» » » » Александр Широкорад - Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское


Авторские права

Александр Широкорад - Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское

Здесь можно купить и скачать "Александр Широкорад - Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-062144-6, 978-5-403-02813-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское"

Описание и краткое содержание "Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское" читать бесплатно онлайн.



Семь веков назад на Руси процветали три великих княжества – Смоленское, Рязанское и Тверское, по территории и военной мощи не уступавшие европейским королевствам средней руки. Сейчас от этих государств остались лишь руины земляных валов да древние соборы. Кем и когда были основаны, как развивались и почему погибли эти княжества и по каким причинам именно Москва собрала вокруг себя русские земли, а также о многом другом читатель узнает из книги историка А.Б. Широкорада.






Вскоре параллельно с княжескими усобицами на Руси начинается и церковная смута. В 1145 г. глава русской церкви митрополит Михаил, грек по национальности, внезапно убежал в Царьград. Что послужило причиной его отъезда – неизвестно. Но перед отбытием митрополит наложил интердикт на службы в храме Святой Софии. По-видимому, митрополит имел какой-то конфликт с великим князем киевским Всеволодом Ольговичем, что и отразилось в столь необычном и жестком поступке. При этом нельзя исключить, что Михаил решил поучаствовать в борьбе за патриарший престол в Константинополе.

В 1146 г. Киев занимает новый претендент на великое княжение – Изяслав Мстиславич. А митрополита в столице нет. Чтобы навести порядок в делах церковных, князь Изяслав в июле 1147 г. созвал Собор русских епископов в Киеве. Среди тех, кто прибыл на Собор, был и епископ Смоленский Мануил. Изяслав Мстиславич, желая иметь на Киевской кафедре своего ставленника, независимого от Константинополя, предложил епископам для избрания кандидатуру Климента Смолятича – ученого монаха Зарубского монастыря, расположенного в 80 км к югу от Киева.

Этот выдающийся деятель истории Русской Церкви был связан по своему происхождению и начальному образованию со Смоленском. Климент Смолятич являлся одним из образованнейших людей своего времени, великолепным проповедником и замечательным церковным писателем. Большинство епископов одобрило выдвинутую кандидатуру и проголосовало за избрание главой Русской Церкви Климента Смолятича.

Однако часть епископов не согласилась с решением своих собратьев и активно выступила против. Ими были Косьма Полоцкий, Нифонт Новгородский и Мануил Смоленский. Грек по национальности, Мануил не мог допустить избрания митрополита, независимого от константинопольского патриарха. Оставшись в меньшинстве, опасаясь преследований со стороны Изяслава и Климента, Мануил вскоре бежал из Киева. Как сообщает Ипатьевская летопись, «…и Мануил Смоленский епископ, иже бе бегал перед Климом». По-видимому, и сам князь Смоленский Ростислав Мстиславич был недоволен избранием Климента, что нашло некоторое отражение в письме Климента Смолятича смоленскому пресвитеру Фоме.

Как мы уже знаем, в 1149 г. Юрий Долгорукий прогоняет Изяслава Мстиславича из Киева. Вместе с ним во Владимир Волынский убежал и митрополит Климент.

Тем временем патриарх направил в Киев своего митрополита грека Константина. Того радостно приветствовал Юрий Долгорукий. На радостях Константин предал анафеме уже умершего князя Изяслава Мстиславича.

В 1159 г. на киевский стол всходит Ростислав Мстиславич, но он заявляет: «Не хочу Клима у митропольи видеть». Видимо, тут сказалось влияние епископа Мануила. Но и Константина, проклявшего его брата, Ростислав видеть митрополитом не желает. В итоге оба митрополита ударились в бега – Климент во Владимир Волынский к детям Изяслава Мстиславича, а Константин – в Чернигов к своему приятелю епископу греку Антонию. В Чернигове же Константин и умер в 1159 г.

По традиционному порядку Ростислав пригласил из Византии и получил в 1161 г. нового митрополита Феодора. Но тот вскоре, в 1163 г., умер, однако Ростислав почти два года медлил с ходатайством о присылке нового митрополита из Византии. Наконец в 1164 г. греки прислали в Киев митрополита Иоанна. Так закончилась 17-летняя смута в Киевской митрополии.

В начале 40-х гг. XII в. в Смоленске развернулось строительство каменных храмов. Новгородская первая летопись под 1145 г. сообщает о князе Ростиславе: «В то же лето заложиша церковь камяну на Смядыне, Борис и Глеб, Смоленьске». Строительство храма на месте предполагаемого убийства одного из первых русских святых в значительной степени способствовало пропаганде этой общерусской святыни и служило подъему значения Смоленской епархии и княжества. Вновь возведенный Борисоглебский собор отличался значительными размерами. Он был 6-столпным, внутренние стены украшали замечательные фрески, пол покрывали разноцветные поливные плитки.

