» » » » Павел Мельников-Печерский - Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой


Авторские права

Павел Мельников-Печерский - Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Мельников-Печерский - Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Мельников-Печерский - Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой
Рейтинг:
Название:
Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой"

Описание и краткое содержание "Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой" читать бесплатно онлайн.



Встречи с произведениями подлинного искусства никогда не бывают скоропроходящими: все, что написано настоящим художником, приковывает наше воображение, мы удивляемся широте познаний писателя, глубине его понимания жизни.

П. И. Мельников-Печерский принадлежит к числу таких писателей. В главных его произведениях господствует своеобразный тон простодушной непосредственности, заставляющий читателя самого догадываться о том, что же он хотел сказать, заставляющий думать и переживать.


Мельников П. И. (Андрей Печерский)

Полное собранiе сочинений. Изданiе второе.

С.-Петербургъ, Издание Т-ва А.Ф.Марксъ.

Приложенiе къ журналу „Нива" на 1909 г.

Томъ шестой, с. 149–152.








В № 6-м „Русской Беседы" 1859 г. помещены любопытные материалы о Елизавете Алексеевне Таракановой, а в № 24 „Русского Вестника" не менее интересная статья М. Н. Лонгинова об этой загадочной женщине и не менее загадочной судьбе ее. В этой статье, между прочим, сказано: „Итак, нет сомнения, что Тараканова кончила дни свои в России. Но где и как? Есть известие, что она умерла после кратковременной болезни в 1776 году, и что смерть ее возбудила разные подозрения (Helbig „Russische Gьnstlinge", Tьbingen 1809, стр. 251). Другое предание говорит, что она потонула в своей темнице, во время известного наводнения 11-го декабря 1777 года (Castera, „Histoire de Catherine II", Paris, an VIII, ч. II, стр. 88). Изустные предания указывают на погребение ее в московском Новодевичьем монастыре. Один из наших ученых друзей, сколько помним, говорил нам, что нашел в какой-то церкви в Москве надгробный памятник с именем Таракановой, но мы, к сожалению, не можем теперь навести нужные справки".

Для разъяснения дела о судьбе ее, расскажем еще предания, имеющие много сходного с преданиями, приведенными М. Н. Лонгиновым, и притом подкрепляемые отчасти надгробным памятником не в Новодевичьем, а в Новоспасском монастыре, в этом родовом кладбище бояр Романовых и их родственников.

Взятая в Ливорно Орловым-Чесменским и привезенная адмиралом Грейгом в мае 1775 года в Кронштадт, Тараканова была признана сумасшедшею и посажена в Петропавловскую крепость. Говорят, что императрица Екатерина виделась с Таракановой и долго говорила с ней наедине. Что говорили они — осталось для всех тайною. Между тем предприятие Мировича, освободить из Шлиссельбургской крепости Иоанна Антоновича (1764 г.), внушило Екатерине крайнюю осторожность против претендентки Таракановой. Ее тайно перевезли в Шлиссельбург, а оттуда, в 1775 году, в Москву. Между тем случилось в Петербурге известное наводнение 11-го декабря 1777 года, во время которого казематы Петропавловской крепости были совершенно затоплены. Вследствие этого был распущен слух, что, во время наводнения, в суматохе, забыли вывести сумасшедшую Тараканову в безопасное место, и что она потонула в своем заключении. Такой слух, надо полагать, был распущен собственно для того, чтобы отвратить всякую возможность повторения Мировичевой попытки. Враги Екатерины, и именно поляки, противные Станиславу Понятовскому, с целью представить императрицу в невыгодном свете, распустили в Европе другой слух, проникший и в Россию: говорили, будто бы Тараканова замурована в стене царскосельского дворца. Но это положительно несправедливо. Привезенная в 1785 году из Шлиссельбурга в Москву, она была, по повелению Екатерины, помещена в Ивановский женский монастырь,[1] который, по указу императрицы Елизаветы Петровны, от 20-го июня 1761 года, предназначен был для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей. Здесь Тараканова, будучи сорока лет, была пострижена в монашество и получила имя Досифеи. Она, во все время двадцатипятилетнего пребывания в Ивановском монастыре, жила в особых обширных помещениях, но никто у нее не бывал, кроме игуменьи и духовника. Чрезвычайно редко выходила она в самую церковь, и в таком случае духовник для нее одной совершал богослужение, во время которого церковь оставалась запертою снаружи, чтобы никто не мог, войдя в нее, увидеть секретную монахиню. На содержание ее отпускались особые суммы; она никогда не бывала в общей трапезе, имела особый стол, обильный и изысканный. Видевшие ее случайно говорили, что Досифея была не очень высокого роста, но чрезвычайно стройна и, несмотря на лета и долговременное заключение, сохраняла на лице остатки редкой красоты. Умерла она 4-го февраля 1810 года, шестидесяти четырех лет от роду, предавшись в последние годы жизни совершенному аскетизму. Рассказывают, будто бы доживавший в Москве дни свои чесменский герой, взявший Тараканову в Ливорно, никогда не ездил мимо Ивановского монастыря, а если нужно была ехать мимо, то всегда делал крюк. Рассказывают еще, что когда умерла инокиня Досифея, то на богатые и даже великолепные ее похороны, в полном мундире и в андреевской ленте, явился главнокомандующий Москвы, граф Иван Васильевич Гудович, женатый на графине Прасковье Кирилловне Разумовской, которая, если справедливо происхождение Таракановой от графа Алексея Кирилловича Разумовского, приходилась ей двоюродною сестрою. Вмеете с Гудовичем были на похоронах многие московские вельможи того времени, особенно старики екатерининского времени. Отпевал Досифею сам епископ дмитровский Августин, управлявший тогда московскою епархиею по престарелости митрополита Платона; с ним в сослужении было все знатнейшее московское духовенство. Досифею похоронили в Новоспасском монастыре, этой древней усыпальнице бояр Романовых и их родственников но мужской и женской линиям. Г. Мартынов, передающий некоторые из приведенных здесь преданий в своей „Русской Старине", говорит следующее: „На диком камне, покрывающем ее могилу, у восточной ограды, под № 97, прочтете следующую надпись: „Под сим камнем положено тело усопшей о Господе монахини Досифеи, обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монастыре двадцать пять лет, а скончавшейся февраля 4-го 1810 года. Всего ее жития было шестьдесят четыре года. Боже, всели ее в вечных Твоих обителях!" Портрет ее хранится в настоятельских кельях („Русская Старина" II, стр. 87).

