Екатерина Матвеева - История одной зечки и других з/к, з/к, а также некоторых вольняшек

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История одной зечки и других з/к, з/к, а также некоторых вольняшек"
Описание и краткое содержание "История одной зечки и других з/к, з/к, а также некоторых вольняшек" читать бесплатно онлайн.
Издательство «ШиК» представляет роман Екатерины Матвеевой, первое художественное произведение автора, прошедшего трудный путь сталинской каторги — «История одной зечки и других з/к, з/к, а также некоторых вольняшек».
Опять Гулаг, опять сталинские лагеря? Да. — Гулаг, сталинские лагеря, но здесь, прежде всего, произведение в жанре русской классической прозы, а не воспоминания, ограниченные одной судьбой, это итог долгих раздумий, это роман с художественными достоинствами, ставящими его в ряд редкостной для нашего времени литературы, с живыми образами, с мастерски раскрытыми драматическими коллизиями. Это полифоническое произведение, разрез нашего общества в его зеркальном отражении в Гулаге и зеркальное отражение Гулага в «вольной жизни». Автор ищет ответ на жгучий вопрос современности: почему в одночасье рухнул, казалось бы, несокрушимый монолит коммунистического режима, куда и почему исчезли, как тени, «верующие» в его справедливость и несокрушимость. И все же, прежде всего, это роман, развитие сюжета которого держит у читателя неослабевающий интерес с первых и до последних страниц.
— Ты так ласкала своего Ванюшу, что я готов был возревновать.
— А ты так нежно ворковал со шмоналкой, что я тоже почти обиделась.
— Послезавтра дежурю, можно к вам зайти, моя недотрога?
— Если не будете шмонать со шмоналками, заходите, гражданин начальник!
На следующий день, с утра, после поверки прибежала дневальная опера.
— Иди, вызывает, гневается!
Надя схватила телогрейку и, бранясь скверными словами, пошла в «оперсосную». Уже с порога было слышно, как он орал по телефону. Надя прислушалась, не смея постучать в дверь. В этот момент приковыляла дневальная.
— Чего стоишь? Нечего подслушивать!
— Больно надо! — огрызнулась Надя. — Он по телефону говорит!
— Иди, иди, раз звал, — и, чуть приоткрыв дверь, пропела: — Гражданин начальник, Михайлова пришла!
— Зови, — и в трубку: — Я рапорт подам. Всего! — и Наде:
— Заходи!
— Здравствуйте, — вежливо поздоровалась она и встала «овечкой», руки по швам.
— Ты что пела вчера?
— Фронтовую песню, — сделав круглые глаза, ответила Надя.
— Кой черт фронтовую! Откуда записка?
Она еще больше распахнула глаза и брови подняла, а сама судорожно соображала: записку отобрали, она у Горохова.
— Нашла!
— Нашла! — ощерился опер, — Баба шла, шла, пирожок нашла, так?
— Да, нашла, — кивнула Надя.
— Где?
— Около пекарни. Смотрю, бумажка лежит, аккуратно свернута, а там ноты, я и взяла, — беззастенчиво врала Надя, впрочем, понимая, что он ей не верит.
— И кто же, по-твоему, положил ее туда? — источая елей, спросил опер.
— Не знаю!
— Не знаешь? А как ты думаешь, давно она там валяется? Надя мигом сообразила: скажи «давно», она от снега бы разлезлась, бумага плохая, скажи «недавно», могла видеть, кто вблизи крутился, подложил.
— Не знаю, — опять нудит она, — должно быть, пока я за хлебом в пекарню ходила.
— Хватит мне дуру валять, ты с кем разговариваешь? Забыла? — заорал, не выдержав, опер;. — Вот! — бросил на стол смятую бумажку.
— Отдайте, пожалуйста, там ноты песни записаны. Чем она вам не угодила? Всем так понравилась!
— А ты не знаешь? Дурочкой прикидываешься! — и вдруг сразу, как после сердечного приступа, обмяк и тон переменил. Вспомнил, видно, что не политическая она, своя, уголовница.
— Писака этот из РОА, на шестой шахте содержится.
— Откуда мне знать? Первый раз слышу!
Поверил ей Горохов или нет, неизвестно, но только сказал:
— Из армии Власова. Тоже не слышала?
— Нет! — тут она не солгала, она действительно не знала ничего о РОА и решила сегодня же спросить у Вали.
— Предатель он, Власов этот. Своих предал! И армию свою в яму завел. Вон они теперь на шахтах отдуваются! — задумчиво, вроде и не ей, сказал Горохов, потом опомнившись, опять стал грозным опером.
— Осиное гнездо развели на шестой шахте. Сочинитель этот, кроме песен, прокламации додумался сочинять… А тебя, Михайлова, я давно собираюсь проверить: о чем ты все поешь? О каких-то калитках, о любви, понимаешь ли, заходишься… Какая тебе здесь любовь? Вас сюда исправляться прислали, вину свою перед Роди ной и советским народом искупать, работать, а не о глупостях думать, тем более петь. А вы, как свиньи, везде грязь найдете!
«Несчастный! Для него любовь — грязь», — пожалела его Надя.
— Впредь, что петь будешь, мне на проверку, на стол положите вместе с начальницей КВЧ. Ясно?
— Ясно, гражданин начальник! Только, к сожалению, я лично таких песен не знаю, не учила, чтоб об исправлении или об искуплении… Если только сама начальница КВЧ знает, а заключенные вряд ли, может, монашки, они, — с сомненьем сказала Надя голоском совсем-совсем «овечьим», но вовремя замолчала, догадавшись, что Горохова ей не провести…
Недаром он был направлен в лагерь усиленного режима работать среди особо важных политических заключенных.
