относятся: позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). Син. (функциональная) нейровизуализация, методы функционального картирования мозга. Амер. психолог Майкл Познер сравнил влияние функциональной нейровизуализации на психофизиологию и когнитивную нейронауку с влиянием телескопа на астрономию. Кроме методов функциональной Н. широко применяются методы структурной Н., дающие анатомические изображения тканей мозга (см., напр., Компьютерная аксиальная томография, Магнитно-резонансная томография). (Б. М.)
НЕЙРОКВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ (или теория нервного кванта; англ. Neural quantum theory, NQT) – выдвинутая в 1930-е гг. Г. фон Бекеши и развитая С. Стивенсом теория работы сенсорной системы, основанная на принципе дискретности субъективного ряда (см. Порог сенсорный, Пороговые теории).
Согласно Н. т., сенсорный эффект связан с работой гипотетических функциональных единиц в сенсорной системе – нейроквантов (NQ). Каждый NQ срабатывает по принципу «все или ничего», как только действующее раздражение достигает его порогового уровня. В зависимости от силы раздражения активируется различное число NQ, чем и определяется разная интенсивность ощущений. При этом предполагается, что включение 1 дополнительного NQ не м. б. отмечено, и, чтобы вызвать ощущение, отличное от прежнего, требуется активация как минимум 2 новых NQ. Действующее раздражение крайне редко м. б. кратно пороговому уровню NQ. Поэтому в сенсорной системе, как правило, имеется остаточное возбуждение, варьирующее в пределах от нуля до порогового уровня, с которым суммируется вновь поступающее возбуждение. Поскольку для появления сенсорного эффекта необходимо, чтобы это суммарное возбуждение активировало два NQ, а вклад, вносимый остаточным возбуждением, варьирует в указанных выше пределах, то 100 %-ное наступление сенсорного эффекта наблюдается там, где величина раздражителя достаточна, чтобы самой по себе активировать два NQ; тогда как впервые отличаться от нуля вероятность сенсорного эффекта начинает там, где величина раздражителя становится достаточной для активации одного NQ. Кроме того, в Н. т. принимается допущение, что остаточное возбуждение колеблется случайным образом, так что с течением времени все его возможные величины встречаются одинаково часто.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большой психологический словарь"
Книги похожие на "Большой психологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Зинченко - Большой психологический словарь"
Отзывы читателей о книге "Большой психологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.






















