Геннадий Водолеев - К социальной адаптации
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "К социальной адаптации"
Описание и краткое содержание "К социальной адаптации" читать бесплатно онлайн.
Традиционно наибольший жизненный успех сопутствует тем, кому повезло с изрядно преуспевшими родителями, с местом рождения близ центров власти, науки, культуры. Большинство же лишено таких изначальных благоприятных социальных стартовых позиций, обретается в семьях с низким достатком, не позволяющим получить достойное общее и профессиональное образование - обязательную предпосылку благоприятной карьеры в современных обществах. Но тем не менее, в любых социумах всегда есть незначительное количество людей, состоявшихся как весьма значимые личности не благодаря некоторым благоприятным, а вопреки множеству неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Эта книга - своего рода путеводитель для безродных с описанием некоторых приемов и средств для оптимизации перемещений по каналам вертикальной социальной канализации.
Что же касается разнообразных «пролетариев», то надлежит не забывать одного важного обстоятельства: «широкие народные массы» обездоленных, неимущих, кроме выдвижения пламенных «борцов за народное счастье», в гораздо большем количестве поставляют пополнение слоя разнообразных имущественных хищников средней руки, структур оргпреступности, мелкого и среднего чиновничества, весьма склонного к коррупции. А посему не могут рассматриваться в качестве надежной естественной опоры более справедливых социумов.
Глава 12. Социализация: степени и основы.
Адаптированность людей к обществу, включенность в его «плоть» всегда различна у каждого. У отдельных социальных групп степень различий может быть весьма высокой: от критически низкой у заключенных подростковых колоний до предельно высокой у слушателей духовных семинарий. Качественно разная социализация у школьных учителей, привязанных пожизненно к должности, местной школе и у знати, имеющей родственные связи, недвижимость за границами, владеющей языками.
Подобное имеет серьезные следствия: социальная мотивация, приверженность традициям, культуре, иным ценностям зачастую просто исключает взаимопонимание представителей групп разнокачественных социализаций.
Молодым из безродных следует это осознавать хотя бы в самых общих чертах и при неизбежности деловых взаимодействий с представителями иных социальных групп не худо бы готовиться к этому, хотя бы, к примеру, к туристической поездке за рубеж. Различать же надлежит многое. «Сопрягаемость» различных социальных групп в единое общество может основываться на разных доминантах устремлений: для промышленников, торговцев главным «связующим звеном» является их собственность на землю, производственное сооружение и все, что в них, их личные дружеские и деловые связи, языковая общность, знание местных законов и обычаев.
Для промышленных, транспортных и иных рабочих и служащих сопряжение с обществом идет больше через профессиональную занятость, досужие пристрастия - любимые фильмы, футбольные команды, пивные и т.п.
Для фермеров, работников сельхозкооперативов включение в социум происходит через землю в собственности, дом с приусадебным участком, где они родились, где жили их предки и будут жить их дети и внуки. И через соседей, кумовьев, иную родню, расселившуюся окрест и далече, через совместные гулянки по разным поводам - с песнями, драками, забавными случаями.
Если наборы таких элементов сопряжения в основном сохраняются, то остается и адаптация к социуму вне зависимости, перешел мир в эру компьютеризации и Интернета или нет, ездят горожане сплошь на велосипедах или «Мерседесах».
В одних обществах наиболее интенсивное общение людей происходит в барах, пивных, кафе, в других - во дворах мечетей, у входов на стадионы, в банях. Атмосфера встреч в культурах одних социумов шумная, говорливая, развязанная, в других - церемонная до чопорности, протокольно-регламентированная для стороннего наблюдателя до забавности.
Важнейшим элементом углубляющейся социализации является и более выдающийся социальный статус и возможности для его упорного повышения: генерал в любом государстве - столп общества. И хуже, если возможности стать генералом в социуме нет.
Качественные характеристики социализации претерпевают кардинальные трансформации с возрастами людей: от школьной радости общения с друзьями по совместным походам к теплой душевной привязанности к местам лучших событий жизни, к могилам родителей, от вечеринок с друзьями по студенческой волейбольной команде к включенности в важнейшую политическую, государственную деятельность через старых, оставшихся в живых университетских друзей. От самозабвенного увлечения танцами, рок-концертами к любви к жизни в родном деревенском доме для занятий живописью, литературой, музыкой. Точно так, как об этом в стародавние времена писал русский поэт:
«…Средь юных, невоздержанных лет
Мы ценим блеск и свет огня.
Но полурадость, полусвет
Теперь отрадней для меня».
И так – почти во всем. Возрастные эволюции привязанностей к окружающим, к местам, к происшедшим событиям, составляющих в совокупности включенность в общество, неизбежны, неодолимы, все более множественны и нерасторжимы до конца жизни.
