Шамиль Мунчаев - История России

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История России"
Описание и краткое содержание "История России" читать бесплатно онлайн.
Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 768 с.
ISBN 5-89123-573-0 (НОРМА)
Авторы учебника — известные отечественные ученые, доктора исторических наук, профессора Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова — с учетом современного уровня исторической науки последовательно анализируют сложные, противоречивые исторические процессы в России, руководствуясь принципами объективности, историзма, социального подхода. В учебнике рассматриваются наиболее важные проблемы, определяющие пути исторического развития России от расселения славян на Восточно-Европейской равнине и до наших дней. В приложении приведены разнообразные документы и другие материалы, дополняющие содержание учебника. В конце учебника приводится список рекомендуемой литературы.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также всех читателей, интересующихся отечественной историей.
ISBN 5-89123-573-0 (НОРМА)
© Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов,
В конце сентября — начале октября 1941 г. в Москве состоялась конференция представителей СССР, Англии и США, в итоге которой было подписано соглашение — протокол о поставках. Представители антигитлеровской коалиции должны были решить, как наилучшим образом помочь Советскому Союзу в том великом отпоре, который он оказывает фашистскому нападению, а также рассмотреть вопросы "о распределении общих ресурсов" и о наилучшем использовании этих ресурсов в целях оказания наибольшей услуги их общим усилиям.
Однако заявки Советского Союза были значительно сокращены англо-американской стороной. Советский Союз хотел получать из Англии и США ежемесячно по 400 самолетов, 1 тыс. легких и средних танков, 300 противотанковых орудий, 300 зенитных пушек; 4 тыс. т алюминия; 10 тыс. т броневых листов и т. д. По совместному протоколу США и Англия обязались поставлять в СССР ежемесячно 400 самолетов, 500 танков, 2 тыс. т алюминия, 1 тыс. т броневых сталей и т. д. (см.: Волков Ф. Д. СССР — Англия. 1929–1945 гг. Англо-советские отношения накануне и в период Второй мировой войны. М., 1964. С. 369–370). В свою очередь Советский Союз подтвердил, несмотря на громадные трудности, что будет продолжать снабжать Великобританию и США большим количеством сырьевых материалов, станков и другими материалами, в которых те испытывали потребность. Hecмoтpя на договоренность, Англия и США не торопились выполнять свои обязательства. В течение октября и ноября 1941 г. в СССР было отправлено 28 судов с грузом немногим более 130 тыс. т, т. е. меньше 1/10 поставок, предусмотренных на 9 месяцев по июнь 1942 г. (см.: Советская экономика в период Великой Отечественной войны. М., 1969. С. 478).
В наиболее тяжелый начальный период войны СССР почти не получал помощи от союзников, хотя правительство США и распространило на СССР закон о ленд-лизе. До конца года поставки в СССР по ленд-лизу составили всего 0,1 % общей суммы поставок 1941 г. (см.: Исраэлян В. Л. Дипломатическая история Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 1959. С. 19). Естественно, что подобные поставки в начале войны не могли оказать существенного влияния на техническое и оборонное оснащение нашей армии.
По данным историков, за весь период действия соглашения (октябрь 1941 — июнь 1942 гг.) США выполнили свои обязательства по поставкам СССР бомбардировщиков на 29,7 %, истребителей — на 30,9 %, средних танков — на 32,3 %, легких танков — на 37,3 %, грузовиков — на 19 % и т. д. Такая же картина наблюдалась и в 1942 г. Правда, в абсолютных цифрах поставки росли, но они не превышали половины того объема, который был согласован. Словом, вместо двух обещанных танков присылали только один, вместо десяти «студебеккеров» — пять (см.: Большая ложь о войне. М., 1971. С. 101). При обсуждении условий второго протокола правительство США, ссылаясь на обязательство об открытии второго фронта в 1942 г., значительно урезало объем предполагаемых поставок Советскому Союзу. Первоначально намечавшийся объем в 8 млн. т был сокращен вдвое, а затем уменьшился до 2,5 т. Как известно, второй фронт не был открыт ни в 1942, ни в 1943 г., но под предлогом операции на Средиземном море англичане и американцы не выполняли и урезанный план поставок. В результате проволочек основная доля запланированной помощи стала поступать из США лишь со второй половины 1943 г., т. е. после битв под Москвой, Сталинградом и Курском, после того как Красная Армия вырвала у врага стратегическую инициативу, развернула решительное наступление, окончательно повернула ход войны в свою пользу и острая нужда в союзнической помощи отпала.
Действующие войска получали отечественное вооружение во всевозрастающем размере. Уже во второй половине 1942 г. в Советском Союзе выпускалось танков больше, чем в гитлеровской Германии, хотя она и использовала почти всю промышленность Западной Европы.
В течение последних трех лет войны советская промышленность давала ежегодно в среднем около 30 тыс. танков, самоходных установок и бронемашин — почти в 2 раза больше, чем производилось в Германии, в 1,5 раза больше, чем в США, и в 6 раз больше, чем в Англии. Блестящие успехи советского народа позволили сформировать необходимое количество танковых частей и объединений. Только в 1942 г. советская промышленность выпустила около 25 тыс. танков и более 25 тыс. самолетов.
