» » » » Сергей Ковалев - Свастика над Таймыром


Авторские права

Сергей Ковалев - Свастика над Таймыром

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Ковалев - Свастика над Таймыром" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Вече, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Ковалев - Свастика над Таймыром
Рейтинг:
Название:
Свастика над Таймыром
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-9533-3305-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Свастика над Таймыром"

Описание и краткое содержание "Свастика над Таймыром" читать бесплатно онлайн.



Прошло более шестидесяти лет, как отгремели на Кольской земле бои Великой Отечественной войны. Однако заполярная тундра и арктические моря, а часто — и сопки, окружающие отдаленные гарнизоны Северного флота, продолжают хранить тайны прошлого.

Книга военного журналиста С. А.Ковалева посвящена деятельности Германского военно-морского флота на Советском Севере. На основании архивных материалов и собственных исследований автор рассказывает об операциях, в которых участвовали суда и подводные лодки, выполнявшие в режиме полной секретности в советских северных водах не только боевые задачи, но и перевозившие важные стратегические грузы и обслуживавшие строительство тайных баз и складов, многие из которых до сих пор не найдены.

Книга открывает новую серию издательства «Вече» «Морская летопись», посвященную самым ярким и занимательным страницам военно-морской истории.






Версия № 2. Английское минное заграждение

Вполне вероятной могла быть и гибель Д-1 на минах, поставленных англичанами в советских территориальных водах (в Мотовском заливе или на входе в губу Большая Западная Лица). Правда, в зависимости от заинтересованности сторон эти мины могли быть как германскими из оборонительного заграждения «Базис Норд», так и английскими, установленными против кораблей, находившихся в секретной базе нацистов. Но так как нацистам вряд ли была необходимость ставить мины на входе в Мотовский залив, то более внимательно отнесемся к версии постановки здесь английского наступательного минного заграждения. С какой целью англичане стали бы ставить минное заграждение в советских территориальных водах, если между нашими странами не было войны? Оказывается, такая постановка была действительно очень выгодна Великобритании. Да, официально мы не были с англичанами военными противниками, но Союз ССР после подписания в августе 1939 года Пакта о ненападении стал реальным союзников фашистской Германии, которая вела войну против Великобритании. И вполне мог помогать немцам в переводе боевых кораблей и подлодок на Тихий океан. Тем более что первая информация о переходе «Комета» и Щ-423 в летнюю навигацию 1940 года уже достигла Британских островов. Поэтому — подрыв в Мотовском заливе советского корабля не вызвал бы вооруженного конфликта между Германией и Советским Союзом. Однако он сразу бы лишил доверительности советско-германские отношения. И этот внешне незаметный удар точно достигал цели, к которой всемерно стремились англичане, — он полностью нейтрализовал «Базис Норд» как заграничную базу Кригсмарине.

Особо хотелось бы отметить, что использование британских подводных лодок для постановки наступательных минных заграждений во время Второй мировой войны, в общем, носило ограниченный характер. Но именно в 1940 году англичане стали активно использовать свои подводные минные заградители для ограничения деятельности фашистских рейдеров, в том числе — и выходящих из норвежских баз. Правда, при этом почти половина из семи британских подводных минзагов была потеряна. И, в частности, «Нарвал», погибший 1 августа 1940 года при неизвестных обстоятельствах в Норвежском море (!).

Конечно, дата исчезновения «Нарвала» не совпадает с датой гибели «Декабриста», но мы же не знаем, кто лежит в Мотовском заливе неподалеку от мыса Выев-Наволока и кого нашли советские тральщики 18 ноября 1940 года Тем более сегодня уже не секрет, что еще 8 апреля 1940 года для предотвращения высадки фашистского десанта английские корабли действительно ставили минные заграждения в территориальных водах нейтрального государства — на подходах к норвежским портам Нарвик, Тронхейм и Боде.

Несложно предположить, что для защиты своих океанских коммуникаций и воспрещения дальнейшего использования нацистами «Базис Норд», позволявшей, например, высадить десант на Британские острова или же стать передовой базой для фашистских субмарин и рейдеров, переходящих по Северному морскому пути на Тихий океан, англичане могли поставить мины у советских берегов. В какой-то мере такое предположение подтверждает известный советский дипломат Иван Майский, осенью 1940 года — посол Союза ССР в Королевстве Великобритания:

«Крупного наступления англо-французов на суше, конечно, ждать не приходится. Развязывания большой воздушной войны они боятся (особенно Франция)… По-видимому, дело ведется к попыткам интенсификации блокады путем контингентирования нейтралов… прекращения доступа в Германию шведской железной руды».

