» » » » Харро фон Зенгер - Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2


Авторские права

Харро фон Зенгер - Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2

Здесь можно скачать бесплатно "Харро фон Зенгер - Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Изд-во Эксмо, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Харро фон Зенгер - Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2
Рейтинг:
Название:
Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2
Издательство:
Изд-во Эксмо
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2"

Описание и краткое содержание "Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2" читать бесплатно онлайн.



Понятие «стратагема» (по-китайски: чжимоу, моулюе, цэлюе, фанлюе) означает стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость. «Чжимоу», например, одновременно означает и сообразительность, и изобретательность, и находчивость.

Стратагемность зародилась в глубокой древности и была связана с приемами военной и дипломатической борьбы. Стратагемы составляли не только полководцы. Политические учителя и наставники царей были искусны и в управлении гражданским обществом, и в дипломатии. Все, что требовало выигрыша в политической борьбе, нуждалось, по их убеждению, в стратагемном оснащении.

Дипломатические стратагемы представляли собой нацеленные на решение крупной внешнеполитической задачи планы, рассчитанные на длительный период и отвечающие национальным и государственным интересам. Стратагемная дипломатия черпала средства и методы не в принципах, нормах и обычаях международного права, а в теории военного искусства, носящей тотальный характер и утверждающей, что цель оправдывает средства






«Когда Поднебесная следует [должным] Путем, проявляйте себя. Когда Поднебесная не следует [должным] Путем, скрывайтесь», — говорится в «Лунь юй» (8.13), важнейшем конфуцианском сочинении. Оставить службу и покинуть двор чиновнику, трижды увещевавшему своего правителя о неправедном поведении, если тот не внял ему, советуют конфуцианские Записки о правилах благопристойности («Ли цзи», (под)гл. 2 «Разнообразные правила благопристойного поведения»[474] («Цюй ли», IIΙ. вв. до н. э.).

Еще доныне встречающийся в обиходе в качестве устойчивого оборота совет, близкий по содержанию к выражению стратагемы 36, упоминается в Цзо чжуань (ок. V в. до н. э.): «Когда видишь непреодолимые трудности, отступай» («чжи нань эр туй») [ «Комментарий Цзо [на Весны и Осени]», 28-й год [луского] Си-гуна (632 до н. э.)]. «Если он [противник] полон сил, не нападай на него» [ «Китайская военная стратегия». Пер. с кит. В. Малявина. М.: Астрель, 2002, с. 163], — внушает 7-я гл. Сунъ-цзы, а в 3-й гл. говорится: «Если же силы равны, сумей с ним [противником] сразиться; если сил меньше, сумей оборониться от него; если у тебя вообще что-либо хуже, сумей уклониться от него. Поэтому упорствующие с малыми силами делаются пленниками сильного противника» [там же, с. 130]. Подобный взгляд разделяет и Мэн Кэ (ок. 372–289): «Малый, безусловно, не может противостоять большому; один, безусловно, не может противостоять многим; слабый, безусловно, не может противостоять сильному» [ «Мэн-цзы», 1.1.7: в русском пер. В. Колоколова с. 25]. «Когда победы нет, надлежит быстро уходить», — вторит военный трактат У-цзы, приписываемый У Ци (ум. 381 до н. э.), но в окончательном виде устоялся лишь во второй половине XI в. [ «У-цзы», V.3.4 «Об изменениях» («Ин бянь»): там же, пер. Н. Конрада, с. 235]. Немного иначе эта мысль выражена в сочинении Хуайнань-цзы II в. до н. э. (см. 19.3): «Если пуст [в значении «слаб» по отношению к неприятелю], беги» [(«сюй цзэ цзоу»); «Хуайнань-цзы», 14 гл. «Толкование к речам» («Цюань янь»)]. Ту же мысль уточняет военный трактат «Сто примеров воинского искусства» [Лю Цзи (1311–1375)], старейшее издание которого относится к концу XV — началу XVI вв.: «Когда неприятельское войско многочисленно, а собственное слабо, занимаемая позиция неблагоприятна и нет силы для отпора, нужно быстро отходить, чтобы избежать столкновения. Так можно сберечь свое войско» [60-й пример «Отступление на войне» («Туй чжань»): «Китайская военная стратегия». Пер. с кит. В. Малявина. М.: Аст-рель, 2002, с. 383].

36.14. Приходят подобно ветру, α уходят словно молния

«Бежать» или «не бежать», порой бывает трудно решить. Не бежать, хотя и нужно убираться восвояси, бежать, хотя и нужно остаться, — оба решения чреваты опасностью. Так что пресловутое «бегство» предстает не просто стратагемой, а настоящим искусством. И чтобы овладеть им, уместно привести некоторые соображения скорее технического свойства. Существуют различные виды бегства, как-то:

1) показное или тайное бегство. Порой врага намеренно оповещают о бегстве, иногда даже трезвонят об этом повсюду, побуждая таким образом неприятеля принимать меры, которые предполагают использовать для своей выгоды. Тайное бегство тоже иногда требует соответствующего отвлекающего маневра, но всегда — быстроты и скрытности, ибо стараются избежать вражеского преследования или помешать ему;

2) истинное и притворное бегство: истинное бегство имеет целью сохранение собственных сил, для чего необходимо выйти из зоны досягаемости противника. Притворное бегство, напротив, представляет разновидность наступления либо подготавливает последующий натиск;

