» » » » В. Зинченко - Большой психологический словарь


Авторские права

В. Зинченко - Большой психологический словарь

Здесь можно скачать бесплатно "В. Зинченко - Большой психологический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство 0dc9cb1e-1e51-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Зинченко - Большой психологический словарь
Рейтинг:
Название:
Большой психологический словарь
Автор:
Издательство:
0dc9cb1e-1e51-102b-9d2a-1f07c3bd69d8
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-055694-6, 978-5-17-055693-9; 978-5-9713-9307-8, 978-5-9713-9308-5; 978-5-93878-662-2, 978-5-93878-663-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большой психологический словарь"

Описание и краткое содержание "Большой психологический словарь" читать бесплатно онлайн.



Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь – это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря.

Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки «Большого психологического словаря» (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его основные отличия можно резюмировать следующим образом. Прежде всего, в словарь было добавлено около 400 новых статей, тем самым общее количество статей превысило 2000. Многие статьи из предыдущего издания были переработаны или полностью заменены статьями с новым содержанием, в ряде случаев пришлось сделать уже традиционные для нашего издания добавления. Авторы ряда статей стремились представить информацию о результатах научных исследований, проведенных в самом конце минувшего века и в начале XXI века. Таким образом, словарь в еще более полной мере стал отражать ситуацию в современной отечественной и мировой психологии.






Гибсон резко критикует созерцательно-сенсуалистические теории взаимно-однозначного соответствия между объектом и его изображением. Организм не может созерцать целостное изображение, проецируемое на сетчатку и передающееся в мозг. Такой подход ничего не объясняет, т. к. предполагает наличие крошечного человечка в голове, «гомункулюса», способного анализировать это изображение. Др. подход предполагает поэлементную передачу деталей изображения с непосредственным выходом на исполнительные органы, но при этом возникает сверхсложная задача создания феноменального окружающего мира из отдельных ощущений. Э. о. отвергает как передачу целостных изображений в мозг, так и необходимость обработки и интерпретации сенсорных данных, поскольку восприятие не основано на ощущениях. См. Теория непосредственного восприятия.

Вполне достаточный объем информации о взаимном расположении предметов представлен в параметрах оптического множества и воспринимается непосредственно. Эти параметры являются не физическими свойствами стимулов (интенсивность, размер, форма и т. п.), а экологическими свойствами более высокого порядка (взаимоотношения, градиенты), которые единственным способом связываются с восприятием внешнего мира. Несмотря на динамические изменения окружающей обстановки и изображения на сетчатке, некоторые характеристики информации остаются постоянными и называются инвариантами. Примерами подобных инвариантов являются градиент текстуры и фокус экспансии.

Так, извлечение непосредственной информации о глубине связано с восприятием текстурированных поверхностей. В зависимости от расстояния между наблюдателем и поверхностью изменяется величина текстурных элементов и их плотность в зрительном поле. Если поверхность наклонена к наблюдателю под определенным углом, то текстурные элементы на ее ближнем крае будут выглядеть крупнее, чем на дальнем. Постепенное изменение величины и плотности текстурных элементов Гибсон назвал градиентом текстуры, и он непосредственно указывает наблюдателю направление удаления поверхности. С т. зр. Гибсона, градиент текстуры нельзя отнести к разряду признаков глубины, т. к. последние требуют дополнительной ментальной обработки для получения информации о внешнем мире; они имеют отношение только к воссозданию объемных свойств по картинным изображениям.

В восприятии движения важная роль отводится фокусу экспансии. Когда наблюдатель приближается к расположенной перед ним поверхности, сфокусировав взгляд в точке перед собой, ему кажется, что контуры предметов вокруг этой точки радиально отступают на периферию поля зрения. Фокус экспансии – это не сенсорный признак, а оптический инвариант, надежный источник информации о движении для любых поверхностей (трава, кирпичная стена, облака).

Несмотря на оригинальный новаторский подход, Э. о. неоднократно подвергалась справедливой критике за положения о том, что перцептивные структуры заложены в оптическом потоке и не требуют когнитивной обработки и предшествующего опыта наблюдателя. Экологический подход настолько сильно контрастирует с традиционными взглядами на восприятие, что возможность использования его разработок в др. направлениях психологии практически исключена. (О. А. Гончаров)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. ecological psychology, environmental psychology).

1. Э. п. – название подхода к исследованию восприятия и поведения, который развивал амер. психолог Джеймс Гибсон. Син. Экологическая оптика.

