» » » » Герман Гортер - Исторический материализм


Авторские права

Герман Гортер - Исторический материализм

Здесь можно скачать бесплатно "Герман Гортер - Исторический материализм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство "Коммунист", год 1919. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Герман Гортер - Исторический материализм
Рейтинг:
Название:
Исторический материализм
Издательство:
"Коммунист"
Жанр:
Год:
1919
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исторический материализм"

Описание и краткое содержание "Исторический материализм" читать бесплатно онлайн.



Популярное изложение исторического материализма для голландских рабочих – была напечатана в 1909г., до основных событий в жизни Гортера, в период, когда он был еще не теоретиком революции рабочих советов, а левым социал-демократом. Выросло и начинает приходить в левое движение новое поколение активистов, которое не застало Советский Союз и которое не знает не только мумифицированного «марксизма» советских учебников, но и марксизма вообще. Марксизм можно и нужно критиковать, но чтобы его критиковать, его нужно знать. Изучать же его гораздо полезнее (и приятнее!) не по казенным учебникам советских времен и не по постмодернистским опусам, а по старой марксистской классике, к которой, без сомнения, принадлежит и эта работа Гортера. Но, читая ее, следует помнить, что она не дает и не может давать ответов на те вопросы, которые стоят теперь, – и которые не осознавались Гортером в момент ее написания.






Но после того, как разделение труда выросло настолько, что возникли особые профессии, и после того, как благодаря лучшей технике и разделению труда стал производиться избыток над безусловно необходимым для жизни, некоторые профессии, выделявшиеся своими знаниями или боевыми качествами, как, например, жрецы или воины, сумели присвоить себе этот избыток, а в конце–концов — и средства производства. Так возникли классы, и частная собственность сделалась той формой, в которой проявляются трудовые отношения.

«Итак, благодаря развитию техники и благодаря разделению труда возникли классы. Классовые отношения и отношения собственности покоятся на труде. Благодаря развитию техники, что дало возможность некоторым профессиям овладеть средствами производства, возникли имущие и неимущие, и огромная масса народа превратилась в рабов, крепостных, наемных рабочих».

Избыток же над непосредственно необходимым, производимым техникой, трудом, все более увеличивался и, следовательно, все больше возрастало богатство имущих и все более обострялся классовый антагонизм с неимущими. Значит, в той же мере нарастала и классовая борьба, — борьба, которую классы ведут за обладание продуктами и средствами производства, и она сделалась таким образом общей формой борьбы за существование в человеческом обществе. Трудовые отношения суть отношения собственности, отношения же собственности суть отношения классов, борющихся друг с другом; а все они в совокупности покоятся на развитии труда, имеют своим исходным пунктом процесс труда, технику.

Но техника не стоит на месте. Она находится в состоянии быстрого или медленного развития и движения, производительные силы растут, способ производства изменяется. И если способ производства изменяется, то неизбежно должны изменяться и те взаимные отношения, в которых стоят люди в процессе труда. Отношения прежних мелких мастеров друг к другу и к их подмастерьям были совершенно иные, чем отношения крупных предпринимателей друг к другу и к наемному пролетариату в настоящее время. Машинное производство вызвало изменение прежних отношений. А так как в классовом обществе производственные отношения суть в то же время отношения собственности, то с изменениями первых совершается переворот и во вторых. А так как воззрения, представления, идеи и т. д. Складываются среди этих отношений и в соответствии с отношениями, в которых живут люди, то изменяется и сознание последних, если изменяются труд, производство и собственность.

Труд и мышление находятся в состоянии постоянного изменения и развития. «Человек изменяется, изменяя своим трудом природу, в то же время и свою собственную природу. Способ производства материальной жизни обусловливает всю общественную жизнь. «Не сознанием людей определяется их бытие, а, наоборот, их общественным бытием определяется их сознание».

Но материальные производительные силы общества на известной ступени своего развития вступают в противоречие с существующими отношениями производства и собственности. Новые производительные силы не могут развиваться, не могут вырастать при старых отношениях. Тогда поднимается борьба между теми, кто заинтересован в старых отношениях производства и собственности, и теми, кто заинтересован в развитии новых производительных сил. Наступает эпоха социальной революции, продолжающаяся до тех пор, пока не победят новые производительные силы и не возникнут новые отношения производства и собственности, при которых могут процветать эти силы.

Благодаря социальной революции, — с нею и в ней, — изменяется и мышление людей.

Таково в краткой формулировке содержание нашей теории. Наглядно ее можно представить еще следующим образом:

I. Техника, производительные силы, образуют базис общества.

Производительными силами определяются производственные отношения, — те отношения, в которых люди противостоят друг другу в процессе производства.

