» » » » В. Зинченко - Большой психологический словарь


Авторские права

В. Зинченко - Большой психологический словарь

Здесь можно скачать бесплатно "В. Зинченко - Большой психологический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство 0dc9cb1e-1e51-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Зинченко - Большой психологический словарь
Рейтинг:
Название:
Большой психологический словарь
Автор:
Издательство:
0dc9cb1e-1e51-102b-9d2a-1f07c3bd69d8
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-055694-6, 978-5-17-055693-9; 978-5-9713-9307-8, 978-5-9713-9308-5; 978-5-93878-662-2, 978-5-93878-663-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большой психологический словарь"

Описание и краткое содержание "Большой психологический словарь" читать бесплатно онлайн.



Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь – это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря.

Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки «Большого психологического словаря» (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его основные отличия можно резюмировать следующим образом. Прежде всего, в словарь было добавлено около 400 новых статей, тем самым общее количество статей превысило 2000. Многие статьи из предыдущего издания были переработаны или полностью заменены статьями с новым содержанием, в ряде случаев пришлось сделать уже традиционные для нашего издания добавления. Авторы ряда статей стремились представить информацию о результатах научных исследований, проведенных в самом конце минувшего века и в начале XXI века. Таким образом, словарь в еще более полной мере стал отражать ситуацию в современной отечественной и мировой психологии.






Диссонанс может возникать и в связи с прошлыми поступками. Напр., когда человек в определенной ситуации совершил действия, которые затем вызывают угрызения совести, то, согласно Т. к. д., в интерпретацию ситуации и ее оценку м. б. внесены коррективы, которые снимут причины для переживания когнитивного диссонанса. Во многих случаях это удается без труда, поскольку жизненные ситуации довольно часто неоднозначны. Если курильщик узнает о новом открытии связи между заболеваемостью раком и курением, то у него существует много способов уменьшить возникающий диссонанс (к примеру, зачислить себя в категорию умеренных, а не злостных курильщиков). Нередко для снятия когнитивного диссонанса используется «внешнее оправдание» (внешняя атрибуция): личная ответственность за поступок снимается тем, что его признают вынужденным: «заставили», «приказали», «очень просили»; или же оправдание основано на корыстном мотиве (хорошо оплатили). Если же оснований для внешнего оправдания недостаточно, то в действие вступает др. способ – изменение представлений. Напр., если человеку пришлось солгать, то позднее он неосознанно вносит коррективы в свое первоначальное представление о реальности, подгоняя его под «ложное высказывание», которое тем самым субъективно превращается в «правду». Фестингер допускает, что мы можем поверить в то, о чем ранее говорили неискренно, и, т. о., достичь консонанса.

В ряде пунктов Т. к. д. совпадает с идеями теорий атрибуции и когнитивного баланса, которые разрабатывал австрийско-амер. психолог Фриц Хайдер (Heider, 1896–1988), опираясь на принципы гештальтпсихологии. (Б. М.)

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — см. Конвергенции теория.

ТЕОРИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ (англ. theory of direct perception) – концепция Дж. Гибсона, согласно которой вся необходимая для восприятия информация содержится в паттернах внешней стимуляции. Вопреки конструктивизму и транзакционизму Гибсон считал восприятие когнитивно непосредственным процессом, не требующим привлечения гипотез, знаний, умозаключений и т. п. Разрабатывая проблемы экологической оптики, связанные с анализом стимуляции в естественных условиях, Гибсон был близок к созданию того, что позднее Д. Марр назвал вычислительной теорией. (Б. М.)

ТЕОРИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ СИГНАЛА (англ. signal-detection theory) – см. Психофизическая модель теории обнаружения сигнала.

ТЕОРИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ И КОНСТАНТНОСТИ (англ. perspective-constancy theory) – теория, объясняющая возникновение некоторых оптико-геометрических иллюзий (напр., иллюзии Мюллера-Лайера и иллюзии Понцо), на основе глубинной (перспективной) интерпретации двумерных изображений, провоцируемой монокулярными признаками удаленности; при этом переоценка размера является следствием принципа инвариантности величины-удаленности (чем дальше кажется видимый объект, тем он выглядит более крупным, как в законе Эммерта). Сторонниками этой теории являются, напр., Р. Грегори и Ф. Кликс. См. также Перспектива. (Б. М.)

