» » » » В. Зинченко - Большой психологический словарь


Авторские права

В. Зинченко - Большой психологический словарь

Здесь можно скачать бесплатно "В. Зинченко - Большой психологический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство 0dc9cb1e-1e51-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Зинченко - Большой психологический словарь
Рейтинг:
Название:
Большой психологический словарь
Автор:
Издательство:
0dc9cb1e-1e51-102b-9d2a-1f07c3bd69d8
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-055694-6, 978-5-17-055693-9; 978-5-9713-9307-8, 978-5-9713-9308-5; 978-5-93878-662-2, 978-5-93878-663-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большой психологический словарь"

Описание и краткое содержание "Большой психологический словарь" читать бесплатно онлайн.



Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь – это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря.

Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки «Большого психологического словаря» (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его основные отличия можно резюмировать следующим образом. Прежде всего, в словарь было добавлено около 400 новых статей, тем самым общее количество статей превысило 2000. Многие статьи из предыдущего издания были переработаны или полностью заменены статьями с новым содержанием, в ряде случаев пришлось сделать уже традиционные для нашего издания добавления. Авторы ряда статей стремились представить информацию о результатах научных исследований, проведенных в самом конце минувшего века и в начале XXI века. Таким образом, словарь в еще более полной мере стал отражать ситуацию в современной отечественной и мировой психологии.






Разнообразие и взаимодополнительность просматриваются и во взглядах на причины неуспеваемости. А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман выделяют 5 основных проблем-причин: связанные с умственным развитием; поведенческие; эмоциональные и личностные; общения; неврологические. Возможна и более широкая классификация, включающая контекстные переменные (педагогические, социально-психологические, экономические, мед.). В работах Н. П. Локаловой, Н. Г. Салминой и др. осуществлен тщательный анализ трудностей при обучении рус. языку, чтению, математике, способы их диагностики и коррекции. Имеются интересные исследования неуспеваемости по отдельным предметам уч-ся средних классов. Относительно мало известно о неуспевающих старшеклассниках. (И. А. Мещерякова)

НЕУСПЕШНЫЙ УЧЕНИК (англ. unsuccessful pupil) – более современное и более широкое понятие, чем неуспевающий ученик. Неуспешность отражает недостижение целей образования как в сфере собственно учебной деятельности, так и в сфере психосоциального развития (адаптации, воспитания, общения, выстраивания временной перспективы и т. д.). Содержательное единство в понимании кто такой неуспевающий и кто такой Н. у. еще не сформировалось. Серьезным препятствием является то, что для школьной неуспешности (и успешности) пока не изобретено системы измерения, что делает это понятие менее очевидным и практичным, чем понятие неуспеваемости. Вместе с тем введение в психолого-педагогический тезаурус понятия школьной успешности/неуспешности оправданно, т. к. оно более адекватно отражает жизнь ребенка в школе.

Некоторые авторы вкладывают в термин более узкий смысл. Напр., А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман под хронической неуспешностью и школьной тревожностью понимают один из психологических синдромов психического развития младших школьников: центральным фактором, определяющим трудности, является высокая тревожность, а основной сферой проявления трудностей – учеба. Однако и др. психологические симптомы, описываемые этими авторами (такие как уход от деятельности, негативное и позитивное самопредъявление и т. п.), также приводят к серьезным школьным проблемам и, в конце концов, к неуспешности. (И. А. Мещерякова)

НИСТАГМ (от греч. nystagmos – дремота) – ритмические «пилообразные» вращения глазного яблока, состоящие из относительно медленного движения в одном направлении и быстрого возвратного движения. Н. может возникать при воздействии различного вида раздражителей. Один из видов Н. – т. н. вестибулярный Н., возникающий при воздействии на полукружные каналы вестибулярного аппарата тепловых или холодовых раздражителей. Оптико-кинетический Н. возникает при фиксации глазом объекта, который двигается в поле зрения (частный случай – железнодорожный нистагм, возникающий при наблюдении из окна движущегося поезда). Явление Н. используется для исследования механизмов зрительного восприятия в норме и патологии. См. Версионные движения, Движения глаз.

НИСХОДЯЩИЕ И ВОСХОДЯЩИЕ ПРОЦЕССЫ переработки информации (англ. top-down and bottom-up processes) – активно используемое в современной когнитивной психологии и когнитивной нейронауке понятийное различение вклада субъекта и воздействующего на него стимула (объекта) в процесс познания.

