» » » » Александр Широкорад - КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси


Авторские права

Александр Широкорад - КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси
Рейтинг:
Название:
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси"

Описание и краткое содержание "КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси" читать бесплатно онлайн.



Битва на Куликовом поле, как и другие события времен ига, стала темой сотен научных и популярных изданий. Тем не менее именно этот раздел нашей истории содержит множество спорных моментов, загадок и тайн. А.Б. Широкорад предлагает свои ответы на вопросы или информацию для размышления по многим ключевым вопросам нашей истории.

Знали ли заранее русские князья о походе Батыя на Запад? Почему именно князь Ярослав Всеволодович и его многочисленные сыновья не воевали с татарами, а затем захватили власть над всей Русью? Где состоялась Куликовская битва?

Не меньше тайн и в ста годах «ига» после Куликовской битвы. Могла ли Русь сбросить ненавистное «иго», и почему этого не произошло? Какова была роль татар в тридцатилетней усобице потомков Дмитрия Донского? Золотая Орда пала, но стала ли Москва ее преемницей?






Иван «продолжал слушаться злых людей, сребролюбцев, богатых и тучных предателей христианских, потаковников бусурманских».

А хан Ахмат и не думал гоняться за русскими. Постояв на Уфе до 11 ноября, он через литовские волости пошел назад.

Вот как эта развязка описана в «Повести о стоянии на Угре»: «Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступили от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые сфахом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что "на этих полях будем с ними сражаться", а на самом деле слушая злых людей — сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: "Беги, не можешь с ними стать на бой". Сам дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал»[322].

Историки расходятся во мнении относительно причин отхода войска Ахмата. Возможно, хан был обеспокоен состоянием своего тыла. Воспользовавшись уходом Ахмата с большей частью войска, на Золотую Орду с востока напал отряд казанских татар под командованием Аули[323]. А с юга на кочевья Ахмата напал крымский царевич Нурдаулат.

Но, скорей всего, главной причиной стал «генерал Голод». Ахматова орда разорила район верховья Оки на проятжении 100 км, населенный русскими. Татары захватили города Мценск, Одоев, Перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый За-лидов, Новый Залидов, Опаков, Мещовск (Мценск), Серенск, Козельск. Большинство этих городов принадлежало Великому княжеству Литовскому, но Казимир IV смолчал.

Вернувшись в степи, хан Ахмат распустил войско, а сам с небольшой дружиной стал зимовать в устье Дона.

Тем временем сибирский хан Ивак и ногайские мурзы с шест-надцатитысячиой конницей переправились через Волгу и утром 6 января 1481 г. вышли к большеордынскому зимовищу, находившемуся около Азова. Стан охранялся плохо, и нападение было внезапным. Ивак и мурза Ямгурчей (правнук Едигея и троюродный брат ахматова беклярибека Темира) ворвались в шатер и убили Ахмата.

После гибели Ахмата власть в Большой Орде перешла к его детям Муртозе и Шик-Ахмету. Им теперь было явно не до Москвы. Братья ввязались в длительную войну с Крымской Ордой. Подробности этой войны мало интересны большинству читателей, и я лишь кратко очерчу ее ход. В 1485 г. Орда Муртозы вошла в Крым, но крымский хан Менгли Гирей напал на нее и взял в плен Муртозу. Но вскоре золотоордынское войско отбило Мур-тозу, и Менгли-Гирею пришлось спасаться бегством.

В 1491 г. Иван III отправил в Дикое поле на помощь Крымской Орде большую рать (согласно летописи, 60 тысяч человек). Командовали ей князь Петр Никитич Оболенский, князь Иван Михайлович Репнин-Оболенский и касимовский царевич Сатил-ган Мерджулатович. О результатах похода летописи умалчивают. Видимо, успехов не было, зато потери были велики. Помогли Гиреям и турки.

Летом 1500 г. (по другим источникам в 1501 г.) войско Золотой Орды под командованием Шик-Ахмета подошло к устью реки Тихая Сосна, впадающей в Дон. Однако, постояв 5 дней, двадцатитысячная орда ушла в степь.

В мае 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей разгромил Большую (Золотую) Орду между реками Самара и Суда. Так окончательно было покончено с Золотой Ордой.

А мы вернемся к победителям, оставленным нами в 1480 г. бегущими от реки Угры. Весть об уходе Ахмата Иван III получил уже в городе Боровске, куда он бежал из Кременца. Русское войско остановилось, в арьергард были отправлены дружины князей Андрея Углицкого и Бориса Волоцкого.

«В 6989 (1481) году[324] пришел князь великий в Москву из Боровска и воздат хвалу богу и пречистой богородице, говоря: «Не ангел, не человек спас нас, но сам господь спас нас по молитвам пречистой и всех святых. Аминь»...

В ту же зиму вернулась великая княгиня София из побега, ибо она бегала на Белоозеро от татар, хотя никто за ней не гнался. А тем землям, по которым она ходила, стало хуже, чем от татар, от боярских холопов, от кровопийц христианских. Воздай же им, господи, по их делам и по коварству их поступков, по делам рук их дай им»[325].