2. Психология среды (environmental psychology) – направление исследований, которое применяет психологию к пониманию человеческого поведения в отношении окружающей среды. В некоторых переводных изданиях появился термин «энвайронментальная психология» (не исключено, что скоро нечто подобное возникнет вместо терминов «средовый стресс» и «средовая нагрузка»). Очевидно, любое психологическое исследование можно представить как изучение влияния на поведение и психику тех или иных факторов среды (от космических, климатических, метеорологических, пространственно-географических до беспредельно разнообразных социокультурных). С этой т. зр. вся психология может считаться экологической. Тем не менее в последние десятилетия наблюдается стремление к институционализации Э. п. как самостоятельной отрасли. Предлагаемые перечни проблем этой отрасли поражают г. о. своей необъятностью и всеядностью. Как одно из направлений Э. п., но только с более конкретными границами и задачами, можно рассматривать поведенческую географию.

3. Один из учеников К. Левина, амер. психолог Роджер Баркер, начиная с 1947 г. проводил исследования по Э. п. Главное внимание в них уделялось тщательной регистрации (фиксации) повседневного поведения людей (включая и детей). Итоги большого цикла исследований подведены в книге: Barker R. G., Wright H. F. Ecological Psychology (1968). Теоретическая программа и методология этих исследований в значительной мере совпадают с теми, которые развиваются в рамках междисциплинарной этологии человека. Как и в классической зоологической этологии, в них подчеркивается, что поведение невозможно объяснить вне связей с окружающей средой; поэтому последняя также выступает равноправным объектом психологического анализа; основным методом исследования считается наблюдение и беспристрастное описание событий; предмет исследований – взаимоотношения человека и среды, взятых в их естественном виде, т. е. без к.-л. вмешательства со стороны исследователя. В тесном родстве с этими направлениями находится и проксемика (пространственная психология).

4. В понимании У. Бронфенбреннера, Э. п. – научное изучение постепенной взаимной адаптации на протяжении всей жизни между развивающейся личностью и ее непосредственным окружением; причем на этот процесс значительно влияет более широкий соц. контекст. См. также Вероятностный функционализм. (Б. М.)

ЭКСГИБИЦИОНИЗМ (от лат. exhibitio – выставление, предъявление) – вид полового извращения, при котором сексуальное удовлетворение достигается путем демонстрации гениталий лицам против. пола вне ситуации половой близости. Э. чаще встречается у мужчин; однако можно сказать, что женщины, профессионально занимающиеся стриптизом или любящие обнажать грудь и бедра, имеют эксгибиционистские наклонности. Элементы Э. нередко наблюдаются у детей (у 5 % до 7 лет и 1 % 7–10 лет). Обычно демонстрация детьми своих половых органов лишена сексуальной окраски, но при определенных условиях (в частности, при снижении порогов возбудимости, нарушении сроков психосексуального развития, некоторых нервно-психических заболеваниях) она может вызывать сексуальное возбуждение и в дальнейшем обрести девиантный характер.

Типичная тактика эксгибициониста заключается в подкарауливании ни о чем не подозревающей женщины или ребенка и неожиданном обнажении перед ними. Часто сочетается с садизмом (наслаждение от испуга жертвы), мазохизмом (наслаждение от сознания совершения недозволенного и страха) или садомазохизмом. Частный случай представляет собой словесный (вербальный) Э. – нашептывание сальностей, непристойностей, интимных подробностей (в т. ч. по телефону). (И. А. М.)

ЭКСПЕРИМЕНТ — см. Квазиэксперимент, Метод эксперимента, Экспериментальный план.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. experimental psychology) – общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод эксперимента, г. о. лабораторного эксперимента. Первые опыты лабораторных исследований по психологии были проведены не психологами, а астрономами (Бессель, 1823) и др. специалистами. Физиолог Э. Вебер экспериментально исследовал пороги ощущений (1834; см. Закон Вебера). Систематические экспериментальные исследования начаты были в Лейпцигской лаборатории В. Вундта (1879), но намного раньше теоретические и методологические основы психофизического эксперимента разработал Г. Т. Фехнер (1860). В России 1-я экспериментально-психологическая лаборатория была основана в Казани В. М. Бехтеревым (1885). С 1880 г. начинает вести экспериментальную работу в Одессе Н. Н. Ланге (см. Микрогенез). Во Франции (Париж) открывается лаборатория физиологической психологии (1889), вскоре (с 1895) ее директором становится А. Бине. В 1880-х гг. открываются экспериментально-психологические лаборатории в США, Англии и др. странах. Почти все психологи конца XIX – нач. XX в., сыгравшие сколько-нибудь значительную роль в развитии своей науки, были выдающимися экспериментаторами. В наше время происходит быстрое развитие Э. п., она завоевывает новые сферы изучения. Наряду с расширением и совершенствованием собственно психологических методов (лабораторного, естественного экспериментов, наблюдения, психометрики и др.) Э. п. использует методы смежных с ней наук – нейрофизиологии, биологии, социологии и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большой психологический словарь"

Книги похожие на "Большой психологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Зинченко

В. Зинченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Зинченко - Большой психологический словарь"

Отзывы читателей о книге "Большой психологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.