» » » » Павел Мельников-Печерский - Аввакум Петрович (Биографическая заметка)


Авторские права

Павел Мельников-Печерский - Аввакум Петрович (Биографическая заметка)

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Мельников-Печерский - Аввакум Петрович (Биографическая заметка)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Мельников-Печерский - Аввакум Петрович (Биографическая заметка)
Рейтинг:
Название:
Аввакум Петрович (Биографическая заметка)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Аввакум Петрович (Биографическая заметка)"

Описание и краткое содержание "Аввакум Петрович (Биографическая заметка)" читать бесплатно онлайн.



Встречи с произведениями подлинного искусства никогда не бывают скоропроходящими: все, что написано настоящим художником, приковывает наше воображение, мы удивляемся широте познаний писателя, глубине его понимания жизни.

П. И. Мельников-Печерский принадлежит к числу таких писателей. В главных его произведениях господствует своеобразный тон простодушной непосредственности, заставляющий читателя самого догадываться о том, что же он хотел сказать, заставляющий думать и переживать.


Мельников П. И. (Андрей Печерский)

Полное собранiе сочинений. Изданiе второе.

С.-Петербургъ, Издание Т-ва А.Ф.Марксъ.

Приложенiе къ журналу „Нива" на 1909 г.

Томъ седьмой, с. 376–383.