3) скорое и размеренное бегство: поспешно бегут, когда противник неожиданно дает такую возможность или поначалу не замечает бегства либо замечает с запозданием и уже не в состоянии что-либо предпринять. «На войне важна скорость. Приходят подобно ветру, а уходят словно молния. И тогда врагу вас не обуздать», замечает живший в суньскую эпоху (960—1279) Чжан Юй в своем комментарии к тому месту «Сунь-цзы», где советуется быстрота отступления (гл. 6.5). При размеренном бегстве немного отойдут назад и осматриваются, и если все в порядке, вновь немного отступают и т. д. При такого рода бегстве стремятся своевременно выявить и предотвратить возможную угрозу;

4) раннее и позднее бегство: раннее бегство происходит при неблагоприятных знамениях тогда, когда положение вполне сносно. Преимущество раннего бегства состоит в том, что вы еще основательно не увязли. Поэтому можно сравнительно благополучно избежать опасности и свести потери к минимуму. Конечно, раннее предвидение несчастья должно оказаться действительным, иначе вы упускаете случай одержать победу. Позднее бегство говорит о недюжинном мужестве. На бегство решаются лишь в последний миг, когда хоть малейшие виды на успех в непримиримом противостоянии отсутствуют. В таком случае не упустят ни одной благоприятной возможности для сражения, однако чем дольше оттягивают бегство, тем оно рискованней и может не удаться;

5) дальнее и ближнее бегство: в первом случае уходят от противника на безопасное расстояние, когда не рассчитывают в скором времени иметь с ним дело. Во втором случае выводят свои силы лишь из-под непосредственного удара неприятеля, готовясь, как правило, к новым военным действиям. Такого рода отступление, когда вы по-прежнему находитесь вблизи неприятеля, не обеспечивает достаточной безопасности.

К бегству следует прибегать не слепо, а руководствуясь основательной оценкой положения, когда на основе объективных факторов (соотношение сил, положение на фронте, возможный ход развития и т. д.) бегство оказывается наилучшим выходом. Далее решают, какой из перечисленных выше видов бегства наиболее уместен. Для подобной оценки требуется трезвый ум и хладнокровие. Подробности бегства (вроде цели, пути следования и места назначения) нужно хранить в тайне от врага.

Стратагема 36 «представляет собой стратагему расширительного толкования» (Юй Сюэбинь). Выражение для стратагемы 36 содержит лишь призыв к бегству, но не дает никаких четких указаний на этот счет. В зависимости от обстоятельств данной цели служат другие стратагемы, например 1, 11, 21 и т. д. Что касается стратагемы 21, то она по существу связана с тактическим выходом из внезапного бедственного положения. В отношении же стратагемы 36 китайцы приводят, скажем, случай легендарного марша 1934–1936 гг. протяженностью в 10 тыс. км с юга Китая в Яньань (провинция Шэньси), когда постоянно теснимая вражескими войсками Красная армия, неся огромные потери — из 86 тысяч до цели добрались лишь 4 тысячи человек (Новая цюрихская газета, 14.09.1999, с. 65), — «пересекла 11 провинций, преодолела 18 горных вершин, среди которых пять покрывали вечные снега, и 34 реки» (Китайская молодежь. Пекин, 26.06.1995, с. 2).

Стратагема 36 охватывает разыгрываемое и настоящее, совершаемое совершенно открыто бегство. Стратагема 21, напротив, совершается всегда скрытно и неизменно сопряжена с действительным бегством. В стратагеме 36 заключены всевозможные, связанные с отступлением стратагемы, тогда как стратагема 21 ограничивается одним вариантом из многочисленных конкретных разновидностей исполнения стратагемы 36.

При осуществлении стратагемы 36 используются прорехи и слабости в расположении противника. Настоящего вооруженного столкновения в ходе отступления следует по возможности избегать, однако может случиться, что бегство потребует жертв и будет сопряжено с потерями. Сохранением в тайне собственных действий, выбором обходных путей, устройством засад и т. д. необходимо помешать преследованию, ибо только так и достигается цель бегства — отрыв от врага.

Что же касается мер, препятствующих проведению противником стратагемы 36, здесь можно посоветовать стратагемы 21 и 22. Преследуя убегающего противника, ни в коем случае нельзя просто бессмысленно следовать за ним, а надо изыскивать пути и средства, как обойти его и отрезать ему путь. Иначе вам угрожает опасность угодить в засаду или на заранее подготовленные вражеские позиции. Можно также громогласно объявить о прекращении погони, чтобы усыпить бдительность врага, а затем внезапно напасть на него и победить (см. стратагему 6).

36.15. Кто умней, тот должен уступить

Стратагемы можно разбить на две группы: стратагемы, используемые в положении сильнейшей стороны, и стратагемы, используемые в положении слабейшей стороны. В списке 36 стратагем среди первых 18 стратагем в преимуществе находятся стратагемы, используемые в положении сильнейшей стороны, например стратагема 4, тогда как среди стратагем 19–36 преобладают используемые в положении слабейшей стороны (см., например, 21, 32, 34). Сюда со всей очевидностью относится и стратагема 36, к которой прибегают в совершенно безнадежном положении, но иногда используют и в уничижительном смысле, чтобы жалким способом избежать тяжелого или неприятного положения либо ответственности. В китайском языке тогда вместо выражения для стратагемы 36 может использоваться оборот «бегством уладить дело» («и цзоу ляо чжи»).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2"

Книги похожие на "Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Харро фон Зенгер

Харро фон Зенгер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Харро фон Зенгер - Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2"

Отзывы читателей о книге "Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.