Лев Правдин - Берендеево царство

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Берендеево царство"
Описание и краткое содержание "Берендеево царство" читать бесплатно онлайн.
Произведение рассказывает о бурной жизни комсомольцев 20–30-х годов. Место действия — один из степных городков Южного Урала.
Услыхав свое школьное прозвище, он как-то так по-хорошему улыбнулся, что я подумал: каким бы он был простым, свойским парнем, если бы не свихнулся.
Улыбнувшись, он спросил:
— Вам моя история известна?
— Отчасти. Знаю только, что вы, окончив советскую школу, поступили в духовную семинарию. Это удивительно и трудно понять.
— А между прочим, все чрезвычайно просто. Вот я Сергею Прокопычу рассказывал.
Сергей Прокопыч — это Сережка, а я и не знал. Он сидел на кровати, поджав ноги, и явно наслаждался нашей схваткой, но сам не вмешивался. Он кивнул головой:
— Ага, рассказывал. И еще ему расскажите.
Волосатик, склонив свои великолепные кудри в знак полной покорности, смиренно сообщил:
— Я, так сказать, не поладил с нашей эпохой…
— Вот это да! — Меня искренне восхитило такое наивное и напыщенное признание. — Ну и что же?
— Да ничего. Эпоха не заметила этого. Ей, собственно говоря, наплевать. Ну и мне тоже. Мой отец, живописец вывесок, и сейчас продолжает заниматься своим делом. Поэтому запах скипидара и олифы, который я начал вдыхать со дня своего рождения, для меня так же родственен, как для всех остальных людей воздух. Поэтому, если вы заметили, я и в храме так принюхивался к вам, Сергей Прокопыч, почуяв некоторую родственность. Извините.
— Ты слушай его, слушай, — ликовал Сережка, — он меня по запаху нашел! А?
— А про отца я вот для чего упомянул: меня из-за него в институт не приняли. Кустарь, то есть гражданин самой последней категории. Я и учился и вселял надежды, но меня не приняли. А детей рабочих и крестьян, хоть некоторые из них учились тупо и никаких надежд никому не вселяли, их приняли. Разве это не обида?
Все ясно: обывателю наступили на мозоль. Историческую необходимость человек принял, как личную обиду.
— И тогда вы решили насолить эпохе? — спросил я.
Но Волосатик уже привык к насмешкам, или он мыслил о себе более возвышенно.
— Нет. Я решил просто уйти от нее и тем утвердить мое собственное «я».
— Ого! А если бы сейчас шла еще гражданская война, то вы утверждали бы свое «я» в качестве белогвардейца?
Не отвечая на мой вопрос, Волосатик продолжал:
— Есть люди, которые видят себя только в слиянии с массами и малейшее проявление индивидуальности почитают за смертный грех. За измену. Это обыватели, безличные человечки. Они думают укрыться в толпе таких же, как они, безличных, чтобы не отвечать за свои поступки, которых у них почти что и нет. Это очень удобно — жить в массах. Ни о чем не надо думать. И только ждать команды.
Сергей спустил ноги на пол и заинтересованно спросил:
— Куда-то вас заносит? Вы против эпохи или против обывателей? Что-то я не пойму.
— Я против подавления в человеке человеческого.
— И все оттого, что вас не приняли в институт?
— Это случай. Частность.
— Похищение иконы тоже частность? — Это спросил я, чтобы не дать Волосатику увести разговор в туманную область его мелочной философии.
— Глупый фарс, — отмахнулся он, — я в нем не участвовал.
Совсем заврался. Пришлось ему напомнить о нашей первой встрече в райкоме комсомола, когда он выступал в качестве представителя церковного совета.
— Меня впутали в это дело. Староста и прежний настоятель собора.
— А для чего? Вы догадались?
— Это допрос?
— Нет. Мне просто хочется выяснить, что получается, если человек не поладит с эпохой.
— Да, — сказал Сергей, — получается коряво. По-моему, он становится обломком.
Волосатик начал что-то объяснять, но окончательно запутался и потерял под ногами опору, если только личную обиду можно считать опорой. А ничего больше у него не было. Он, как говорится, полетел с катушек и, чувствуя это, продолжал драться, но бестолково, как мальчишка, которому уже разбили нос.
— Вы пляшете на обломках, не замечая, что это люди. Нас ведь много таких, обиженных. А мы жить хотим. И мы живем. Нас-то куда?
Я отошел в сторону, чтобы не получилось двое на одного, предоставив Сергею добить Волосатика. Собственно говоря, не ко мне пришли, а к нему.
— Кого это вас? — пренебрежительно отозвался Сергей. — Я считаю, что это дело каждого решать, куда ему идти: в обломки или в человеки. Вы как раз с этим и пришли ко мне, чтобы разобраться. А я вижу, у вас в башке мусору много. А мы не мусорщики, это уж вы как-нибудь сами на досуге подумайте.