Аввакум Петрович, протопоп города Юрьевца-Поволжского, расколоучитель XVII столетия, родился в селе Григорове (в нынешнем Княгининском уезде Нижегородской губернии) между 1605 и 1610 годами. Отец его был священник того села (его звали Петром), по отзыву сына, горький пьяница; мать Аввакума, по имени Марья, женщина была благочестивая. Неподалеку от Григорова есть села: Вельдеманово, где в 1605 году от мордвина Мины родился Никита, будущий патриарх Никон, и Колычево, где, около того же времени, родился у попа сын, впоследствии Павел Коломенский. Личные отношения этих людей в юном их возрасте могут объяснить отъявленную ненависть, которую питали они впоследствии один к другому. После попа Петра, Аввакум остался молод. На руках попадьи Марьи осталась огромная семья, и бедность была большая; к тому же вдову с детьми родственник их, заступивший поповское место в Григорове, выгнал из отцовского дома. Придя в возраст, Аввакум женился на Настасье Марковне, сироте, дочери обедневшего купца. Вскоре после женитьбы был он посвящен в дьяконы, а через два года (около 1640) в попы села Лопатицы (Макарьевского уезда Нижегородской губернии). Аввакум был нрава крутого и имел ревность не по разуму, что и доставляло ему немало неприятелей и неприятностей. В Лопатицах имел он такую историю: пришли к нему в село „скоморохи с медведями и с бубнами и с домрами"; Аввакум, как сам рассказывает, „по Христе ревнуя, изгнал их, а хари и бубны изломал, один на многих напал и медведей двух великих отнял — одного ушиб, но паки ожил, а другого пустил в поле". В это время боярин Василий Петрович Шереметев ехал Волгою на воеводство в Казань (1648 года); скоморохи ему, как главному начальнику края, жаловались, и он, позвав Аввакума к себе на суда, побранил его за самоуправство; а сын Шереметева, Матвей, после побранки подошел к Аввакуму под благословение. Матвей Шереметев брил бороду — Аввакум не благословил его и, в придачу, обругал. За это В. П. Шереметев велел ревностного попа бросить в Волгу. Утонуть Аввакуму не дали, но протолкали в шею на берег с ругательством. После этого Аввакум, бывавший иногда в Москве, — так как приход его принадлежал к епархии патриарха, — свел дружбу с высшими лицами тогдашнего белого духовенства, особенно с братьями Нероновыми и царским духовником Стефаном Вонифатьевым, сделался известен и патриарху Иосифу. Аввакума перевели в Юрьевец протопопом. Здесь он не ужился с воеводой. У воеводы была любовница; Аввакум отнял ее у него и отвел к ее матери; воевода не раз бил за это Аввакума и однажды искусал ему пальцы. Аввакум и в Лопатицах, и в Юрьевце, и после того занимался изгнанием бесов из людей посредством отчитыванья и тем приобрел известность знаменитого заклинателя чертей, за что, по словам его, не раз и самому ему от чертей доставалось. Он известен был также большою начитанностью: все церковные книги тогдашнего времени он изучил и многое из них знал наизусть, читал даже библию, что было редкостью в то время. При такой начитанности прослыл он повсюду за человека ученого и сказывал проповеди в Юрьевце и в Москве, поучал крепко держаться обрядов и энергически порицал всякого рода нововведения. Проповедывал он языком народным, употребляя и слова бранные, по-нынешнему неприличные; но такой образ выражения нравился тогдашним людям. До такой степени Аввакум сделался известен своею ученостью, что, после смерти протопопа Силы, ему предлагали место настоятеля придворной церкви Спаса за Золотой Решеткой; но „аз не порадел о том", — говорит Аввакум в своей автобиографии. Вскоре патриарх Иосиф сделал его справщиком церковных книг, печатавшихся в московской типографии. Разделял он здесь труды с другом своим, Нероновым, и протопопами Никитою (Пустосвятом) Суздальским, Даниилом Костромским, Лазарем Романовским и другими. Они ввели множество ошибок в книги, напечатанные при патриархе Иосифе. Впрочем, искажение, ими сделанное, не было умышленно: справщики действовали по убеждению, признавая, по невежеству своему, совершенно лишним и даже вредным справляться с греческими подлинниками, которых, впрочем, они и не понимали. Находясь в Москве справщиком, Аввакум сделал большие связи не только в среде духовенства, но и между царедворцами; его жаловал сам царь. Когда сделался патриархом старинный знакомый Аввакума, Никон, и приступил к исправлению церковных книг, он удалил справщиков патриарха Иосифа из типографии, заменив их людьми учеными. Аввакум принужден был удалиться в Юрьевец. Павел, епископ коломенский, и Аввакум первые восстали против Никона. Они — дети попов: Павел, льстивший себя надеждою управлять церковью именем патриарха