По надписи на могиле Досифеи выходит, что она родилась в 1745 или 1746 году. Но по приводимым М. Н. Лонгиновым известиям выходит, что по Кастера Тараканова родилась в 1755 году и была дочерью Разумовского, а Гельбиг свидетельствует, что она родилась в 1753 году и происходила от Ив. Ив. Шувалова. Сличая эти показания, М. Н. Лонгинов признаёт показание Гельбига более верным и считает Тараканову, рожденную в 1753 или 1755 году, дочерью Шувалова, на том основании, что ранее 5-го сентября 1749 года она не могла сделаться его дочерью. Если же она родилась в 1746 году, то бесспорно она дочь от тайного брака Разумовского, как и называют ее все сохранившиеся в России об ней предания, как называла себя и сама она польскому министру маркизу Античи („Русская Беседа" 1859 г., № 6, стр. 65). Притом, если Тараканова родилась в 1755 году, то в феврале 1775 года, когда была взята Орловым, ей было девятнадцать или двадцать лет. Приключения же ее начались с 1767 или 1768 года, когда известный panie kochanku, князь Кароль Радзивил, привез ее в Венецию; в это время, — замечает М. Н. Лонгинов, — сделалась она совершеннолетнею. Но в 1767 году Тараканова была несовершеннолетнею: по Гельбигу было ей тогда четырнадцать, а по Кастера только двенадцать лет. Какое же тут совершеннолетие? Если же она родилась в 1746 году, как видно из надгробной надписи Досифеи, то именно в 1767 году ей действительно по русским законам исполнилось совершеннолетие — двадцать один год.

По случаю заключения Таракановой в Ивановском монастыре, некоторые смешивают секретную монахиню Досифею с известною личностью Дарьи Николаевны Ивановой, родившейся в 1730 году, бывшей замужем за гвардии ротмистром Глебом Алексеевичем Салтыковым и во время вдовства своего сделавшейся известною и до сих пор памятною в преданиях народа под страшным именем Салтычихи. Она, за невообразимые зверские преступления, и в том числе за людоедство, по указу Екатерины II, 1768 года июня 12-го, в котором императрица назвала ее мужчиною на том основании, что в женском поле такой изверг невозможен, прислана была в затвор в Ивановский же монастырь. Действительно, Салтычиха содержалась пятнадцать лет в одном монастыре с Досифеей Таракановой (с 1785 по 1800), но между этими двумя женщинами не было ничего общего, кроме таинственности их содержания. Салтычиха была заложена в застенок в 1768 г., жила в нем тридцать два года, умерла в 1800 году и похоронена не в Новоспасском, а в Донском монастыре. Там и до сих пор видна могила этой страшной женщины.

Note1

Ныне церковь Иоанна Предтечи, Мясницкой части, между Солянкой и Ивановским переулком. Монастырь упразднен после пожара 1812 г. В кельях его помещены чиновники и рабочие синодальной типографии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой"

Книги похожие на "Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Мельников-Печерский

Павел Мельников-Печерский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Мельников-Печерский - Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой"

Отзывы читателей о книге "Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.