» » » » Анатолий Гармаев - Нравственная психология и педагогика


Авторские права

Анатолий Гармаев - Нравственная психология и педагогика

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Гармаев - Нравственная психология и педагогика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Нравственная психология и педагогика
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нравственная психология и педагогика"

Описание и краткое содержание "Нравственная психология и педагогика" читать бесплатно онлайн.








Гармаев Анатолий

Нравственная психология и педагогика

Анатолий Гармаев

Нравственная психология и педагогика

Священник

Анатолий Гармаев

Обрести себя

Электронный вариант книги воспроизводится по печатному изданию Макариев-Решемской Обители, Выпуск 49, 1999 год

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА 4

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

ПРЕДМЕТ НРАВСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 8

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО "Я" 14

I УРОВЕНЬ -- СПОСОБНОСТИ 16

II УРОВЕНЬ -- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ 29

III УРОВЕНЬ -- ЭГО-ВЛЕчЕНИЯ 38

IV УРОВЕНЬ -- ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ 52

V УРОВЕНЬ -- СОВЕСТЬ 54

РАЗЛИчЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ТРИАДЫ ЭГО И ТРИАДЫ СОВЕСТИ 57

ПРЕДАНИЕ СЕБЯ В ВОЛЮ БОГА 58

О СВОЙСТВАХ ТРИАДЫ СОВЕСТИ И ТРИАДЫ ЭГО ПО ОБРАЗУ ДЕЙСТВИЯ 60

НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ДВИЖЕНИЕ ИЗ ТРИАДЫ ЭГО В ТРИАДУ СОВЕСТИ 65

БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ В ТРИАДЕ ЭГО И В ТРИАДЕ СОВЕСТИ 67

ВОЛЯ 70

СМЫСЛЫ СОВЕСТИ И СМЫСЛЫ ЭГО 71

ПЕРЕХОД ИЗ ТРИАДЫ ЭГО В ТРИАДУ СОВЕСТИ 73

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ДЕЙСТВИЯМ ЭГО-ВЛЕчЕНИЙ 75

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ЦАРСТВЕННЫХ ЭГО-ВЛЕчЕНИЙ 77

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭГО 78

ТРИ ЗАКОНА ЭГО-ВЛЕЧЕНИЙ 79

I ЗАКОН ЭГО-ВЛЕчЕНИЙ -- СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЛАДАНИЮ СВОИМ ОБЪЕКТОМ В ОДИНОчЕСТВЕ 79

II ЗАКОН -- ВЗАИМОПОДДЕРЖКИ ЭГО-ВЛЕчЕНЙЙ 79

III ЗАКОН -- ВРЕМЕННОЙ НАСЫЩАЕМОСТИ ЭГО-ВЛЕчЕНЙЙ 80

КОГДА УГАСАЮТ ЭГО-СОСТОЯНИЯ 81

ОТКУДА ПРОИСХОДИТ И КАК ФОРМИРУЕТСЯ СКУДОСТЬ ДУШЕВНЫХ СИЛ 82

РОДЫ. ПРОБУЖДЕНИЕ МАТЕРИНСТВА 85

СКУДОСТЬ ДУШЕВНЫХ СИЛ У ДЕТЕЙ 88

ВОСПИТАНИЕ МЛАДЕНЦА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ 90

ЗАКОНЫ НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 95

ЗАКОН ОПЕРЕЖЕНИЯ 95

ЗАКОН ОСКУДЕНИЯ ДУШЕВНЫХ СИЛ 98

ЗАКОН ХРАНЕНИЯ В чЕЛОВЕКЕ ОБРАЗА ИСТИНЫ 102

СМЫСЛОВЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ 103

РИТМЫ СОВЕСТИ И РИТМЫ ЭГО 113

ГОДОВОЙ ЦИКЛ РИТМОВ 115

НЕДЕЛЬНЫЙ ЭГО-РИТМ 117

ДНЕВНОЙ ЭГО-РИТМ 118

РИТМЫ ЭГО И ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 120

РИТМЫ ЭГО И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ 122

НЕПРЕРВАННЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ РИТМ 123

НЕДЕЛЬНЫЙ РИТМ СОВЕСТИ 124

ГОДОВОЙ ЦИКЛ РИТМОВ СОВЕСТИ 126

ДНЕВНОЙ ЦИКЛ РИТМОВ СОВЕСТИ 127

ТРАПЕЗА И СОВЕСТЛИВЫЙ СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД 128

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗЛИчЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ РИТМОВ 130

ПСИХОЛОГИЯ МЕЧТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ 131

ОБРЕСТИ СЕБЯ 132

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Эта книга была составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева, замечательного педагога и психолога. В доперестроечные годы возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции, занятия, семинары для многих стали тропинкой из мира повседневной обыденности к запретному Золотому Городу православной духовности.

В те времена нельзя было говорить о Боге, спасении, причинах нашей конфликтности и нашей мелкости открыто. Но вокруг были люди: ищущие, думающие, проблемные. Были семьи, в которых постоянно что-то разбивалось и не склеивалось. Было знание о том, как с этими человеческими проблемами справлялись люди, живя под Благодатным Покровом на протяжении многих лет.

Необходим был язык, который, не искажая сути произносимого, отражал бы реалии утраченных традиций, будучи при этом удобоприемлемым в социальном и временном контексте. Таким языком стал язык психологии и педагогики. И перед этими словами было обозначено "Нравственная".

Новая "инонаучная" дисциплина протянулась живописным мостиком между холодно-скалистым берегом светской психологии и милующе-изумрудной пологой землей православной аскетики. Шумящий внизу водопад с одного берега называли "потребности", с другого -- "страсти". На середине мостика был найден терминологический компромисс. Водопад был назван "Эго-влечениями".