Антония, своего родственника, и лишенный этой надежды возведением Никона на патриаршество, Аввакум, славившийся своею ученостью — были обличены в невежестве Никоном, сыном простого вельдемановского мужика, мордвином, которого он знал в детстве! Аввакум в Юрьевце и в Москве, в Казанском соборе, несмотря на запрещение патриарха, служил по иосифовскому обряду и поучал народ — говорил, что Никон вводит новую веру. Вместе с Даниилом Костромским он подал, в 1655 году, челобитную царю Алексею Михайловичу, в которой утверждал, что Никон вводит обряды, противные православию, и просил государя восстановить прежний иосифовский чин службы. Смелый фанатик, не смотревший ни на какие препятствия, имел сильное влияние на народ и даже на высший класс народа. Приверженцы его нашлись и при дворе; сама царица ему покровительствовала, и две боярыни, дочери самого приближенного к ней человека, Прокопья Федоровича Соковнина, ведавшего царицыну мастерскую палату: Федосья Прокопьевна, жена боярина Глеба Ивановича Морозова, следовательно свойственница царицы, и княгиня Авдотья Прокопьевна Урусова сделались самыми ревностными последовательницами Аввакума. Аввакум был призван на суд. Служил он всенощную в Казанском соборе; патриарший боярин, Юрий Нелединский, взял его и отвел в тюрьму в Андроньев монастырь; с ним было взято 60 приверженных к нему стрельцов. В тюрьме этой, — уверял после Аввакум своих приверженцев, — после трехдневного сиденья без пищи во мраке, среди мышей и сверчков, явился к нему ангел и накормил его щами с хлебом. На другой день повезли его на суд в крестовую патриарха; много увещевали, но Аввакум никак не хотел покориться и на вопросы отвечал ругательствами, смешивая их с текстами св. писания. Сентября 15-го 1665 г. назначено было его расстричь; но царь, помня Аввакума и снисходя на ходатайство царицы и его приверженцев из царедворцев, упросил Никона не расстригать его. Аввакума прямо из Успенского собора отправили в сибирский приказ, сдали дьяку Третьяку Башмакову, тоже раскольнику, и потом отправили с семейством на житье в Сибирь. Его довезли до Тобольска; здесь архиепископ был земляк Аввакума, Симеон, разделявший его убеждения относительно Никона и его действий. Он дал ему место при церкви, и Аввакум жил в Тобольске с год. В Тобольске, как и везде, Аввакум ссорился с разными чиновными лицами: так, заступясь за дьячка Антона, высек архиепископского дьяка Ивана Струну в церкви ремнем, как сам говорит. Произошел от того мятеж, и целый месяц Аввакум должен был прятаться, чтобы его не бросили в воду. Симеон в это время был в Москве; но когда он возвратился, Аввакум успел восстановить его против Струны, и в неделю православия они оба возгласили ему анафему за потворство кровосмешению. Произошло в соборе смятение, за что архиепископ Симеон с рождества 1657 г. до рождества 1658 г. был под запрещением, а Аввакума отправили дальше в Сибирь. В это время енисейскому воеводе, Афанасью Пашкову, велено было идти в новую Даурскую землю с ратными людьми и приискать в этой земле пашенных мест со всякими угодьями и в таких местах ставить новые остроги. Аввакума прикомандировали к даурской экспедиции в сане священника. Экспедиция ходила на реку Нерчу, поставила остроги Нерчинск, Албазин, Иркутск, Балаганск и др. Аввакум был везде с Пашковым и, между прочим, служил молебен на р. Амуре при основании Албазина. По беспокойному его характеру у него были беспрестанные ссоры и с Пашковым, и с его сыном, и со всеми участниками экспедиции. Описание его путешествия за Байкалом, помещенное в его автобиографии, заслуживает внимания. Между тем Никон, потеряв всякое значение при дворе, поссорясь с царем, жил в своем Новом-Иерусалиме, и Аввакума, на которого доселе смотрели только как на личного врага Никона, возвратили в Москву (в 1664 г.). Здесь он был „поставлен к руке", то есть представлен государю. Царь обошелся с ним ласково. „Здорово ли, протопоп. живешь? — спросил он: — вот еще Бог привел свидеться", и много беседовал о Сибири, и приказал дать ему помещение в Кремле на подворье Новодевичьего монастыря. Аввакуму предложено было любое место во всей Москве, и даже была речь, чтобы сделать его царским духовником. Но вскоре увидели, что Аввакум противник не Никона, а господствующей церкви. Не видя Никона на Москве, но видя в церквах богослужение по его обряду, Аввакум начал свою фанатическую проповедь против „новшеств", укоряя и ругая архиереев, московское духовенство и все обряды. Много явилось ему последователей не только в простом народе, но и в высших классах общества. Для них он писал проповеди, хуля исправления символа веры, трехперстное