Мартин Бубер - Хасидские предания
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хасидские предания"
Описание и краткое содержание "Хасидские предания" читать бесплатно онлайн.
альтруизмом, возведенным в принцип.
Аскетизм хасида связан с его отказом от обыденной жизни со
всеми ее развлечениями и удовольствиями (светская беседа, игра
с детьми и т. п.), воспринимаемыми как искушение. Хасид дол-
жен, не уклоняясь, встречать все оскорбления и даже позор, ибо
в этом истинная добродетель праведника (один хасид говорил:
"Мне не нужна честь, ибо что станет с честью после смерти
человека?"). Не меньшее внимание уделялось альтруизму в той
предельной его форме, которая выражена словами Мишны: "Мое
- твое, а твое - твое, таков путь благочестивого". Однако
хасиды придерживались еще более суровых правил и норм, чем
того требовала традиция, ибо они подчинялись высшему, небес-
ному закону (дин шамаим) и проповедовали полное самопожерт-
вование.
Аскетический идеал религиозного иудея, совершенно лишен-
ного тяжеловесной учености, обретает сходство с идеалом хри-
стианского монаха-аскета, а также мусульманского суфия
и дзэн-буддийского монаха. Немало общего с хасидами можно
найти и у византийских юродивых, и у христианских мистиков
(Майстер Экхарт, Рейсбрук). По словам Гершома Шолема, "иде-
ал монашествующего киника предстает перед нами в своем
еврейском обличье под именем хасида". Хасид - это человек,
который в продолжение всей своей жизни посвящает себя вы-
полнению какой-либо религиозной заповеди, не нарушая ее
ни при каких обстоятельствах. Тот же, кто колеблется изо
дня в день между различными предписаниями, не может на-
зываться хасидом.
Сравнительно немногое объединяет хасидизм XIII в. с позд-
ним хасидским движением в Польше и на Украине в XVIII
в. Между ними пролегло несколько эпох в развитии еврейской
мистики, во время которых сложилась богатейшая каббали-
стическая традиция, в полном объеме воспринятая новыми ха-
сидами. И все же их роднит общий дух мистического морализма,
вскормившего идеал немецкого благочестивого и цадика позд-
него хасидизма, ибо это были некие идеальные прототипы
мистического образа жизни, праведники, благодаря которым
стоит мир.
Религиозно-мистическое движение хасидов, изучением кото-
рого занимался Мартин Бубер, возникло в конце 30-х гг. XVIII в.
в Подолии. Его появление связано с выдающейся фигурой в ев-
рейской жизни - Израэлем бен Елиезером (ок. 1700-1769),
прозванным Баал Шем Товом ("Владеющим Благим Именем
(Божьим)", сокращенно - БЕШТ), который, как писали тогда,
"опустил небеса на землю". БЕШТ получил известность как
чудотворец, каббалист-целитель, чем привлек к себе значитель-
ное число людей, в большинстве малообразованных - деревен-
ских торговцев, мелких арендаторов, разносчиков товаров и т. п.
После долгого периода странствий он обосновался в 1740 г.
в Меджибоже, где вокруг него сложился кружок ближайших
учеников. Город стал местом массового паломничества, и вскоре
хасидское движение охватило Подолию, Волынь, Галицию, рас-
пространилось в Польше, Молдавии, Белоруссии, Закарпатье,
Словакии и других регионах. К концу жизни БЕШТа уже свыше
десяти тысяч его последователей, среди которых были и раввины,
несли учение хасидизма во многие страны.
Учение Баал Шем Това и его учеников самым тесным образом
связано с каббалистическими доктринами, главным образом Иц-
хака Лурии (1534-1572) и его школы. Именно из этого источника
они восприняли основные концепции, видоизменив их и сделав
доступными для простых людей. Основное внимание уделялось
при этом практической стороне, а точнее - этическому идеалу,
воплотившемуся в учении о цадиках (праведниках). По выраже-
нию Бубера, "хасидизм - это Каббала, ставшая этосом".
Баал Шем Тов учил, что весь мир образовался из Божества
и есть его проявление. Бог во всем и везде. Он наполняет и самые
незначительные предметы, и высокие помыслы человека, он не-
прерывно вмешивается во все человеческие дела. Посему к каж-
дому человеку надо относиться как к праведнику, ибо никто не
падает настолько низко, что уже не может подняться к Богу.
С этим связано учение о зле как форме проявления самого Бога
в мире; самостоятельного (в онтологическом смысле) зла не
существует.