Согласно компьютерной метафоре, сенсорные (восходящие) процессы могут быть представлены как первичный анализ данных, поступающих на вход системы переработки информации. Сама переработка понимается по аналогии с работой компьютерных программ, включающей приведение данных к определенному формату, а также обращение к информации, уже хранящейся в памяти. Поскольку ход и результаты работы компьютерной программы обычно зависят и от программного кода, и от поступающих данных, то 2 образующие процесса познания в рамках информационно-компьютерной метафоры стали рассматриваться соответственно как концептуально ведомая (направляемая схемами) переработка информации и как переработка, ведомая данными (Norman, Rumelhart, 1975). В последнее время используется также и расширенное понимание нисходящего «потока» информации, включающего влияния на текущий процесс обработки «данных» не только со стороны схем, но также со стороны любой информации, уже имеющейся в системе переработки к моменту поступления в нее обрабатываемых «сенсорных данных».

Различение восходящей и нисходящей линий переработки информации не тождественно различению контролируемой и автоматической переработки информации (см. Контролируемая переработка информации). Предполагается, что исходно автоматические процессы переработки запускаются по восходящим путям, идущим от сенсорного входа. В отличие от них контролируемые процессы обеспечиваются нисходящими механизмами, прямо связанными с целью действия. Однако часто за некогда контролируемыми, а впоследствии автоматизированными процессами стоят механизмы нисходящей регуляции процесса переработки информации. Напр., выделение отдельных слов в речи собеседника, говорящего на иностранном языке, происходит под контролем сознания в том случае, если этот язык не вполне знаком слушателю, и автоматизировано, если это хорошо знакомый ему язык. Но в обоих случаях членение фразы на слова является нисходящим процессом, поскольку управляется уже имеющимися знаниями. См. Процессы сверху-вниз, Процессы снизу-вверх. (М. В. Фаликман, Е. В. Печенкова)

НОВООБРАЗОВАНИЕ (англ. neo-formation, innovation) – одна из важнейших характеристик диалектической концепции психического развития, развиваемой Л. С. Выготским и его последователями. Особенно эвристичным оказалось понятие центрального психологического Н., которое уже традиционно используется для психологической характеристики возрастных периодов: к таким Н. относятся те качественные изменения в психике, личности и деятельности, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития, а также отношение ребенка к самому себе и к соц. окружению и тем самым ведут к изменению существующей социальной ситуации развития. Достичь консенсуса в определении конкретных возрастных центральных психологических Н. пока не удается. (Б. М.)

НОВОРОЖДЕННОСТЬ (англ. newborn) – возрастной период, в который происходит приспособление к жизни вне утробы матери (ок. 4–6 нед. после рождения), 1-й этап младенческого возраста. К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития (см. Неонатальный, Натальный, Пренатальное развитие), но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестезическая чувствительность. При отсутствии в первые дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека.

В период Н. в поведении большую роль играют безусловные рефлексы – сосательный, оборонительный, ориентировочный. Кроме того, ребенок обнаруживает постепенно угасающие рудиментарные рефлексы (Моро, ладонный, переступания, ползания, Бабинского и др.). Быстрота и скорость образования условных рефлексов зависят от условий жизни: при первом прикладывании к груди через 20–30 мин после рождения условный рефлекс (на прикосновение, положение тела) вырабатывается после 2–3 подкреплений в течение суток, а через 16–20 ч после рождения – лишь на 10–12-й день после многократных повторений. К концу Н. дети начинают держать голову, а 25 % – самостоятельно переворачиваться.

В период Н. происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми. При правильном воспитании со 2–3-й нед. возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемые обращением взрослого человека, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце 1-го – нач. 2-го мес. появляется первая «соц.» улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода Н. (см. Комплекс оживления).

Благополучное течение Н. зависит от степени развития плода к моменту рождения, наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания на этапе Н. – создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов. См. также Неонатальная поведенческая оценочная шкала Бразелтона, Шкала Апгар. (С. Ю. Мещерякова)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большой психологический словарь"

Книги похожие на "Большой психологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Зинченко

В. Зинченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Зинченко - Большой психологический словарь"

Отзывы читателей о книге "Большой психологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.