Зимой 1480/81 г. митрополит установил новый церковный праздник — День второго Сретения иконы Владимирской Божи-ей Матери, назначенный на 23 июня. Этим подчеркивалась решающая роль небесных сил, и особенно Божией Матери, в победе над Ахматом. «В граде же богоспасаемом Москве от того времени уставиша праздник праздновати пречистой Богородицы и хождение со кресты, июниа 23».

В пятницу 2 февраля 1481 г., в самый праздник Сретения, Иван III заключил договоры со своими братьями Андреем и Борисом Васильевичами. Согласно их условиям Андрей Углицкий включил в состав своего удела город Можайск с окрестностями, а Борис Волоцкий — несколько волостей и сел.

Любопытна также новая форма старого условия о татарских отношениях: «Орды ведать и знать нам, великим князьям, а тебе Орд не знать; а если я в Орды не дам, и мне у тебя не взять». То есть уже не Орда в единственном числе, а Орды — во множественном числе. В переводе на современный язык эта статья договора означает, во-первых, монополию великого князя Ивана III на связи с Ордами, а во-вторых, обязательство меньших братьев платить дань Ордам вместе с великим князем московским. Там же были оговорены и размеры дани. Андрею Углицкому следовало выплатить «в тысячу рублев сто рублев и тритцать алтын и три денги». Борис Волоцкий получал «в тысячу рублев шестьдесят рублев с рублем да десять алтын с денгою».

Таким образом, несмотря на «падение ига», Русь по-прежнему платила дань, только не одному, как раньше, золотоордынс-кому хану, а сразу трем ханам — казанскому, касимовскому и крымскому. Судя по взносам удельных князей, уделы которых не составляли и двадцатой части Московского государства (без Новгорода, Тверского и Рязанского княжеств), то «выход» был огромен. Не будем забывать, что еще со времен Калиты большую часть дани выплачивала Новгородская земля.

ПОСЛЕСЛОВИЕ


Итак, татарское иго пало. Пусть даже какое-то время Иван III платил дань трем Ордам. Через 70 лет внук Ивана III еше более свирепый Иван IV покончит с Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами. Противостояние Руси и Крымского ханства затянется почти на 300 лет. Но это была уже война с шайками грабителей.

Военная победа Руси над Золотой Ордой неоспорима. Другой вопрос, чьи победили идеология и менталитет? И тут мнения историков кардинально расходятся. Царские и советские историки дружно твердят о победе православия, русского духа и т.д. Их мнение и сейчас разделяет подавляющее большинство славянского населения стран СНГ. Для большинства людей, не занимающихся профессионально историей, военная и идеологическая победы — практически синонимы. И так действительно происходило в большинстве случаев. Но были и исключения.

Вот, к примеру, при Филиппе Македонском, отце знаменитого Александра, в IV веке до нашей эры македонцы захватили Грецию. Однако результатом военной победы становится принятие победителями языка, культуры и идеологии побежденных.

В конце XIII века и в XIV веке дикая, неграмотная, языческая Литва захватывает западные и южные русские княжества. В результате возникает большое... западнорусское государство. Государственным языком стал русский, основной религией — православие, государственное и административное устройство русских княжеств не изменилось. Нет данных о том, чтобы хоть один русский принял литовское язычество, зато большинство литовских князей, бояр, да и тысячи простых литовцев приняли православие. Короче, «победила не Литва, а ее название».

Нечто подобное произошло и с Московским государством. Как мы уже знаем, Москва возвысилась только с помощью «татарского батога». Иных объективных обстоятельств ее возвышения попросту нет, разве что превосходство московских князей над своими соседями в жестокости и лицемерии.

Но, к великому сожалению, этим дело не ограничилось. Московские князья слишком часто бывали в Орде, и ордынские порядки приводили их в восторг. И московские князья начали создавать российское самодержавие по образцу Золотой Орды... В очередной раз автор обращает внимание читателей, что под татарским деспотизмом и т.д. он подразумевает исключительно нравы правителей Золотой Орды, и это никоим образом не относится к булгарам и татарам — предкам нынешних жителей Татарстана, которые сами много выстрадали от золотоордынских ханов.

Почему-то никто из царских и советских историков не обратил внимания на происхождение титула московских владык. Откуда взялся титул «князь» — понятно, он был у поляков и у других европейских народов, так, у скандинавов он звучал как конунг (кёниг). А вот Иван III и его потомки восхотели быть царями. Откуда сей титул? Почему не стать королем, как во всей Западной Европе, да и в Польше? Вот тот же Витовт мечтал стать королем. Да и наш русский князь Даниил Галицкий стал королем. Ну, в конце концов, можно было назвать себя императором, как в Византии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси"

Книги похожие на "КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси"

Отзывы читателей о книге "КУЛИКОВСКАЯ БИТВА и рождение Московской Руси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.