Цель жизни человека - это служение Богу, которое состоит
в слиянии с ним, источником всякой жизни. БЕШТ говорил, что
"человек должен познать самого себя как проявление Божества".
Нужно стремиться к познанию божественной тайны, о которой
не пишут в книгах, ибо это есть само ощущение слияния с Боже-
ством. Достигается же последнее не путем изучения Закона (до-
ступного лишь немногим), но "наполненной" и "устремленной"
молитвой, а также соблюдением заповедей - но не формальным
и мелочным их исполнением, а мистическим, когда каждый акт
наполнен особой восторженностью.
Цадик полнее других осуществляет слияние с Богом и может
достичь наивысшего откровения - дара пророчества, а его мо-
литва оказывает на небесные сферы большее влияние, чем молит-
вы других людей. Цадик - наставник и духовный руководитель,
душою своей он постоянно находится на небесах, но опускается
вниз ради наставления и спасения душ людей. Своими заслугами
праведник спасает людей, даже самых великих грешников, если
в них все же есть божественная "искра". Всей душой должен
прилепиться к праведнику простой человек, "ибо кто прославляет
праведника, тот как бы изучает тайны мироздания".
Преемником БЕШТа стал его ближайший ученик, рабби Дов
Бэр (Баэр) из Межирича - "Великий Маггид" (ум. 1772). Именно
он детально разработал теоретическое учение хасидизма. В ос-
нове его системы лежит концепция рассеянных повсюду божест-
венных "искр". В соответствии с каббалистическим учением Лу-
рии, высшей целью творения считается процесс "исправления"
мира (тиккун), то есть извлечения этих "искр" из их земных
"оболочек" (клиппот) и постепенное вознесение их к Первоисточ-
нику, вплоть до установления полного единства между Творцом
и творением.
Особую роль в этом процессе играет именно человек. В экс-
татической молитве содержащиеся в материальном мире "искры"
сразу возносятся через все многочисленные уровни и ступени,
которые им пришлось бы пройти в ходе иных форм служения
Богу. Цадик же, благодаря единению с Богом, является посред-
ником между миром и Богом, "каналом", через который излива-
ется на землю Божья Милость.
Наиболее самобытный характер хасидизм получил в Литве
и в Белоруссии, где его развитие связано с деятельностью Шнеура
Залмана из Ляд, "Старого ребе" (ум. 1813) - родоначальника
династии хасидских цадиков и раввинов Шнеерсонов, продолжа-
ющейся по сей день. Именно он основал систему Хабад (аббреви-
атура из трех ивритских слов: мудрость, разум и знание), изло-
женную в его главном труде "Тания". Здесь системе БЕШТа
придается более философский характер. Утверждая единство
и единственность Божества, Шнеур Залман отрицал самосто-
ятельное существование чего бы то ни было в этом мире. Весь
материальный мир существует лишь условно и постоянно видо-
изменяется в непрерывном процессе миротворения. Миротворе-
ние - непрекращающийся акт, поскольку ничто не отделено от
Бога и после своего сотворения.
Синтезируя каббалистическое учение Лурии с системой своего
учителя Дов Бэра, Шнеур Залман развивает весьма оригиналь-
ный подход, при котором тайны божественной сферы предстают
в обличье мистической психологии. Погружаясь в глубины соб-
ственного Я, человек проходит через все измерения мира, в своем
Я он разрушает перегородки между разными сферами и, перехо-
дя границы естественного существования, открывает, что Бог
есть "все во всем" и "нет ничего, кроме Бога". Каббала здесь
становится инструментом психологического анализа и самопоз-
нания. В сочинениях Хабада экстатическое поклонение Богу и не-
кое акосмическое толкование Вселенной сочетаются с размышле-
ниями о внутренних движениях человеческой души.
Не вдаваясь в подробности психологии Хабада, стоит от-
метить, что Шнеур Залман придавал особое значение разуму как
руководителю чувственного начала в человеке. Хорошо только
то восторженное состояние, которое является результатом уче-
ния, размышления и созерцания, но не смешивается с телесным
и чувственным возбуждением. Развивая учение Хаима Витала
о двух душах в человеке - животной (источнике чувств) и боже-
ственной (источнике разума и духа), - он рассматривает жизнь
человека как взаимодействие этих двух начал, влекущих его
в разные стороны. Божественная, разумная душа одерживает
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хасидские предания"
Книги похожие на "Хасидские предания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мартин Бубер - Хасидские предания"
Отзывы читателей о книге "Хасидские предания", комментарии и мнения людей о произведении.