Он «стреляный воробей» и таких «овечек», как Надя, видел насквозь, и даже глубже, а потому уж приготовился было напомнить ей о том, что зачеты зарабатываются трудно, а снимаются легко, махом! Но тут, на ее счастье, в дверь постучали.
— Гражданин начальник, к вам можно? — пропела дневальная…
— Пусть зайдет! — сказал Горохов кому-то. — Заходи, я готов, сейчас поедем!
Надя стояла спиной к двери и не видела, кто зашел.
— Что у вас, товарищ капитан, опять «допрос партизанки»? — услышала Надя за спиной голос Клондайка, но не обернулась, а лишь выше вскинула голову:
— Отдайте, пожалуйста, там песня! Слова и ноты.
Горохов медленно изорвал бумажку в мелкие клочки и кинул кусочки в урну.
— Иди — врать не будешь!
Вся кровь в ней вскипела и бросилась в лицо, да еще бес подначил: «Скажи, скажи ему пару ласковых, ты умеешь!» Но Надя сдержалась, сказала только:
— Песню не изорвешь, она у нас на слуху, мы ее помним, а кто писал, напишет еще!
— Не напишет, на твое счастье, — злорадно сказал Горохов, — а то получил бы «песенник» вдобавок к своей десятке. А тебе я вижу, Михайлова, освобождаться неохота, бур и карцер нравятся! Зачеты надоели!
Надя молча стиснула зубы. Прикусила своего беса.
— Ступай!
Если б взгляд, которым она посмотрела на опера, обладал мощной силой, провалился бы бедный Горохов вместе с Клондайком и кабинетом в тартарары!
Дня через два Надя забежала в столовую и поднялась на сцену, откуда, из-за закрытой занавеси, слышались громкие голоса.
— Иди, иди скорее, — позвала ее Наташа Лавровская.
— Что случилось?
— Сейчас начальница КВЧ придет, велела собрать самодеятельность, кто не на работе.
На сцене уже ожидали несколько зечек — Маевская, Кира Покровская и кое-кто из хористок. Всех очень заинтриговало: чего еще такое важное скажет им Мымра? Вдруг амнистия?!
Ждали долго, уже и расходиться хотели — девчата-хористки с ночной смены. Отдохнуть пора, да и Надю тоже время поджимало. Наконец пожаловала Мымра.
Лицо ее, всегда унылое, на этот раз было озабоченно и деловито.
— Здравствуйте, кого не видела, — провякала она. — Товарищ оперуполномоченный порекомендовал нашей самодеятельности включать в концерты больше производственной тематики. — И достала из сумки небольшую не то брошюрку, не то книжку. — Вот тут, — сказала она, указывая на книжку, — я подобрала кое-что, то, что вам нужно. Кто хочет прочитать? Читайте вы, — протянула Мымра Маевской потрепанную книжонку.
Елизавета Людвиговна пробежала глазами первую страницу, и Наде показалось, что челюсть ее отвисла — Маевская явно онемела на миг.
— Да-а! — протянула она. — Это нечто! Ну, слушайте: «Современный водевиль или сцены из шахтерской жизни». Действующие лица: девушки, парни, шахтеры. Хор.
— Гениально! Именно то, что надо! То, что доктор Вахтер прописал! Надо полагать, что шахтеры — не парни?
— Не мешай, Покровская! — сердито одернула Киру Мымра. — Продолжайте!
— Сцена первая. Общий хор, — прочитала Маевская.
Заполярная сторонка
Твоя слава велика,
О тебе поем мы звонко,
О работе горняка!
Хористки негромко захихикали… Мымра неодобрительно взглянули в их сторону.
— Выходит девушка в белой косынке…
— Умилительно! — вставила Зырька. — Косынка нам по плечу. Осилим!
— Девушка поет:
Каждый год с весенними лучами
Выполняет план любимый мой,
Он своими черными очами
Девичий смутил покой!
(Уходит.)
Выходит шахтер. Он в каске, в руке отбойный молоток.
Я в забое на проходке
Выполняю план двойной,
Эй вы, девушки-молодки,
Выходи плясать со мной!
Маевская замолчала и, с трудом сдерживая смех, заикаясь, произнесла:
— Извините! У меня нет слов, я потеряла дар речи…
Душещипательно! А кто будет шахтер? Какая роль! — Реплики неслись со всех сторон. — Это сильнее «Фауста» Гете![8]
— Читайте дальше, — неуверенно сказала Мымра, она уже почувствовала, что может возникнуть напряженность.
— Выходит девушка, на ней красная косынка…
— Роли пойдут нарасхват! Чур, я девушка! — опять не выдержала Кира. Маевская, кое-как собравшись, продолжала:
— Девушка поет:
Вы, шахтеры-ухажеры,
План перевыполняете,
Только очень горды стали,
Нас не замечаете…
Дальше Маевская читать не смогла: плечи ее задергались от смеха, и она вынуждена была замолчать.
— Это классика! — с задумчивым выражением лица сказала Наташа Лавровская. — Редкая находка для самодеятельности. Только она одна могла сдержать себя и не смеяться. Остальные буквально катались от смеха, рискуя вызвать немилость Мымры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История одной зечки и других з/к, з/к, а также некоторых вольняшек"
Книги похожие на "История одной зечки и других з/к, з/к, а также некоторых вольняшек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Екатерина Матвеева - История одной зечки и других з/к, з/к, а также некоторых вольняшек"
Отзывы читателей о книге "История одной зечки и других з/к, з/к, а также некоторых вольняшек", комментарии и мнения людей о произведении.