» » » » Жюль Шулер - 50 великих дат мировой истории


Авторские права

Жюль Шулер - 50 великих дат мировой истории

Здесь можно скачать бесплатно "Жюль Шулер - 50 великих дат мировой истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Урал LTD, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жюль Шулер - 50 великих дат мировой истории
Рейтинг:
Название:
50 великих дат мировой истории
Автор:
Издательство:
Урал LTD
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5-88294-114-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "50 великих дат мировой истории"

Описание и краткое содержание "50 великих дат мировой истории" читать бесплатно онлайн.



Пятьдесят дат в истории мира не могут претендовать на то, чтобы стать основой для «Всемирной истории», даже в сокращенном варианте. Они могут тем не менее помочь осветить ее ход как бы несколькими вспышками прожектора. В книге «50 великих дат мировой истории» Жюль Шулер описывает события, оттолкнувшись от которых можно составить общую картину целого ряда вех истории человечества — от овладения огнём до падения Берлинской стены.






Огонь стал также источником тепла, столь ценимого в зонах с морозной зимой. Однако блага от этого долгое время были ограничены: нужно было рассесться вокруг костра, который не только согревал, но и отпугивал хищников.

Овладение огнем возбуждало воображение многих: писатель Ж. Рони Старший посвятил этому событию научно-фантастическую книгу «Борьба за огонь» (1911). Позже в своем фильме с одноименным названием к этой теме обратился режиссер Ж.-Ж. Анно.

«Неолитическая революция»

6600 год до н. э. (?)

Специалисты по древнейшей истории разделили ее на эпохи в зависимости от «индустрии» — обработки камня нашими предками. Технику оббитой гальки сменила более совершенная техника расщепленного камня, а затем — шлифованного камня.

Палеолит (по-гречески «старый камень») — эпоха техники расщепленного камня; неолит — техника шлифованного камня. Последняя появилась в Египте и на Среднем Востоке (Палестина, Ирак, Сирия, Турция) примерно 12 000 лет назад.

Изменения в технике обработки камня важны не сами по себе. Важнее то, что почти в то же время люди достигли огромного прогресса в способе добывания средств существования.

Несмотря на то что производство орудий труда (из камня, дерева), оружия, а также их использование для охоты, разделки туш и переработки продуктов животного происхождения послужили переходу человека из царства природы в царство культуры (см. предыдущую главу), человек оставался в огромной степени зависимым от окружающей среды.

Охота, рыболовство, собирательство снабжали людей продуктами питания. Такая деятельность предполагала полукочевую жизнь и наличие обширных территорий. Последние свидетели такого образа жизни — пигмеи Центральной Африки, которые до наших дней добывают пропитание охотой (коллективное мужское занятие) и собирательством (занятие женщин и детей). Организованные в достаточно стабильные «группы охотников», объединяющие несколько семей (до 20 душ), они, исчерпав ресурсы близлежащей местности, покидают ее, перенося свои хижины из листьев, и в течение года обходят в поисках еды обширную территорию.

Можно ли говорить о «неолитической революции»?

За 10 000 лет до Р. Х. на Среднем Востоке, за 6000 лет до Р. Х. в Африке (Сахара тогда была важным регионом), за 5000 лет до Р. Х. в Центральной Америке появляются глубокие перемены в образе жизни людей.

Возникают земледелие и скотоводство. Люди вначале ухаживали за некоторыми полезными растениями, затем стали собирать их семена и сеять, чтобы получить новые растения. Стада различных животных люди сопровождали в их передвижениях, потом одомашнили. Этот процесс продолжался многие тысячелетия. Земледелие и скотоводство обеспечили людей, правда ценой труда более интенсивного, продуктами, которые можно было отложить про запас на худые времена или неурожайные годы. Земледелие и скотоводство сопровождаются появлением первых ремесел: керамики (первые амбары имели вид огромных глиняных сосудов), ткачества, обработки кожи. Жилища становятся оседлыми, возникают первые деревни и «города», нередко окруженные оборонительными стенами.

Появляется социальное расслоение, общество делится на аристократов, свободных общинников и рабов. Возникают первые формы государства с правителями, считавшимися потомками или посланцами бога. Их окружает аристократия, военная или религиозная.

Английский антрополог и историк Гордон Чайльд окрестил эти существенные изменения условий жизни человечества неолитической революцией.

Этот термин впоследствии был подвергнут критике. В самом деле, революция — это, в принципе, событие внезапное и резкое, а трансформация, о которой мы говорим, длилась в течение многих тысячелетий. Более того, перемены, которые мы назвали, не происходили одновременно.

Вне этой «неолитической революции» у рыбаков западного побережья США и Канады появились оседлые и иерархизированные (с аристократией и рабами) общества. Здесь исключительно богатые рыбные ресурсы позволили вести оседлый образ жизни и обеспечили избыток пропитания.