Наиболее успешно и быстро происходит социализация, к примеру, в США: одна из самых благополучных и открытых стран мира, где самая высокая и обильная поддержка обездоленных групп населения неудержимо влечет миллионные массы нищих людей из всех регионов мира. И где уровень жизни на социальном «дне» зачастую превосходит то, что имеют волне благополучные социальные слои во множестве других стран. Что уже является мощнейшей мотивацией для наиболее полного ассоциирования с обществом пребывания. Даже для тех, кто находится в США нелегально, без официального статуса, что очень выгодно работодателям, которые имеют копеечную рабочую силу, не требующую уплаты и немалых социальных налогов. Что не вызывает особых возражений у правоохранителей, так как «нелегалы» ведут себя в подавляющем большинстве тише воды, ниже травы. Во многом таким же образом, это происходит в других развитых странах Европы, в Канаде, где изгои множества бедных, перенаселенных стран мира находят работу и пропитание. При чрезмерном «наводнении» инородцами старых социумов и предоставлений им достаточно широких гражданских прав в ряде случаев они, будучи приверженцами иной культуры, религии, начинают активную борьбу и за политическое «равноправие». Иногда в самых решительных формах в виде массовых погромов, терактов, как это было в 2005-2006 годах в Испании, Франции.
Для множества представителей неимущих слоев населения средством социализации являются прежде всего язык, обычаи общения (деревенские, края, области), наиболее употребляемые различные предписания должного поведения: правила дорожного движения, правила поведения в поездах, метро, в самолетах, правила пользования городскими туалетами, банями и т.п.
Для понуждения более прилежного следования всем этим предписаниям, не надеясь на вполне добровольное их исполнение этим малограмотным «быдлом», широко используются государственные контрольно-карательные структуры. Для особо «нуждающихся» - тюрьмы. К примеру, в США, где более всего добровольно страждущих социализироваться отовсюду, и наибольшее число тюрем и обитателей в них. В странах, где основной массе людей живется скудно, для обеспечения их приемлемой социализации обильно и массово применяются административные, уголовные меры принуждения. Чаще всего это происходит в монархических, деспотических режимах с сильно развитой многочисленной чиновной бюрократией. Как только убирается по каким-то причинам мощный «социализирующий» прессинг, такой социум идет вразнос. В таких обществах до их социального взрыва всегда идут скрытые напряженные противоборства как внутри элит, так и между господствующими группами и научно-технической, творческой интеллигенцией, пытающейся привлечь к противостояниям как можно большее число участников из «широких народных масс». Это свидетельствует о том, что грядет смена старых основ и технологий социализации на новые. Как будут работать новые - неведомо никому, какой качественно новый социум благодаря им сформируется - тем более. Хотя мечтаний и живописаний всегда имеется множество - одно краше другого: «Весь мир насилья мы разрушим
До основания. А затем
Мы свой, мы новый мир построим:
Кто был никем, тот станет всем!» По опыту СССР только часть из числа тех, кто был никем, обрели высокий социальный статус. Но в основы и технологии социализации были внесены кардинальнейшие изменения, приведшие к возникновению качественно иного общества, открывшего больше возможностей оптимизации собственной судьбы с помощью широкого доступа к образованию, к карьере в советской «номенклатуре», в науке, искусстве и др. Основная масса социально малозначащих осталась при своем прежнем социальном статусе, предназначенности быть рабочей, солдатской силой. Но с другими песнями, где воспевались трудовые подвиги, другими гимнами. Что тоже не так уж мало.
В тех же обществах, где сцепление в социум различных групп населения, пусть с разными качественными сторонами, мотивациями, происходит с большей степенью свободы личного волеизъявления, выбора социальных ролей, процессы совместной жизнедеятельности тоже никогда не бывают бесконфликтными. Только в более благополучных, в целом, более справедливых социумах с более высоким уровнем образования и воспитания всего населения - противоборства реализуются в ходе выборов в местные и общенациональные органы управления, когда большинство населения может поменять правящую политическую партию. Или когда профсоюзы в состоянии вывести людей на общенациональную забастовку и понудить изменить те или иные законы, условия труда жизни и т.п. Но более благоприятные условия жизни, более высокие уровни и стандарты потребления только смягчают формы социальных напряжений в процессах социализации. Излишества и непотребства элит могут в любой стране разрушить подвижный социальный мир и согласие. Здесь более важны, нежели хорошая кормежка, еще и острота чувства нарушенной социальной справедливости у большого числа населения из наиболее активных и образованных социальных групп. Чувство же восприятия уровня социальной несправедливости населением - очень точный измерительный инструмент, которым молодым из безродных всегда можно пользоваться без риска сильно ошибиться. Более того, это чувство в себе нужно культивировать, постоянно развивать, обогащать и им руководствоваться в качестве основного социального компаса в своей жизнедеятельности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "К социальной адаптации"
Книги похожие на "К социальной адаптации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Водолеев - К социальной адаптации"
Отзывы читателей о книге "К социальной адаптации", комментарии и мнения людей о произведении.