Производственные отношения суть в то же. Время отношения собственности.

Отношения производства и собственности суть отношения не только лиц, по и классов.

Эти отношения классов, собственности и производства (другими словами, общественное бытие) определяют сознание людей, т.е. Их правовые, политические, моральные, религиозные, философские, художественные воззрения и т. д.

II. Техника постоянно развивается.

Поэтому непрерывно изменяются производительные силы, способ производства, производительные отношения, отношения собственности, классовые отношения.

Значит, вместе с производственными отношениями и производительными силами изменяется сознание людей, их воззрения и представления о праве, политике, морали, религии, философии, искусстве и т. д.

III. Новая техника на известной ступени своего развития вступает в противоречие со старыми отношениями производства и собственности.

В конце–концов побеждает новая техника.

Экономическая борьба между консервативными слоями, заинтересованными в старых формах, и прогрессивными слоями, заинтересованными в новых силах, доходит до их сознания в юридических, политических, религиозных, философских и художественных формах.

Теперь мы постараемся доказать правильность этих изложений. Мы на ряде примеров покажем причинную связь между переменами в мышлении и изменениями человеческой техники. Если это удастся нам, тем самым мы подкопаем один из важных устоев, на которые опирается власть капиталистов над рабочими: таким образом было бы показано, что никакое божественное провидение и никакое человеческое духовное превосходство не в силах преградить рабочим путь к господству над миром, если техника превращает их в материальных и духовных владык мира.



IV. Наши примеры

Наши примеры в первую очередь должны быть очень простыми: они должны быть таковы, чтобы их могли понять рабочие, у которых мало исторических знании. Их убедительность должна вытекать из их ясности. Итак, в качестве примеров мы должны избрать выдающиеся, многообъемлющие явления, действие которых заметно повсюду.

Если наша теория правильна, то она, само собой разумеется, должна оставаться в силе для всей истории. Она должна дать объяснение всякой классовой борьбе, всякому перевороту в мышлении классов, в обществе.

Но для того, чтобы объяснить посредством нашей теории примеры из прошлых веков, требуются большие исторические познания. Впоследствии мы еще покажем, как опасны попытки применить нашу теорию к эпохам или обстоятельствам, о которых мы ничего не знаем или знаем очень мало. Ни читатели, ни автор этой книжки не располагает столь большими историческими познаниями. Итак, мы не только изберем совершенно простые примеры: мы будем искать их преимущественно в нашей собственной эпохе. Это будут великие явления, которые видит или может видеть всякий рабочий в окружающей его среде, изменения в общественных отношениях и в общественном мышлении, которые должны бросаться в глаза всякому живому человеку. Это будут кроме, того проблемы, которые представляют величайший интерес для существования рабочего класса и которые только социал–демократией разрешаются удовлетворительным для этого класса способом.

Таким образом, мы одновременно ведем и свою пропаганду.

Но против нашей теории выдвигаются очень важные и, как будто, веские аргументы.

Поэтому, на каком бы виде духовных явлений ни останавливались мы, — на изменениях в области политических идей, религиозных представлений и т. д., — мы каждый раз будем приводить и опровергать важнейшие доводы наших противников: таким образом наша теория будет постепенно разобрана со всех сторон и составится правильное общее представление о ней.

Легче всего установить материальные изменения, вызываемые изменением техники. Во всякой отрасли промышленности, в средствах транспорта, да и в земледелии, — везде изменяется техника, изменяются производительные силы. Мы каждый день собственными глазами наблюдаем, как это происходит.

Набор букв, печатание еще недавно происходило вообще ручным способом. Но прогресс техники дал наборную машину, которая, подчиняясь руке машинного наборщика, отливает буквы и ставит их на место.

Выдувание стекла производилось ртом. Техника изобретает орудия, которые изготовляют оконное стекло, бутылки и т. д.

Масло сбивалось руками. Но была изобретена машина, которая в короткое время перерабатывает огромные количества молока; эта машина вошла теперь во всеобщее употребление.

Тесто месилось в подвале у мелкого пекаря его рукой, теперь на фабрике хлеба это делает машина.

Свет в старинном домашнем хозяйстве производился рукой домохозяйки. Она чистила лампу, наливала ее, снабжала новым фитилем. Для современного домохозяйства машина издалека доставляет газ или электрический ток.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исторический материализм"

Книги похожие на "Исторический материализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Герман Гортер

Герман Гортер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Герман Гортер - Исторический материализм"

Отзывы читателей о книге "Исторический материализм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.