При прочтении последней строчки невольно вспоминаешь о топливных цистернах и складах, сооруженных в «Базис Норд» и на берегу Девкиной заводи. А также о том, что на британских островах извечно считали Сибирь и Мурманский полуостров неудобным и «черным», но надежным входом в Россию. А используя топливо из мурманской «прихожей», то есть — Западной Лицы или Лиинахамари, в том числе и для пополнения запасов германских судов-рудовозов, или же, например, Северную железную дорогу, можно было без особых затруднений перевозить шведскую железную руду в Германию через порт Мурманск. Более того, еще весной 1940 года у нас уже возникала так называемая проблема Владивостока:

— В связи с потерей английского рынка машин и с разными другими обстоятельствами мы усилили закупки станков и оборудования в США. Наши суда перевозят их из тихоокеанских портов Америки во Владивосток… Английские крейсеры ловят эти суда в открытом море и отводят их в Гонконг. Сейчас там стоят задержанные англичанами два советских парохода, «Селенга» и «Маяковский». Англичане боятся, не предназначены ли грузы «Селенги» и «Маяковского» для Германии. А почему осенью 1940 года не могла возникнуть «проблема Мурманска»? Хотя у данной проблемы была не только «гражданская» сторона.

Британские разведчики уже давно прогнозировали возможность деятельности в Тихом или Индийском океанах объединенных германо-японских подводных «волчьих стай» и последующее «сооружение» подводного транспортного моста между Третьим рейхом и Страной восходящего солнца. Совершенно серьезно они считали, что нацистские подлодки идут к берегам Японии по Севморпути, вокруг Африки или Южной Америки. И их опасения имели под собой серьезную основу. Вспомним хотя бы океанские походы «коммерческих» подлодок «Deutschland» и «Bremen» (в 1916 году). А выход 17 сентября 1916 года по их следам подводного крейсера U-53? Резонный вопрос:

— Только ли благодаря экономичной работе главных двигателей эта германская субмаринабез дополнительной заправки совершила столь дальний трансатлантический поход? Или она все же получила необходимый запас топлива где-ни- будь на тайной базе в Атлантике? Но это было в начале XX века, а тут на дворе — уже его середина и совсем другие технические возможности подводных кораблей!

В последние годы Второй мировой войны такой трансокеанский «мост» был действительно создан. Он позволил пусть и скудно, но бесперебойно обеспечивать рейх стратегическим сырьем (каучуком, оловом, вольфрамом, молибденом и ртутью), а Японию — новейшими образцами техники, вооружения и специалистами по их обслуживанию. До мая 1945 года с переменным успехом по нему шли германские блокадопрорыватели и транспортные подлодки из «личного конвоя Гитлера». К ноябрю же 1940 года британская разведка, скорее всего, имела лишь некую информацию о транспортной деятельности фашистских субмарин. Но существенно помешать этому не могли, хотя искали любую возможность.

Одновременно тогда же англичане знали о сезонности проведения учебных стрельб кораблями Северного флота (только в летние месяцы компании) да и на мелководье Белого моря. Это же подтвердил и командир английской подводной лодки, заходившей в Екатерининскую гавань тремя годами раньше.

Не удивительно, что командир неизвестной подлодки, чей перископ в 13.45 13 ноября 1940 года заметили наблюдатели поста Шарапов, возможную встречу в Мотовском заливе плавбазы «Умба» с подлодкой Д-1[88] посчитал подготовкой новой группы «фашистских» субмарин для перехода на Дальний Восток или в Атлантику. И где более всего удобно остановить движение такой группы? В бескрайних просторах Атлантики, Индийского или Тихого океана? Или — в Мотовском заливе? Попробуйте ответить самостоятельно. Не ошибетесь!

Таким образом, сегодня есть все основания говорить о том, что Д-1, как «германская подлодка», могла бьпь торпедирована английской субмариной — «охотником». Правда, приходится учитывать, что береговые наблюдатели или артиллеристы на ближайшем мысу Выев-Наволок при этом должны были не только услышать взрыв, но и увидеть почти двенадцатиметровый водяной султан или хотя бы яркую вспышку от взрыва. Однако они ничего не слышали и не видели и включились в поиски пропавшей лодки только по команде от начальника штаба Северного флота. И все же отрицать эту версию, пока мы не поднимем или не осмотрим сам «Декабрист», не стоит.

Версия № 3. Кригсмарине

В апреле-мае 1940 года, Германия окку пировала Норвегию. При этом она в одно мгновение получила свободный выход в Северную Атлантику и Северное море и обеспечила безопасность своих морских перевозок железной руды и стратегиче-

323 ского сырья (в том числе и транзитом через Советский Союз или Северным морским путем). А также позволила своим рейдерам достаточно свободно охотиться на британских торговых путях. Необходимость в существовании «Базис Норд» практически сразу же отпала. И к 5 сентября 1940 года гросс-адмирал Э. Редер принял окончательное решение о ликвидации тайной базы на Кольском полуострове.

Могла ли Д-1 погибнуть в результате ликвидационных мероприятий «Базис Норд»?

Не исключено. Для обеспечения скрытности эвакуация имущества базы должна была проводиться в период осенних штормов под покровом темноты. Особо способствовала этому наступающая полярная ночь, которая значительно сократила светлое время.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Свастика над Таймыром"

Книги похожие на "Свастика над Таймыром" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Ковалев

Сергей Ковалев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Ковалев - Свастика над Таймыром"

Отзывы читателей о книге "Свастика над Таймыром", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.