Через четыре десятилетия после своей постройки храм Бориса и Глеба был расширен сыном князя Ростислава князем Давидом, пристроившим к нему галерею и превратившим храм в княжескую усыпальницу. Несколько позже в Смоленске возводится еще один каменный храм – церковь Петра и Павла в загородной резиденции князя, на правом берегу Днепра. Выстроен он был в византийско-южнорусском стиле, как и все смоленские храмы этой поры.

Свидетельством прочного союза между церковью и княжеской властью на Смоленской земле стала так называемая грамота «О холме». В 1150 г. князь Ростислав Мстиславич передал Смоленской епископии в полное ведение Соборной холм. Этот акт был закреплен торжественной грамотой, которая пополнила собой корпус грамот Смоленской епископии.

Вскоре после этого на Соборном холме разворачивается активная строительная деятельность. В середине 50-х – начале 60-х гг. XII в. к юго-западу от Успенского собора была воздвигнута небольшая плинфяная[9] церковь. Характерной чертой этого храма было отсутствие каких-либо столпов-опор внутри (ее называли «бесстолпной»). Видимо, она являлась домашней церковью смоленских епископов. В те же годы у северо-восточного склона холма была построена кирпичная башня, находившаяся у въезда на собственно территорию соборного двора, играя, таким образом, оборонительную роль.

Чуть позже у основания холма, на перекрестке двух улиц, был воздвигнут небольшой храм, руины которого были обнаружены в 1989 г. при прокладке теплотрассы по улице Соболева. Исследовавший остатки церкви Н. Сапожников отнес время ее строительства к началу 80-х гг. XII в. Но, судя по размерам кирпичей-плинф, из которых выстроен был храм, постройка велась несколько раньше, в середине 60-х гг. XII в. Возведение этого храма, вероятно, завершило формирование архитектурного ансамбля Соборного холма – постоянной резиденции смоленских архиереев.

Ярким литературным памятником, содержащим интересные сведения о жизни Смоленской епархии в середине XII в., является послание митрополита Климента Смолятича смоленскому пресвитеру Фоме. До нашего времени это сочинение дошло в толкованиях монаха Афанасия, известных по списку XV в.

Предположительно, Фома был придворным священником Ростислава и по его просьбе написал письмо Клименту, обвиняя его в тщеславии и высокоумии, по его словам, тот «творит себя философом». В своем ответном послании Климент Смолятич опровергает слухи о своем тщеславии и заносчивости. При этом киевский митрополит демонстрирует прекрасное образование и широкую начитанность. Он упоминает античных авторов: Аристотеля, Платона, Гомера. Аллегорически толкует некоторые образы Ветхого Завета. При этом Климент отмечает, что сам Фома хорошо знает древнюю литературу и философию. Он упоминает некоего учителя Григория (скорее всего священника), который обучал Фому греческому языку. Возможно, уже тогда в Смоленске существовала школа для подготовки образованных священнослужителей.

В 1186 г. Ростислав Мстиславич был канонизирован и стал местночтимым смоленским святым. Кстати, была канонизированы и его родственники – отец Мстислав Владимирович и брат Всеволод Мстиславич.

Глава 4

Дети и внуки Ростиславичи

Еще при жизни, где-то около 1160 г., Ростислав Мстиславич поставил своего старшего сына Романа на Смоленский стол.

Другие сыновья Ростислава Мстиславича – Святослав, Рюрик, Давид и Мстислав – имели уделы на юге Руси, переходя из города в город, периодически Ростиславичи становились на короткий срок новгородскими князьями, а затем их выгоняло вече или другие князья. Так, к примеру, Святослав Ростиславич еще в 1155–1157 гг. занимал стол в Новгороде, затем еще два раза княжил в Новгороде. Сразу после смерти великого князя Ростислава Мстиславича вече окончательно прогнало его. И до самой смерти в 1170 г. Святослав Ростиславич жил в своем уделе – Великих Луках.

Рюрик Ростиславич имел еще при жизни один удел – Слуцк, в 1170–1171 гг. он успел побывать новгородским князем. С 1173-го по 1207 г. он пять (!) раз становился великим князем Киевским. Понятно, что подробное описание усобиц Ростиславичей в XII в. займет не одну сотню страниц и совершенно не интересно большинству читателей, а главное – выходит за рамки нашей темы. Поэтому я остановлюсь лишь на событиях, непосредственно влиявших на судьбу Смоленского княжества.

Помимо земель за пределами Смоленского княжества, братья Ростиславичи имели и небольшие уделы внутри его. Так, город Торопец принадлежал Мстиславу, город Луки – Рюрику, который в 1173 г. отдал его своему новорожденному сыну Ростиславу (Михаилу) и т. д. Любопытно, что внутри Смоленского княжества борьбы за внутренние уделы не будет до середины XIII в.

А теперь перейдем к внешнеполитической истории Смоленского княжества.

Ко времени смерти Ростислава Мстиславича (1168 г.) на Киевском престоле сидел великий князь Мстислав Изяславич. Роман Ростиславич не поладил со своим двоюродным братом Мстиславом и вступил в союз с Андреем Боголюбским, тоже внуком Мономаха и соответственно двоюродным братом Романа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское"

Книги похожие на "Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское"

Отзывы читателей о книге "Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.