» » » » Татьяна Ирмияева - История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты


Авторские права

Татьяна Ирмияева - История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ирмияева - История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство "Урал LTD" при участии изд. "Урал-книга", год 2000. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Ирмияева - История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Рейтинг:
Название:
История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты"

Описание и краткое содержание "История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты" читать бесплатно онлайн.



Т.Ю. Ирмияева

История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты


Главный редактор Я.Ф. Болдырев

Ответственный редактор О.С. Черепанова

Редактор Е.Е. Боже

Издатель: "Урал LTD" при участии изд. "Урал-книга", Челябинск.

Отпечатано: издательско-полиграфический коплекс "Звезда", Пермь, 2000 г.


Настоящая книга посвящена истории исламской цивилизации и населяющих ее народов. Насыщенность описаний важнейших исторических событий и фактов, объективный взгляд на роль и место исламской цивилизации во всемирной истории, доступность изложения - все это позволяет рекомендовать ее в качестве учебного пособия для светских и духовных учебных заведений.






На утро третьего дня победа халифа казалась неизбежной. Но Амр и здесь нашел лазейку: он лицемерно призвал сражающихся обратиться к Корану и в нем найти ответ на вопрос, как закончить вражду среди мусульман. На копьях воинов Муавийи оказались листы священной книги. Наступающие пришли в замешательство и остановились. Победа уходила из рук. С риском для жизни Али призывал воинов одуматься, говоря, что от таких безбожников, как Муавийя и Амр, уже ничего хорошего ожидать нельзя, но его не слушали. Армия Али повернула домой. В сражении при Сиффине потери сторон были очень большими. На стороне Али сражался и геройски погиб Абдаллах ибн Будайа ибн Барака ал-Хузайи, завоеватель крепостей Кермана и Табайсана.

В споре Али и Муавийи было решено прибегнуть к третейскому суду. Судьи - Амр ибн ал-Ас со стороны сирийцев и Абу Муса ал-Ашари со стороны Али - удалились в Думат ал-Джандал для выработки совместного решения.

Абу Муса Абдаллах ибн Кайс ал-Ашари родился в 602 году в Йемене. Был представителем Мухаммеда в этой стране, в 632-633 годах правил Магрибом, Забидом и Аденом в Южной Аравии. Абу Муса принимал активное участие в завоевании Ирака и Фарса, был наместником Басры и Куфы. В 649 году окончательно смещен с этого поста Усманом. Умер в Мекке в 665 году.

На пути в Куфу от Али отделились те, кто не согласился с правомерностью третейского суда. Они стали называться хариджитами, "вышедшими". По мнению этой части войска халифа, судьей мог быть только Аллах, а людям не дано судить по справедливости. Руководствуясь изречением "Ла тахким илла лиллах" ("Судить вправе только Аллах"), они тем не менее поступили вопреки этому - осудили Али.

Хариджиты переправились через Тигр и остановились у Нахравана в Ираке у отрогов гор Загроса. Тем временем суд в Думат ал-Джандале превращался в фарс. Амр, зная вспыльчивый характер Абу Мусы, ловко управлял дискуссией, вынуждая противника произносить опрометчивые слова под влиянием эмоций. В конце обсуждения Амр убедил Абу Мусу первым высказаться и сделать свое заключение. Абу Муса огласил мнение судей, что ни Муавийя, ни Али не достойны быть халифами, поэтому присутствующие должны выбрать нового главу государства. Вслед за Абу Мусой поднялся Амр и произнес следующее: "Вы слышали, что сказал уважаемый Абу Муса. Он объявил Али лишенным права на халифат. Я также согласен на это смещение и предлагаю вручить высокий сан моему господину Муавийе". Выступление Амра повергло слушателей в шок. Ситуация становилась двусмысленной, но Муавийя, на основании Решения судей, потребовал присяги.

Али не признал решение третейского суда законным и снова двинулся в поход на Сирию. Он призвал хариджитов вернуться и помочь ему восстановить справедливость, потому что суд совершился не по слову Аллаха. Но у хариджитов уже был свой халиф, и они усиленно вербовали сторонников. Такого поругания веры Али и его сподвижники допустить не могли, и войско халифа выступило к Нахравану. После долгих переговоров большинство хариджитов вернулось под власть законного халифа, часть отступников рассеялась в Ираке, а самые непримиримые выступили против Али с оружием в руках и были разбиты в сражении 17 июля 658 года.

На следующий год после этого в Египте трагически погибли два полководца халифа. Муавийя организовал мятеж против наместника Египта Мухаммеда ибн Абу Бекра. Малик ал-Аштар, посланный в Египет для усмирения бунтовщиков, был подло отравлен подкупленным Муавийей сборщиком податей, а Мухаммед ибн Абу Бекр погиб в сражении с отрядом Амра ибн ал-Аса, который затем победителем вошел в Фустат. Амр ибн ал-Ас умер в 664 году в Фустате, терзаемый страхом перед заслуженным воздаянием в загробном мире.

В течение двух лет, в 658-660 годах, отряды Муавийи совершали набеги на соседние с Сирией и Египтом гарнизоны и территории Халифата, но на крупные военные действия наместник не решался. В 660 году Муавийя провозгласил себя халифом и принял присягу от сирийцев и египтян.