сложение, партесное пение и проч., и наконец объявил, что не следует принимать таинства от тех священников, которые служат по новоисправленным обрядам. Сочинения Аввакума распространялись в народе и многих соблазняли; пастыри церкви жаловались на него царю, и царь, все еще уважавший Аввакума, ограничился тем, что послал к нему Григорья Стрешнева с советом молчать и не распространять проповедей в народе. Аввакум сначала было послушался, но ненадолго: вскоре он еще сильнее прежнего начал восставать на архиереев и послал царю новую челобитную, в которой просил совершенно тогда еще невозможного низложения Никона и восстановления иосифовских обрядов. Государь разгневался, и бывшие в Москве архиереи представили ему, что Аввакум не простой враг Никона, но расколоучитель, которого необходимо удалить из столицы. Царь Алексей Михайлович все еще любил Аввакума и ограничился новым выговором за то, что он отбивает народ от церкви. Тогда Аввакум возмечтал о своей силе и еще с большим против прежнего фанатизмом стал продолжать свою проповедь. Нередко бывал он в доме известного окольничего Ртищева и у него вступал в споры с православными учеными людьми. Тогда решено было отправить его в новую ссылку, на Мезень, куда через год по возвращении из Сибири и отправили его с семейством. Сан протопопа остался однако за ним, но служить ему было запрещено. В Мезени он продолжал устно и письменно распространять свое учение, — посылая грамотки в Москву, Боровск и другие места к своим приверженцам, и наконец начал писать окружные послания, именуя себя „рабом и посланником Иисуса Христа", „страдальцем, юзником за веру", „протосингелом россiйскiя церкви". Так прошел 1665 г. Между тем в Москве собрался собор для суда над Никоном и для устройства церковных дел. Главных расколоучителей для соборного убеждения стали свозить в Москву; привезли и Аввакума (февраль 1666 г.). Здесь стал было его увещевать Павел, митрополит крутицкий, заклятый враг Аввакума и человек крутого нрава. Увещание кончилось обоюдным ругательством и едва не дошло до драки. Аввакума увезли в Боровск и заключили в Пафнутьевском монастыре под начал. Присылали и сюда увещателей: ярославского дьякона Козьму и дьяка патриаршего приказа; но Аввакум так говорит об этом в своей автобиографии: „То же да то же говорят — долго ли тебе нас мучить? соединись с нами, а я отрицаюсь, что от бесов, а они в глаза пуще лезут, и сказку им тут написал с большою укоризною и бранью. А Козьма тот не знаю какого духа человек — въяве меня уговаривает, а втайне подкрепляет еще, говоря: протопоп, не отступай ты от старого благочестия; велик у Христа человек будешь, как дотерпишь до конца". Через два с половиной месяца Аввакума наскоро взяли к Москве. Это было в начале мая. В патриаршую крестовую палату, где собрался собор русских архиереев, под председательством Питирима, митрополита новгородского, первого привели Александра, епископа вятского; но он раскаялся в своем заблуждении и тотчас же занял место на соборе. Затем привели Аввакума. Он, как сказано в 4 деянии собора, „стязан быша и не покорися клеветник и мятежник, паче же злобе злобу прилагая, укори в лицо весь освященный собор, вся неправославными нарицая; тем же правильно осудися иерейства лишен быти и онафеме предатися". Его расстригли и прокляли, вместе с Федором дьяконом, в Успенском соборе, за обедней 13 мая 1666 г. Когда протодьякон возгласил им анафему, Аввакум, а за ним и Федор возгласили анафему архиереям. И было смятение в церкви, и в то же время было „великое нестроение вверху", то есть во дворце: царь Алексей Михайлович поссорился с царицей Марьей, которая стояла за Аввакума, уехал в Преображенское, где и пробыл целую неделю. Многие бояре были тоже на стороне Аввакума, особенно князь Воротынский и князь Иван Андреевич Хованский, содержавший Аввакума на свой счет и известный впоследствии по стрелецкому бунту. Хованского в это время, за излишнюю приверженность к раскольникам, наказали батогами. Расстриженный Аввакум был посажен на патриарший двор, потом отвезен в Угрешский монастырь не дорогой, но, чтобы люди не видали, болотами. Здесь сидел он в тюрьме более четырех месяцев, затем опять был переведен в боровский Пафнутьев монастырь, где сидел в тюрьме без малого год и распространял раскол между монашествующими. Наконец повезли его в Москву для новых увещаний пред лицом восточных патриархов александрийского и антиохийского в Чудове монастыре. Увещания происходили через переводчика, архимандрита Дионисия, так как патриархи по-русски не разумели. Они говорили Аввакуму, что все православные на Востоке содержат те самые обряды, которые и в