К июлю 1943 г. в нашей действующей армии насчитывалось 9 тыс. 580 танков и самоходных артиллерийских установок против 5 тыс. 850 вражеских танков и штурмовиков (см.: Ротмистров П. А. Время и танки. М., 1972. С. 132). Материальной основой советских Вооруженных Сил в этот, а также и в последующие периоды являлась отечественная техника. Что касается поставок по ленд-лизу, то они стали увеличиваться только с 1943 г. Поставки Советскому Союзу в течение первого года действия закона (март 1941 г. — март 1942 г.) составляли 6 % всего объема американских поставок по ленд-лизу, тогда как на долю Англии приходилось 68 %, а в течение второго года доля СССР возросла до 29 % (см.: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М., 1946. Т. 1. С. 662).
Удельный вес товаров, полученных СССР из Америки за годы войны, по отношению к размерам продукции, произведенной на наших предприятиях, не превышал 4 %. В годы войны СССР получил по ленд-лизу 7 тыс. 500 орудий, а произвел 489 тыс. 500 орудий, получил 9 тыс. 100 броневиков и танков, а изготовил 102 тыс. 500 (см.: Кравченко Г. С. Военная экономика СССР 1941–1945 гг. М., 1963. С. 389). Более чем скромная роль американских поставок в снабжении СССР, несшего основную тяжесть войны с гитлеризмом, хорошо видна на примере черных металлов. В течение первых трех лет войны из США в Советский Союз поступило 1 млн. 160 тыс. тонн стали и стальных изделий, из Канады — 13,3 тыс. тонн рельсов. За это же время только один наш Кузнецкий металлургический комбинат дал стране 6 млн. 322 тыс. т стали (см.: Клюев С. В. Мифы и правда. Л., 1969. С. 154). Так же невелики были поставки и военной техники в сравнении с тем количеством, которое производили наши отечественные заводы.
К тому же следует подчеркнуть, что все эти поставки в наиболее тяжелый период Отечественной войны были очень незначительными. Наши же заводы за это время выпустили 136,8 тыс. самолетов; 489,9 тыс. всех орудий, не считая другой боевой техники. Таким образом, по отношению к объему нашего военного производства поставки союзников составили по самолетам примерно 12 %; по танкам — 10 %; по артиллерийским орудиям — менее 2 %.
Говоря об англо-американских поставках Советскому Союзу в годы Второй мировой войны по ленд-лизу, следует остановиться еще на одном вопросе. Дело в том, что Советский Союз не получил в установленные сроки все предметы вооружения и снабжения, которые были указаны в списках, согласованных между обеими сторонами. В значительной степени это было связано с системой транспортировки грузов, предназначенных для отправки в СССР.
В этот период имелись только два возможных пути транспортировки товаров из Англии и США в СССР: северный — на Мурманск и Архангельск и южный — через Иран. Из двух путей более коротким и удобным был путь через Северную Атлантику. Плавание по нему отнимало в два раза меньше времени, чем через Персидский залив, а от Исландии, где формировались союзные караваны, суда шли всего лишь 10–12 дней. Но плавать северным путем было опаснее, примерно 20 % судов с грузами погибло (см.: Эдлинский С. Ф. Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941–1945 гг. М., 1963. С. 41).
Начиная с марта 1942 г. немцы начали систематически преследовать все направляющиеся в СССР караваны. На севере противник активно использовал авиацию, подводные лодки и пытался ввести в действие подводный флот, находившийся в Норвегии. Вполне понятно, что в условиях войны транспортировка военного снабжения в СССР не могла обходиться без потерь. В то же время задача состояла в том, чтобы свести эти потери к минимуму. Вместо того, чтобы усилить конвоирование караванов, как этого требовала военная обстановка, английское правительство порой шло по другому пути. В апреле 1942 г., ссылаясь на потери, понесенные англичанами предыдущим 13-м конвоем, Черчилль выступил против посылки в СССР конвоев до окончания полярного дня, т. е. почти на полгода. И это произошло именно в то время, когда Советский Союз стоял накануне большого германского наступления, закончившегося, как известно, у Сталинграда. Однако британский премьер вынужден был временно отступить, и в мае 1942 г. были отправлены еще три конвоя (см.: Майский И. М. Воспоминания советского дипломата. С. 640). Успех плавания судов в составе союзных конвоев зависел в значительной мере от организованности действий Британского адмиралтейства. Печальная судьба следующего конвоя PQ-17 дала Черчиллю повод вновь начать разговор о временном прекращении отправки конвоев.
Факт разгрома конвоя PQ-17 был использован союзниками для оправдания полного прекращения проводки конвоев в Советский Союз до сентября 1942 г. Протесты Советского правительства в конце концов возымели свое действие, в начале сентября из Исландии в СССР вышел PQ-18 в составе 40 судов, из которых 27 судов благополучно прибыли в советские порты. Далее снова наступил перерыв в отправке конвоев. В течение октября—декабря 1942 г. англичане и американцы, пользуясь наступившей в северных широтах ночью, стали отправлять в Мурманск и Архангельск единичные суда без всякой охраны. 22 декабря 1942 г. из Исландии вышел PQ-19, состоявший из 30 судов, и после острой морской битвы в районе Нордкапа, не потеряв ни одного транспорта, благополучно прибыл в северный порт. Регулярное движение конвоев возобновилось только зимой 1942/43 гг. Однако сколько-нибудь существенного влияния на общий ход войны Советского Союза с Германией морские транспортные перевозки не оказывали. В процентном отношении к военному производству СССР в период Второй мировой войны, как отмечалось выше, американско-английские поставки составили всего 4 %.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История России"
Книги похожие на "История России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шамиль Мунчаев - История России"
Отзывы читателей о книге "История России", комментарии и мнения людей о произведении.