Е. Мадлевская - Русская мифология. Энциклопедия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская мифология. Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Русская мифология. Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
Русская мифология — совершенно особый мифологический мир. Этот мир рано утратил свои божества — сохранились лишь перечисления имен и упоминания в летописях о низвержении «идолов» — и обратился к Белому Богу. Однако христианство не сумело вытеснить из народного сознания представление о «соседях» — многочисленных домашних, полевых, лесных, водяных и других духах, которые издавна соседствовали с человеком. Так сложилась уникальная ситуация двоеверия, составившего основу русской мифологии. Как был сотворен белый свет и возникли славянские и «чужеземные» народы; откуда «есть пошла земля Русская»; как поклонялись богам, умилостивляли лесных и водяных духов, почитали святых, совершали семейные обряды и справляли общие праздники — обо всем этом и о многом другом рассказывается на страницах этой книги.
исаакий-змеевник
День памяти преподобного Исаакия-исповедника, отмечаемый церковью 30 мая / 12 июня. Согласно народным поверьям, в этот день совершаются змеиные свадьбы, поэтому во многих местностях на Исаакия-змеевника старались не ходить в лес. Кое-где этот день считали удачным для посадки бобов, что и делали с особыми приговорами.
Ккасьянов день
День памяти св. Кассиана, приходящийся на 29 февраля. В крестьянском календаре он занимал особое место: после него в Древней Руси наступал високосный год, что повлияло на народные представления об образе святого: его называли «злопамятным», «завистником», «корыстником», «немилосердным». Касьянов день считался опасным и несчастливым: крестьяне старались не выходить из дома, чтобы не пострадать от «Касьянова глаза», а в течение трех лет в день недели, на который выпал Касьян Немилосердный, не начинали никаких работ.
красная горка
См. Фомино воскресенье.
крещение господне
Великий двунадесятый праздник, приходящийся на 6/19 января. В этот день церковь вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна в Иордане. В народной среде этот праздник называется «водо-крещи», так как в навечерие его и в сам день Крещения Господня совершается великое водосвятие. В крестьянском календаре день Крещения Господня был одним из важнейших праздником начала года, осмысляемый в мифологическом сознании как рубеж, за которым создаваемый в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики: четкость, упорядоченность, устойчивость. Крещение завершало Святки, «страшные» святочные вечера, отмеченные особым разгулом «нечистой силы». Поэтому большая часть крещенской обрядности имела очистительный характер. Подготовкой к празднику являлся строгий пост накануне. Вечером после службы и совершения водосвятия крестьяне возвращались домой со святой водой и пили ее всей семьей, окропляли дом, хозяйственные постройки и скот. Во многих местностях окуривали ладаном все места в хозяйстве, а также ставили кресты мелом или углем на косяках всех окон и дверей, заслонке печи, воротах, калитках и т. п. В крещенский сочельник (канун) устраивался праздничный ужин, называемый «голодной кутьей». Главным торжеством дня Крещения Господня являлось «хождение на иордань» и водосвятие. Воду, почерпнутую из проруби-«иордани», хранили в течение всего года. Многие крестьяне с целью очищения от грехов и для приобретения здоровья ныряли в «иордань». Нередко сюда пригоняли для окропления освященной водой и скот. Как и в сочельник, в день Крещения после водосвятия осуществляли очистительные обряды в доме. Считалось, что это способствует выгону всей нечистой силы. До богоявленской обедни девушки совершали последние святочные гадания. К празднику Крещения во многих местах России приурочивался обычай смотрин девушек, достигших брачного возраста. После Крещения начинался мясоед — время свадеб.
кузьма и демьян, кузьминки
Народные названия дней памяти свв. Космы и Дамиана, отмечаемых православной церковью, соответственно житиям святых, три раза в году: 1/14 июля, 17/30 октября, 1/14 ноября. Летний день памяти — «летние кузьминки» — чтили женщины и обращались к святым за помощью в жатве. Осенний день памяти — 1/14 ноября — особо почитали кузнецы, считавшие свв. Кузьму и Демьяна своими покровителями, и потому соблюдали запрет на работу в этот день. По всей России этот день считался и «девичьим» праздником: девушки устраивали праздничную трапезу в складчину. С Кузьминок во многих местностях начинался период свадеб. В народе свв. Кузьма и Демьян считались «куриными богами», и 1 ноября крестьяне устраивали молебны в курятниках или окропляли домашнюю птицу святой водой; во всех домах также для праздничной трапезы резали кур, считая это приношением жертвы Кузьме и Демьяну и полагая, что от этого в хозяйстве будет весь год вестись птица.