Москве соблюдаются, — один он стоит в своем упорстве. „У вас православие пестро от насилия турецкого, — отвечал непреклонный Аввакум: — и дивить на вас нельзя, что немощны стали. Приезжайте и вперед к нам учиться". Патриархи, не понимая Аввакума, задумались, а русские архиереи стали горячо упрекать его в дерзости. Его стали бить; Иван Уваров потащил было его вон из палаты, но Аввакум закричал: „Постой, не бейте! Говори, Дионисий, патриархам: как вы, прибивши человека, станете обедню-то служить?" Архиереи сели, а Аввакум лег у дверей, говоря: „вы посидите, а я полежу". Все засмеялись; русские говорили: „дурак Аввакум и патриархов не почитает". — „Мы юроди Христа ради", — отвечал он. Тем увещанье и кончилось. И записано в деянии соборном: „паки увещен бе ко обращению, но тщетен труд и ждание бяше тем же градским судом на заточение послан в острог Пустозерский". Сообщников его в это время казнили; казнь грозила и Аввакуму; но, по ходатайству царицы, она была заменена ссылкою в Пустозерск. Ему даже не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, был сослан в Пустозерск. Но в застенке московском он получил 70 ударов кнутом. В конце 1667 г. Аввакум с женой был привезен в Пустозерск и посажен в земляную тюрьму, так же, как и Лазарь, Епифаний и Никифор. Но и сидя в этой тюрьме он продолжал так же, как начал, — писал письма в Москву и в другие места, писал даже послание к царю. Четырнадцать лет просидел он в Пустозерске. Наконец дерзкое письмо его к царю Федору Алексеевичу решило участь Аввакума и его товарищей. Письмо это он начинает скромно и смиренно: „Благого и преблагого и всеблагого Бога нашего благодатному устроению блаженному, и преблаженному и всеблаженному государю нашему, свету светику, русскому царю и великому князю Феодору Алексеевичу — не смею нарещися богомолец твой, но яко некий изверг и непричастен, ногам твоим издалека вопию, яко мытарь: милостив буди, Господи! Подстилаю главу и весь орган тела моего со гласом: милостив буди мне, Господи!" Но потом, когда начинает говорить о патриархах и архиереях, забывает тон письма, много напоминающего известное послание Даниила Заточника, и так говорит: „А что, государь царь? Как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один день, не осквернил бы тем рук, а освятил бы, чаю". И затем, понося память царя Алексея Михайловича, ругая патриарха Иоакима, называет себя протопопом, хотя уже и был лишен этого сана, и посылает царю благословение. В других письмах из Пустозерска, особенно к какому-то Симеону, он еще более дозволял себе. Патриарх Иоаким стал настоятельно требовать казни расколоучителей, из далекого Пустозерска поддерживавших и распространявших раскол повсюду. Было повелено: „за великия на царский дом хулы сожечь их". Это было исполнено в Пустозерске 1-го апреля 1681 г. На площади построили сруб из дров, на котором сгорели Аввакум, Лазарь, Епифаний и Никифор. Аввакум предвидел казнь и заблаговременно распорядился имуществом и роздал книги. На казнь собрался народ и снял шапки… Дрова подожгли — замолчали все; Аввакум народу говорить начал и крест сложил двуперстный: „вот будете этим крестом молиться — вовек не погибнете, а оставите его — городок ваш погибнет, песком занесет; а погибнет городок, настанет и свету конец!.." Огонь охватил казнимых, и один из них закричал; Аввакум наклонился к нему и стал увещевать… Так и сгорели. В Пустозерске за лесом есть площадка; там крест стоит и зовется Аввакумовым. Раскольники считают Аввакума мучеником и имеют иконы его. Судя по этим иконам, Аввакум был высокого роста, широк в плечах, с длинной седой бородой, кудрявыми седыми волосами, имел большие глаза, прямой, тонкий нос, лицо сухощавое. Лазаря и Епифания раскольники признают также святыми, но Никифора не признают за то, что он на костре закричал и просил пощады, соглашаясь на все. Местное предание в Пустозерске прибавляет, что только одного (Никифора) кости нашли в пепле, и что три, а не четыре голубя вились над горевшим костром в поднебесье. Никифора нет и в „Российском Винограде", соч. князем Андреем Денисовичем Мышецким. Сочинения Аввакума (в рукописи) следующие:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Аввакум Петрович (Биографическая заметка)"

Книги похожие на "Аввакум Петрович (Биографическая заметка)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Мельников-Печерский

Павел Мельников-Печерский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Мельников-Печерский - Аввакум Петрович (Биографическая заметка)"

Отзывы читателей о книге "Аввакум Петрович (Биографическая заметка)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.