Виктор Шейнов - Скрытое управление человеком

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Скрытое управление человеком"
Описание и краткое содержание "Скрытое управление человеком" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена приемам воздействия на людей. В ней исследованы предпосылки и изучена технология скрытого управления и манипулирования. Даны многочисленные примеры применения этой технологии в отношениях между руководителями и подчиненными, женщинами и мужчинами, детьми и родителями, учителями и учениками и т. д.
Книга помогает освоить данный способ управления людьми и учит защищаться от манипуляторов.
Адресуется тем, кто желает добиться многого, опираясь на силу своего интеллекта.
Мишень воздействия — желание иметь карманные деньги. Приманка — возможность их заполучить. Трансактный анализ представлен на рис. 44. Явная трансакция Р->В дополнена скрытой В->В: взаимоотношения равных деловых партнеров — деньги надо заработать. Первоначально подросток пытается проигнорировать скрытую трансакцию, отвечая лишь на явную: Р<-В (рис. 44, а). Однако настойчивость родителя заставляет отреагировать на деловой подход: В<-В (рис. 44, б).
а б
Рис. 44
Стимулирующее сравнение — Брат учится лучше тебя, а новые джинсы просит не так часто, как ты.
Мишень воздействия — чувство вины за неважную учебу и завышенные требования: Р->Д. Приманка — будешь учиться лучше, тогда и о джинсах поговорим (В->В: деловой подход; рис. 45).
Рис. 45
Отсроченная похвала
— Все во дворе и мы с отцом восхищаемся соседским парнем. Он такой вежливый!
Мишенью воздействия является потребность ребенка, подростка в уважении, признании. Приманка — легкость достижения: ничто не дается нам так дешево и не ценится окружающими так дорого, как наша вежливость. Трансактная схема изображена на рис. 45.
Воодушевляющая критика
— Я так гордилась тобой после родительского собрания по итогам первой четверти! Целую неделю как на крыльях летала. Классная руководительница очень хвалила твои способности и старания.
Упрек в снижении школьных успехов запрятан среди похвал и не выглядит обидным.
Апелляция к нездоровью
— Всякий раз, когда в дневнике плохая оценка или записано замечание, у меня сильно разбаливается сердце. Ты не отлучайся тогда из дома, а то вдруг и «скорую» некому будет вызвать. С этим шутки плохи. Останешься без мамы…
Мишень воздействия — опасность сердечного приступа. Приманка — желание пойти гулять. Но нельзя, надо сидеть дома. Понуждение к действию — приносить «хороший» дневник.
Разговаривая на равных (В->В), мать одновременно скрыто обращается к позиции Родитель (В->Р). Действительно, если ребенок будет исходить из высоких требований к себе, хорошо учиться (позиция Р), то это будет ей защитой от сердечных расстройств. Если в школе не подтянется, то придется дежурить возле мамы (позиция покровительства, то есть опять позиция Р).
Трансактная схема приведена на рис. 46.
Рис. 46
Мотивация к учебе
Мальчик не хотел учиться читать. Родители «организовали» ему письмо от понравившейся ему девочки с приглашением на день рождения. Получив послание, мальчик стал просить родителей прочесть его, а те все отнекивались — некогда.
Наконец, прочли — и «узнали», что день рождения за дни отнекивания уже прошел. Сын страшно переживал, но после этого потребовал учить его читать. И занимался с большим интересом!
Подтвердилась замечательная мысль Льва Толстого, что истинное обучение начинается лишь тогда, когда у обучаемого возникает проблема и учеба отвечает на вопрос, как эту проблему решить.
Апелляция к чувству любви
— Дочка, любишь ли ты свою маму?
— Конечно, мамочка. А почему ты спрашиваешь?
— Видишь ли, когда любят, то берегут, стараются не расстраивать.
— А чем я тебя расстроила?
— Сама посуди (излагаются претензии). Как мне думать, любит меня моя дочь или нет?
Диалог проходит в три стадии. На первой осуществляется пристройка на эмоциональном уровне: Д->Д (рис. 47, а). Следующий обмен репликами — на рациональном уровне: В<->В (рис. 47, б). И заключительное замечание содержит обращение и к В, и к Д: первое — на явном уровне, второе — на скрытом (рис. 47, в).
а б в
Рис. 47
На схемах видно, как постепенно «градус» отношений поднимается все выше: мать постепенно переметнется от позиции Д к позиции Р.