Ммасленица
Праздничный недельный цикл, осмысляемый в традиционном сознании как рубеж между зимним и весенним сезонами и направленный своими обрядами на проводы зимы. Масленица относится к подвижным праздникам народного календаря: ее отмечают за семь недель до Пасхи. Этот срок выпадает на период от второй половины февраля до начала марта, то есть время, близкое к весеннему равноденствию. Масленичная неделя предшествует Великому посту и сама уже является подготовкой к нему: во время Масленицы соблюдается запрет на употребление мяса, что в народной среде дало ей такие названия, как «мясопуст» и «белая мясоедь», то есть пища из молочных продуктов. Каждый день масленичной недели имел свое название: понедельник — «встреча»; вторник — «зайгрыши»; среда — «лакомка»; четверг — «перелом», «разгул», «широкий четверг»; пятница — «тещины вечерки»; суббота — «золовкины посиделки»; воскресенье — «проводы», «прощеный день», «целовальник». В масленичном цикле нашли отражение языческие верования и христианские представления, а его обрядность включала действа и аграрного, и семейного характера. К числу существенных относились поминальные обряды, связанные с культом предков. Суббота накануне масленичной недели называлась «маленькой Масленицей» и являлась поминальным днем: для умерших родственников пекли блины и клали их на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на кладбище на могилах, раздавали нищим и монашенкам около церкви. Накануне Прощеного воскресенья во многих местностях крестьяне также посещали кладбища и на могилах оставляли поминальное угощение. Важными и обязательными для масленичной недели были катание с гор на донцах прялок и ритуалы встречи и проводов-похорон Масленицы, направленные на обеспечение хорошего урожая льна и хлеба. Яркую сторону праздника составляло также чествование молодоженов: на улице, около катальных гор, в гостях. Брачные пары, образовавшиеся в текущем году, обязательно должны были посетить всех родственников и участников их свадьбы, одарить хозяев подарками. Очистительное значение придавалось возжиганию масленичных костров на возвышенных местах, на берегах водоемов и рек или прямо на льду. В сооружении костра участвовали все жители деревни, принося из каждого хозяйства старые, вышедшие из употребления вещи. Помимо множества ритуальных действ масленичная неделя была насыщена разнообразными развлечениями: гостевание у родственников и соседей, катание с ледяных гор и на лошадях, смотры молодоженов, строительство и взятие снежных городков, кулачные бои, посещение ярмарок. Отличительной особенностью Масленицы являлись обильные трапезы в течение всей недели.
Ннеделя жен-мироносиц
Четвертая неделя после Пасхи, посвященная в церковной традиции Женам-Мироносицам, свидетельницам воскресения Спасителя. Воскресенье накануне недели Жен-Мироносиц повсеместно считалось «бабьим праздником» и отмечалось женскими гуляньями и трапезами, называвшимися «моргосье», на которых не допускалось присутствие мужчин. В южнорусских губерниях к этому дню приурочивались девичьи обряды кумления, а также «крещения» и «похорон» кукушки.
никита водопол
Народное название дня памяти преподобного Никиты, святого исповедника, игумена Мидикийского монастыря в Вифании, жившего в IX в. Церковь чтит память св. Никиты 3/16 апреля. Никитин день — одна из дат начала ледохода, которую рыбаки отмечали как начало промыслового сезона. В некоторых местностях в этот день рыбаки приносили водяному в жертву старую лошадь, которую покупали в складчину и с условием не торговаться.
николин день
Дни памяти св. Николая, архиепископа Мирликийского, умершего около 350 г. Церковь чтит память Николая Угодника и Чудотворца два раза в году: 9/22 мая и 6/19 декабря. В народной традиции эти праздники получили названия соответственно «Никола Вешний» и «Никола Зимний». На Николу Вешнего варили и красили яйца, готовили обрядовое блюдо — яичницу, которую женщины и девушки, отправляясь в лес и устраивая праздничную трапезу, съедали в честь святого. Крашеные яйца приносили также в церковь «для свя-
того Угодника». К этому дню во многих местностях приурочивался первый выгон лошадей в ночное. В дни памяти святого было принято всем миром в складчину варить пиво и устраивать мужские трапезы «братчины», чествуя таким образом св. Николая. В северных губерниях на Николу Зимнего существовал обычай закалывать жертвенного бычка «микольца», которого покупали и откармливали три года всей деревней. Часть мяса крестьяне передавали в церковь «для святого Николы», а часть съедали во время коллективного пиршества, которое устраивали в этот день мужчины. Кое-где на Русском Севере рыбаки и мореходы старались накануне Николы Зимнего умилостивить святого, считавшегося покровителем всех путников и находящихся на воде. Для этого в жертву водной стихии приносили чучело из соломы и молились Николаю Угоднику, чтобы он хранил промысловиков от смерти в море и даровал удачу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская мифология. Энциклопедия"
Книги похожие на "Русская мифология. Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Е. Мадлевская - Русская мифология. Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Русская мифология. Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.