24 января 661 года Али, выходя из мечети в Куфе, был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом, который нанес ему удар саблей по голове. Через два дня халиф Али ибн Абу Талиб скончался. Али был ревностным мусульманином, храбрым и непреклонным полководцем, и его образ остался в истории ислама как образ героя, поэта и мудреца.

После смерти Али присяга была принесена его старшему сыну Хасану. Тогда Муавийя двинул против Медины свои войска, закаленные в двадцатилетних боях с Византией. Неразумные действия Хасана принесли успех Муавийе, который занял Куфу и принял там отречение Хасана от прав на халифат. Муавийя добился наконец признания себя законным халифом. Хасан умер в Медине в 669 году.

Четвертый халиф Али ибн Абу Талиб похоронен в Неджефе. Его изречения, собранные в книгу, были позднее изданы вместе с его лирическими стихотворениями.

Так исполнилось пророчество Мухаммеда о том, что через тридцать лет после смерти Пророка на смену халифату придет царствование, при котором принцип выборности халифа будет заменен принципом династического наследования высшей власти. Но нравственные испытания, посланные Али и с честью выдержанные им перед Аллахом, станут очищением для этой власти на земле ислама.

Халифы из рода Омейи.

90 лет становления исламской государственности


661-680

Халифат Муавийи ибн Абу Суфьяна

Став халифом, Муавийя ибн Абу Суфьян прежде всего перенес столицу Халифата из Медины в Дамаск, получивший статус опорного пункта арабов в их продвижении на восток и на запад, в Северную Африку.

В молодости Муавийя некоторое время был писцом у Мухаммеда. Халиф Абу Бекр направил братьев Йазида и Муавийю командующими войсками в Сирию. После смерти брата Муавийя стал главнокомандующим сирийской армии. В 636 году халиф Умар назначил его наместником Сирии, под властью которого находились Палестина и Иордания. Муавийя совершил много походов в Хорасан и за Аму-Дарью, в которых отличился также его военачальник Абдаллах ибн Амир ибн Курейз, двоюродный брат халифа Усмана.

Абдаллах ибн Амир родился в 625 году в Мекке. В 649 году он был назначен наместником Басры. В 651-652 годах, во время военной кампании в Хорасане под его командованием, к Халифату были присоединены все восточные области Сасанидского Ирана, в результате чего арабы вышли к Аму-Дарье. В борьбе Али и Муавийи за халифат Абдаллах ибн Амир выступил на стороне Тальхи и аз-Зубайра. После победы халифа он бежал в Дамаск, а после смерти Али Муавийя вновь назначил Абдаллаха наместником Басры, но через три года сместил, и бывший наместник удалился в Медину. Абдаллах ибн Амир умер в Мекке в 679 году. Этот полководец был одним из тех ставленников Усмана, которые при Омейядах продолжали оказывать влияние на халифов. Следует опровергнуть широко распространенное ошибочное мнение о том, что Омейяды были создателями арабо-мусульманской государственности. Это неверно, поскольку исламскую государственность создал Мухаммед. Халифы в меру своих сил лишь продолжили дело Пророка, управляя Халифатом в тех пределах дозволенного, которые определялись Кораном и сунной.

Муавийя, будучи еще наместником, начал строить флот в портах Акка и Тир. Победный штурм греческого морского десанта, захватившего Александрию в 645 году, произвел на него неизгладимое впечатление. Так что в 649 году уже сирийская эскадра во главе с Абу Аваром, объединившись с египетской во главе с наместником Египта - Абдаллахом ибн Абу Сарха, захватила Кипр.

Главнокомандующий морскими силами Абдаллах ал-Хариси в 653 году одержал первую победу над флотом Византии. Но арабы не перешагнули через Средиземное море. Военные походы против Византии совершались по суше - через Армению и Грузию. Слабость обороны, характерная для Византии, позволила арабам меньше чем за пятнадцать лет трижды осаждать Константинополь. Но Муавийя к концу жизни все-таки отказался от мысли завоевать столицу Византии: силы были еще очень и очень неравными.

Муавийя, находившийся у власти почти сорок лет (включая двадцатилетнее управление Сирией), был хитрым, но недальновидным политиком. Возможно, постоянные столкновения с византийцами повлияли на его манеру ведения дел с помощью закулисных интриг. Муавийя и приближал к себе таких же энергичных и пробивных людей, как он сам, например некоего Зийада, происхождение которого никому не было известно. Подобный случай - исключительная редкость для арабов, которые считают позором не помнить своих предков или отказаться от их имен. Муавийя объявил Зийада своим названым братом, и таким образом этот авантюрист получил имя Зийад ибн Абу Суфьян, но остался в истории под именем Ибн Абихи ("Сын своего отца"), или еще уничижительней - Ибн Сумайя ("Сын Сумайи"), что означает одно - "безродный".

Назначенный управляющим делами у Абдаллаха ибн Амира, Зийад в отсутствие господина, воевавшего в Хорасане, приказал выкопать канал ал-Файд - от Басры до речки Шатт ал-Араба и, кроме того, завершить сооружение другого канала, начатое еще при халифе Умаре, - от Убуллы до Басры. Вернувшись из похода, Абдаллах ибн Амир был взбешен самоуправством слуги. Согласно мусульманскому праву, человек, выкопавший канал, становится его хозяином.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты"

Книги похожие на "История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ирмияева

Татьяна Ирмияева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ирмияева - История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты"

Отзывы читателей о книге "История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.