"Заочная похвала"
Родители в разговоре друг с другом или с кем-то из посторонних (гостей или по телефону) хвалят своего ребенка за какой-то его успех или хорошее поведение. Вся хитрость состоит в том, что говорится это "не для ребенка", но так, чтобы он мог «нечаянно» услышать.
Всякая похвала является сильнейшим средством управления человеком. Тем более детьми, чье существование намного более эмоционально и потребность в положительных эмоциях значительно выше. (Не случайно дети, ведущие себя более естественно, чем взрослые, смеются раз в 20 больше взрослых.)
Однако заочная похвала действует еще более эффективно, нежели похвала открытая. Последняя представляет собой прямое управление, и дети довольно быстро «раскусывают» это, подсознательно чувствуя манипулятивный характер некоторых похвал.
Заочная похвала лишена этого недостатка. Кроме того, она показывает, что родители хвалят не всегда, когда ребенок этого заслужил, а в особых случаях. Таким образом, отсутствие похвалы не означает неодобрения, а может подразумевать и молчаливую похвалу. Тем самым родители избавлены от необходимости хвалить за каждую мелочь, а количество положительных эмоций у ребенка от общения с родителями возрастает. А это очень важно.
Как заставить услышать доводы
Юноша (девушка, подросток) нетерпелив, вспыльчив, не желает выслушивать родительских доводов. Возникает повод для серьезного разговора. Родитель пишет для себя подробную схему разговора с чадом, приводя аргументы, что тот собирается сделать поступок, грозящий большими осложнениями. И кладет эту свою запись на то место, где она «нечаянно» попадется на глаза ребенку
Прочтя запись, сын отказался от своего намерения.
Мишень воздействия — любопытство, приманка — желание разгромить доводы родителя в предстоящем разговоре, заранее ознакомившись с его тезисами.
Как помириться, не произнеся ни слова
Мать и дочь разругались. Не разговаривают. Обеих это тяготит. Но главное, что беспокоит мать, что дочь может натворить глупостей, о которых всю жизнь будет жалеть
Она пишет дочери отчаянное письмо, в котором удалось найти слова к сердцу дочери, и отдает его ей в руки (поскольку живут они вместе). Прочтя его, дочь в слезах бросается в объятия матери и просит у нее прощения.
В обоих последних случаях родителям пришлось искать пути воздействия на детей, обычная коммуникация с которыми была по разным причинам затруднена.
Как прекратить игру
Ребенок разыгрался и не хочет заканчивать игру. Однако подходит время ложиться спать. Один из родителей включается в игру и вводит в нее сюжет, который вскоре приводит к окончанию игры. Обсуждая ее перипетии с ребенком, его укладывают безо всяких протестов с его стороны.
Родитель осуществил присоединения к ребенку, затем его ведение в нужном направлении (см. раздел 8.6), которое ребенок охотно принял (рис. 48, а). Взяв на себя управление игрой, родитель осуществляет скрытую трансакцию Р->Д, которую ребенок, увлеченный игрой, автоматически принимает (рис. 48, б). Закончив игру, родитель начинает укладывать ребенка, тот подчиняется (взаимная трансакция Р<->Д), при этом продолжаются отвлекающие обсуждения игры (взаимная скрытая трансакция Д<->Д) — рис. 48, в.
а б в
Рис. 48
Мнимый запрет
Ребенок мешает матери производить уборку квартиры (смотреть сериал, говорить по телефону и т. д.). На улицу идти не собирается. Тогда мать, сделав одно-два замечания за что-нибудь, грозит: "На улицу не пущу". После этого у ребенка сразу возникает желание погулять. А поскольку он еще и упрям, то начинает настаивать. Мать «нехотя» уступает, оговаривая еще и какие-то условия.
Мишенью воздействия в данном случае является желание ребенка поступать по-своему. Приманкой — феномен, называющийся "запретный плод сладок". Запрет — матери — это трансакция Р->Д. Ребенок фактически принимает это распределение (скрытая трансакция Р<-Д). Чувство протеста против запрета и необходимость получить разрешение матери. Но на явном уровне — отношение В<-Р: требование, обращенное к рассудку матери: он ведь знает, что нередко его упрямство побеждает и родители приходят к мысли, что разумнее уступить (рис. 49, а). Родитель уступает, ребенок торжествует: взаимная трансакция В<->Р при сохранении скрытых трансакций (рис. 49, б).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Скрытое управление человеком"
Книги похожие на "Скрытое управление человеком" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Шейнов - Скрытое управление человеком"
Отзывы читателей о книге "Скрытое управление человеком", комментарии и мнения людей о произведении.