Психоаналитическая, роджерианская, гешталът-психология антропоцентричны. Предполагается, что в центре -- человек, с его благом, его уникальным миром, его человеческими ценностями. Нравственная Психология Христоцентрична. Для нее "обретение себя" -- лишь промежуточный этап в движении к Богу и людям. И поэтому "Самость" ("Selfism") -- ключевое понятие гуманистической психологии, конечный пункт ее стремлений и исканий -- в Нравственной Психологии названа болезнью.

Традиционная психология не охватывает глубинных слоев "структуры человеческого Я". Нравственная Психология, раскрывая нравственное значение внешних слоев, освещает сущностное значение Душевных Сил, Совести и лишь слегка касается Духовного, которое оставляется на попечение Церкви.

Оценка значения идей отца Анатолия и предлагаемого им инструментария внутренней работы-- дело будущего. Нам же остается читать, недоумевать, спорить, радоваться сделанным в процессе изучения маленьким открытиям и... соглашаться.

Семидесятилетний разрыв преемственности православной жизни привел к явлению, о котором пришла пора говорить во весь голос. Не став людьми: любящими, заботящимися, добрыми, искренними, открытыми, доверительными и ответственными, многие из нас на начальных этапах воцерковления возомнили себя не просто церковными, не просто православными, - носителями истины в последней инстанции.

Плоды нашей "молитвенности" -- наши домашние стали врагами нам. Плоды нашего "воздержания" -- развалившиеся семьи, более-менее благополучные до воцерковления одного из супругов... Плоды нашего "благочестия" -- наши ближние, перестав быть нейтральными по отношению к вере, превратились в откровенных хулителей Церкви, "свихнувшей" их жену (мужа), мать (отца), дочь (сына). А, может быть, все же виноваты не "они", а мы?

--Да нет, вроде бы на нас сбываются Писания...

--А если честно... еще честнее посмотреть на вещи? Вот, к примеру, ты стала верующей, а твой муж запил?

--А я за него читаю акафист "Неупиваемая Чаша".

-- "За него" или "против него" ? При этом любишь ли ты его ? В чем это конкретно проявляется ?

--Как же мне его, такого пьяницу, любить-то?.. В Церковь идти не хочет, невенчаный... Вот такой диалог.

Не раскрывшись в супружестве, в подлинном отцовстве-материнстве, не научившись быть благодарными детьми, открытыми, любящими, верными друзьями, мы ищем духовного, а духовное не дается нам.

Используя наработанные в течение нашей мирской жизни механизмы достижения поставленных целей, мы достигаем кое-чего в жизни церковной: одни -- священного сана, другие -- рабочего места в сферах околоцерковного бизнеса, третьи -- привилегированного положения в ближайшем кругу особо чтимых народом духовников. Но при этом не решается главный вопрос: ради чего? Привычные шаблоны и стереотипы, желание "стать", восприятие церковной жизни как поприща для САМОсовершенствования не дают увидеть главного: где же во всем этом место Христу, подвигу, заповеданной Им жертвенной любви к ближнему, прежде всего САМОМУ БЛИЖНЕМУ: моему супругу, моим детям, моим родителям? А если кажется, что все же есть любовь, хватит ли мужества честно ответить на вопрос: любовь ли это ?

-- При чем здесь "психология" -- мирская наука, нужно все по святым отцам...

-- Психология -- наука о душе, ведь прежде -- душевное, а потом -духовное. Так говорит Священное Писание. Лучшими и глубочайшими психологами были святые старцы. Они прозревали и душевный, и духовный план человека. В душевном все ли у тебя благополучно? Пастырский опыт подсказывает: человек, который, не раскрывшись в душевных качествах своих, начал строить здание духовных добродетелей, точно следуя святоотеческим предписаниям, воздвигает такую стену гордыни и эгоизма, которую невозможно потом взорвать никому. Ведь все поставлено на цементе совершенно правильных формул: изречениях святых отцов, советах и благословениях любимых духовников. При этом гордость всех окружающих (пресловутых "ближних") будет отслеживаться и тут же обличаться. Любой же, покусившийся говорить о гордости обличителя, будет тут же остановлен и осажен. Кто-то сказал однажды: "Аскетика без любви похожа на замок Снежной Королевы"...

-- Вы имеете в виду духовную любовь...

-- Нет, прежде всего -- душевную, человеческую, которая переживает за другого, жалеет его, согревает, когда ему холодно и не лезет со своими советами, когда не просят... Мне иногда кажется, что за внешней церковностью, за церковной терминологией ("простите", "благословите", "искушение"), за церковной проблематикой (борьба с экуменизмом, модернизмом и прочим масонством), за постоянным механическим перечислением восьми основных грехов и их производных люди просто хотят спрятаться от движения вглубь, от встречи с самим собой настоящим...

-- Что вы такое говорите? Ведь есть же какие-то вещи...

-- ...а ведь путь к Богу, по словам Исаака Сирина, лежит через путь к самому себе.

--Но ведь Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что без Бога все человеческие "добрые дела" - ничто, а вы нам тут предлагаете...

--Прежде чем говорить о них, давайте хоть до этого уровня дотянемся. Давайте учиться открытости, искренности, умению доверять, наконец.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нравственная психология и педагогика"

Книги похожие на "Нравственная психология и педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Гармаев

Анатолий Гармаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Гармаев - Нравственная психология и педагогика"

Отзывы читателей о книге "Нравственная психология и педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.