В Палестине первые предземледельческие деревни появились между 10 000 и 8300 гг. до Р. Х., первое укрепленное поселение (Иерихон) — около 7800 г. до Р. Х., а первые деревни настоящих земледельцев-скотоводов — между 7500 и 6600 гг. до Р. Х.

Несмотря на все это, формула Гордона Чайльда остается приемлемой. Что же касается переходного периода сроком в несколько тысячелетий, который, по крайней мере на Ближнем Востоке, заканчивается важными переменами к 6600 г. до Р. Х., то он представляет собой мгновение по сравнению с миллионами лет предшествующей доистории.

Век металлов, который начинается плавкой меди в Анатолии и Египте около 3800 г. до Р. Х. и продолжается плавкой бронзы (около 2800 г. до Р. Х. в Месопотамии и Египте), не приводит к столь радикальному разрыву в эволюции человечества.

Несколько приблизительных дат

Бесспорно, что «неолитическая революция» произошла раньше других регионов на Среднем Востоке (эта обширная область включает Анатолию, Сирию и Палестину, Ирак, Иран, Египет).

Одомашнивание овцы здесь совершилось примерно в 9000 г., козы — в 7500 г., свиньи — в 6500 г., быка — в 5000 г. (все годы — до Р. Х.). К последней дате можно предположительно отнести первые опыты выращивания пшеницы.

В Европе неолит со всеми своими составными появляется позже: с 5500 до 5000 на Балканах, с 5500 до 4500 в Центральной Европе и Западном Средиземноморье (годы до Р. Х.).

В Китае неолит начинается примерно за 5000 лет до Р. Х.; здесь главным злаком является не пшеница, а рис.

Еще более своеобразной была эволюция в Америке, которая развивается совершенно автономным образом, без контактов со старым континентом.

Маис — специфическая зерновая культура американского континента — был «одомашнен» (из объекта стихийного собирательства перешел в состояние культивирования) между 5000 и 3000 гг. до Р. Х. Хотя Америка в ходе «неолитической революции» выращивала много культурных растений, которые с XVI в. завозятся в Европу и Африку (картофель, томат, маниок, арахис и др.), она приручила только двух животных — ламу (используемую как вьючное животное и дающую шерсть) и индюка.

Социальная сторона «неолитической революции»

«Неолитическая революция» имеет не только технические аспекты, она сопровождается глубокими социальными преобразованиями.

Палеолитические общества охотников-собирателей (несколько современных племен антропология смогла изучить совсем недавно) были сравнительно эгалитарными. Слово «сравнительно» нужно подчеркнуть. Дело в том, что даже в самых архаичных обществах мы встречаем разделение труда по половому и возрастному признакам. Неравенство между полами, неравенство между пожилыми и молодыми постоянно, оно возникло, вне сомнения, в глубине времен.

Тем не менее бедность ресурсов, отсутствие или нехватка запасов, невозможных при полукочевой жизни, сглаживают неравенство.

Земледелие и скотоводство позволяют создавать и накоплять излишки продуктов, превышающие необходимый для выживания членов общества минимум. Дело не в том, что общества охотников-собирателей не могут создать такой избыток, просто они в нем не нуждаются. Они, если верить Маршаллу Салинсу, посвящают производительному труду не более трех часов в день.

Избыток продуктов позволяет первым крестьянским обществам совершенствовать разделение труда, поручая отдельным своим членам, частично или полностью освобожденным от труда земледельца или скотовода, специальные функции. Так появляются первые ремесла; появляются и люди, наделенные функциями руководства — поенного или религиозного.

Исполнители этих обязанностей облечены властью, они вскоре начнут ею злоупотреблять, освободив себя полностью от всякого производительного труда; вместе с тем они будут использовать в своих интересах весь избыток или часть его, иногда даже присваивая и необходимую часть общественного богатства.

Общество, таким образом, расколется на привилегированных и трудящихся. Появляется государство — гарант такого социального порядка, который более не обеспечивается общим согласием. Он предполагает использование средств принуждения. Здесь мы обеими ногами вступаем в историю, которая нас переносит, если повторить слова старого автора, от «кланов» (элементарных родственных групп) к империям.

Менес (Нармер) и объединение Египта

3100 год до н. э. (?)

История начинается с появления письменности в эпоху неолита и даже ранее века металла.

Письменность появляется в конце IV тыс. до н. э. в Египте и Месопотамии (в Месопотамии, вероятно, несколько раньше). Благодаря ей мы получили первые свидетельства людей о собственной истории.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "50 великих дат мировой истории"

Книги похожие на "50 великих дат мировой истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жюль Шулер

Жюль Шулер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жюль Шулер - 50 великих дат мировой истории"

Отзывы читателей о книге "50 великих дат мировой истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.