ТЕОРИЯ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ (англ. goal-setting theory) – разработанная Э. Локом (Locke, 1968) концепция, описывающая зависимость мотивации и продуктивности деятельности от характера целей: 1) трудные цели обусловливают более высокий уровень выполнения задачи, чем легкие; 2) конкретные цели обусловливают более высокий уровень выполнения, чем общие цели (типа «сделать как можно лучше») и отсутствие целей. Исследования, направленные на проверку Т. п. ц., подтвердили значимость целевых факторов для работоспособности и эффективности деятельности. (Б. М.)

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (разработана П. Я. Гальпериным и его сотрудниками) – учение о процессах и условиях, определяющих формирование умственных действий, а на их основе – представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: 1) выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия (см. Ориентировочная деятельность); 2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий (восприятия, мышления и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план (см. Интериоризация).

В Т. п. ф. у. д. различают 4 основные группы условий овладения новым умственным действием: необходимая мотивация; правильное выполнение действия в его исходной внешней форме; планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.); полноценное воспроизведение действия в умственном плане.

При формировании новых действий в процессе обучения школьнику сначала разъясняется их ориентировочная основа, которая тут же в виде схемы записывается на карточке; с помощью этой схемы без предварительного заучивания ее содержания уч-ся немедленно приступают к решению задач. Их целесообразный подбор обеспечивает формирование желаемых свойств действия. Для более полноценного воспроизведения действие сначала формируется во внешней речи, которая затем переходит во внутреннюю речь и далее в «скрытую речь». От последней в сознании остается лишь своеобразное переживание, получившее в психологии название «чистой мысли». Т. о., на основе предметного действия в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления.

Практическое значение применения Т. п. ф. у. д. заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования т. н. метода (приема) проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании др. форм обучения.

ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА (англ. prototype theory) – концепция опознания стимула путем соотнесения его с хранящимся в памяти прототипом – абстрактной репрезентацией некоторого набора стимулов (объектов), «воплощающей» в себе множество форм одного и того же класса (напр., прототипы всех букв «А», птиц или человеческих лиц). Главные направления исследований: формирование прототипов (процессы абстрагирования зрительной информации); категоризация новых паттернов (отнесение их к сформированному прототипу). Согласно модели центральной тенденции, прототип представляет собой нечто среднее из всех конкретных экземпляров или – в математических терминах – точку в многомерном пространстве, в которой пересекаются средние расстояния от всех признаков. Согласно модели частоты признаков, прототип отражает моду или наиболее часто встречающееся сочетание признаков; это – «лучший экземпляр» из некоторого набора стимулов. См. Модели зрительного опознания, Теория эталона. (А. И. Назаров)

ТЕОРИЯ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (англ. theory of psychosexual development) – разработанная З. Фрейдом стадиальная концепция психосексуального развития, утверждающая о существовании 5 стадий (оральной, анальной, фаллической, латентной, генитальной); у каждой стадии (кроме латентного периода с 6 до 12 лет) есть своя, характерная для нее соматическая зона, стимуляция которой вызывает удовольствие.

ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (англ. theory of psychosocial development) – теория Э. Эриксона (1950, 1963), в которой описывается нормативная последовательность возможных обретений и потерь в сфере положительных и отрицательных чувств (установок) личности, распределенных по 8 стадиям (возрастам) полного цикла жизни человека. Психосоциальное развитие рассматривается как эпигенетическая цепь критических периодов (кризисов, конфликтов, проблем), каждый из которых является критическим «в смысле поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой» (Эриксон, 1963). Т. п. р. создавалась г. о. на клиническом опыте, но позднее иллюстрировалась с помощью психобиографического и этнографического материала; и до сих пор делаются попытки ее локальной проверки на основе более широких эмпирических данных, полученных с помощью стандартизированных методик. Внутренняя логика Т. п. р. раскрывается через принцип борьбы противоположных синтонических и дистонических тенденций (тезис и антитезис); в случае удачного исхода этой борьбы возникают позитивные качества эго, или человеческие силы (синтез). Ниже приводятся аутентичные названия стадий, построенные по этому принципу гегелевской триады. Напр., первая стадия называется «Базисное доверие против недоверия (basic trust vs. mistrust): надежда (hope)», т. е. в борьбе доверия и недоверия рождается надежда.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большой психологический словарь"

Книги похожие на "Большой психологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Зинченко

В. Зинченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Зинченко - Большой психологический словарь"

Отзывы читателей о книге "Большой психологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.