11Волосатик ушел. Стоя у дверей номера, я смотрел, как он шествовал по длинному, плохо освещенному коридору, высокомерно задрав свою великолепную голову, и мне стало жаль его, этого свихнувшегося парня. Не поладил с эпохой. Ему не по душе наше время. Очень уж это похоже на пьяные жалобы «венецианцев», которых невзлюбила судьба-злодейка. Поп скрылся за поворотом: пошел молиться своему богу — Волосатику, покровителю обиженных эпохой.
Еще одна судьба мелькнула передо мной, еще на одну жизнь разбогател мой опыт. Не успел я об этом подумать, как из-за того же поворота показалась совсем иная судьба, с которой мне сейчас совсем не хотелось сталкиваться. Потап. Идет ко мне, спешит обогатить меня еще какой-то своей неоспоримой истиной, и мне от этого не отвертеться, потому что он меня уже увидел.
Пришлось приветливо помахать ему рукой.
— По-моему, ты что-то крутишь насчет Павлушкина! — еще на ходу проговорил он.
Из дверей выглянул Сережка.
— Я сейчас вернусь, — сказал я и поплелся к Потапу.
Мы поднялись в наш «люкс», и там я спросил:
— А что Павлушкин? Стоит ли сейчас поднимать этот вопрос? Послезавтра все они будут уже в степи.
— Вот именно. Самое время поставить вопрос о дезертирстве. Ты еще не написал?
Мне совсем не хотелось ссориться с Потапом.
— Ну не успел я. Надо же с ребятами поговорить.
— Да? — хмуро спросил Потап и сам же ответил: — Поговорить… Я уже поговорил.
— Что они?
Скрывать что-нибудь было не в характере Потапа, он вспылил, но честно признался:
— Не задавай глупых вопросов. Я им предложил обсудить и подписать вот это письмо.
Он выхватил из кармана помятый лист бумаги и сунул его мне. Даже не читая, я понял, что это любимый Потапов прием — коллективное письмо, в котором товарищи всячески поносят своего же товарища за его ошибки. Мы уже напечатали несколько таких писем, сочиненных Потапом и подписанных «по поручению общего собрания».
Все они заканчивались приблизительно одинаково, так же как и это письмо, которое Потап сунул мне:
«Обращаясь ко всем честным хлеборобам, ко всем батракам, беднякам и среднякам со своим батрацким словом, мы заявляем: не слушайте кулаков, которых мы успешно ликвидируем на базе сплошной коллективизации всех крестьянских хозяйств».
Все правильно, хотя и написано корявым стилем малограмотного протокола. Читать такие письма очень неловко, но у Потапа свой расчет: сам-то он, кажется, не очень верит в силу такого документа и ни на что не надеется, но коль скоро несколько человек его подписали, то все правильно и хорошо. Меры приняты. Газета проявила бдительность и сделала это оперативно. Потап был честный человек и не допускал обмана.
Из «Венеции» доносилась хорошая песня про степь широкую и про то, как в «той степи глухой замерзал ямщик». А послезавтра «в той степи глухой» впервые от сотворения мира мои товарищи, мои друзья проведут первую тракторную борозду первого социалистического хозяйства. Мои друзья, и среди них Семка Павлушкин. Нет, я не отдам его на растерзание.
— Что они сказали? — повторил я, стараясь не глядеть на праведного Потапа.
— Хочешь знать? — Потап горько усмехнулся. — Отказались подписать. А один так просто послал меня подальше. Нет, не Павлушкин. Другой.
Не знаю, чего Потап ждал от меня. Сочувствия? Возмущения? Но уж, конечно, не того откровенного удовольствия, с каким я сказал:
— Правильно! Какие молодцы!
— Кто? — явно не доверяя своим ушам, растерянно спросил Потап. — Ты про что?
Мне все еще не хотелось ссориться с человеком, который, сам того не подозревая, украсил сегодняшний в общем-то безрадостный вечер таким очень приятным сообщением. Не люблю платить злом за добро, содеянное пусть даже нечаянно. Но Потап не был наделен чувством юмора, он все принимал с удручающей прямолинейностью, и я уже привык в случае разногласий подделываться под его стиль.
— По-моему, ребята правы. Не по форме, конечно. Ругаться и тем более посылать человека «подальше» не надо бы. Но они от всей души, как умеют. А с другой стороны, письмо-то получилось не очень… И это уж не по форме, а по существу.
И я пустился в пространные размышления о том, почему я считаю неприемлемым навязывать коллективу не свойственные ему мысли.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Берендеево царство"
Книги похожие на "Берендеево царство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Правдин - Берендеево царство"
Отзывы читателей о книге "Берендеево царство", комментарии и мнения людей о произведении.