Говард Картер - Гробница Тутанхамона
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гробница Тутанхамона"
Описание и краткое содержание "Гробница Тутанхамона" читать бесплатно онлайн.
Оба предплечья от локтей до запястий украшены великолепными браслетами, семь штук надеты на правую руку, а шесть - на левую. Они причудливо составлены из скарабеев и ажурных пластинок из карнеола чудесной ювелирной работы. Одни снабжены гибкими обручами из бус, другие - геометрическим орнаментом или узором из цветов с инкрустациями из полудрагоценных камней и многоцветного стекла. Судя по диаметру, они были рассчитаны на очень маленькую руку. Ни один из них не имел характерных особенностей погребальных украшений; очевидно, они когда-то использовались в повседневной жизни.
Каждый палец первоначально был обернут тонкими полосками полотна, а затем заключен в золотой футляр. Указательный и средний пальцы левой руки украшали золотые кольца. На печатке одного из них изображена лунная барка на темно-синем фоне, печатку другого (с указательного пальца) украшает миниатюрная фигурка царя, вырезанная техникой интальо. Царь, преклонив колени, жертвует фигурку бога правды.
На животе мы увидели десять предметов, которые я хочу перечислить в том порядке, в каком они были найдены, начиная с верхнего слоя. Слева в наружных повязках был заложен странный амулет в форме буквы Y. Значение этого амулета остается неясным. Сходный предмет, фигурирующий в «Текстах саркофагов» Среднего царства, носит название «Абт» или «Абед», которое, кажется, обозначает что-то вроде посоха, но поскольку этот символ входит в качестве составной части в иероглифический детерминатив «менх», означающий одежду или полотно, то можно предположить, что он имеет какое-то отношение к повязкам или бинтам мумий, тем более что второй предмет, найденный вместе с ним - овальная металлическая пластинка, - тесно связан повязками и должен был закрывать надрез на левом боку мумии, через который бальзамировщик удалял внутренности.
Следующим предметом была эмблема, напоминающая рейсшину. Ее засунули в пелены на левой стороне живота, причем нижний край эмблемы доходил до верхней части левого бедра. Насколько я могу судить, она не имеет параллелей в погребальной утвари, и значение ее нам неизвестно. Охватывая талию и спускаясь обоими концами к бедрам, тянется чеканный золотой пояс, к которому, вероятно, относятся церемониальный передник и кинжал, найденные на бедрах. Затем следовало поясное темно-синее фаянсовое ожерелье, составленное из крошечных бусинок. Оно было вложено в покровы с левой стороны живота, его запоры имели полукруглую форму. Ожерелье должно было иметь особое название, но нам не удалось его найти в иллюстрированных «Текстах саркофагов» Среднего царства. Сделано оно из темно-синего фаянса; возможно, оно предназначалось для замены ожерелья из лазурита, которое могло иметь круглые запоры или плечики в виде головок сокола. На средней части живота был положен золотой обруч вроде кольца, инкрустированный матовым цветным стеклом. Он относится к восьми аналогичным украшениям, различающимся лишь инкрустацией, найденным на мумии, в основном от бедер до колен. Все они имели чисто погребальный характер.
Удалив перечисленные предметы вместе с небольшим количеством прослоек из полотна, пришедших в состояние почти полного разрушения, мы обнаружили другой золотой чеканный пояс, стягивающий талию. Под ним был заложен наискось самый интересный и красивый из кинжалов, рукоятка которого лежала на правой стороне живота, а конец ножен касался верхней части левого бедра. Рукоятка этого восхитительного кинжала орнаментирована светло-желтой золотой зернью, обвита перемежающимися полосками полудрагоценных камней и стекла, выполненными техникой перегородчатой эмали. У основания она завершается великолепным орнаментом из золотых проволочных спиралей с каймой веревочного узора. В отличие от этой рукоятки, лезвие кинжала из золота особой закалки отличается простотой и изяществом форм. Его поверхность ничем не украшена, кроме глубоких желобков, сходящихся у острия и замыкающихся сверху изящно гравированной пальметкой в форме лилии; несколько выше проходит узкий фриз в архаическом геометрическом стиле. Лезвие вложено в богато орнаментированные золотые ножны. Они увенчаны фризом из пальметок, а вся поверхность ножен покрыта орнаментом, имитирующим перья (перегородчатая эмаль). Острие ножен заканчивается головкой шакала, вычеканенной на золоте. Рисунок на оборотной стороне ножен более разнообразен; горельеф на золотой поверхности изображает в высшей степени интересную сцену из жизни диких зверей - намек на то, что кинжал предназначен для охоты. Под фризом из надписей и завитушек изображен лев, нападающий на молодого каменного козла; теленок стремительно несется с охотничьей собакой, вцепившейся в его хвост; леопард, подобрав хвост, прыгнул на каменного козла и схватил его за горло, а лев нападает на этого же козла снизу; скачет бык, на которого бросается собака, и, наконец, представлен стремглав бегущий теленок. Между изысканно очерченными фигурами зверей разбросаны схематизированные растения. Сцена завершается у нижнего края ножен нарядным цветочным орнаментом, в котором, как и во всей декоративной схеме кинжала и ножен, чувствуется родство с Эгейским миром или с островами Средиземного моря. А между тем характер иероглифов царского картуша и короткой надписи «добрый бог, господин доблести Хепрунебра», покрывающей фриз ножен, так же как и общая трактовка рисунка, в частности животных, одновременно и живописная и орнаментальная, - все это в достаточной мере подтверждает, что восхитительный образец художественного ремесла, с которым мы имеем дело, - творение не чужеземца, а египтянина, какому бы влиянию он ни подвергался. В нашем беглом обзоре достаточно будет упомянуть, что острова Средиземноморья в XV в. до н. э. были подчинены египтянам и назывались «Острова посреди моря». Они служили посредствующим звеном между культурой и искусством долины Нила, Малой Азии и Европы.
Пояс, за который был засунут кинжал, сходен по своему типу с первым уже упомянутым образцом, несмотря на различие вырезанных на них узоров. К его пряжке, представлявшей собой пластинку, на которой вычеканен царский картуш, был подвязан передник из двадцати связок фаянсовых и стеклянных бус с золотыми связками в промежутках. Множество бус упало с истлевших нитей, но при помощи фотографий и заметок можно будет восстановить их первоначальное расположение. На спине, в самой середине каждого из этих поясов, выдавался цилиндрический столбик, к которому подвязывался церемониальный хвост, подобный тем, которые мы можем увидеть на изображениях царя. В данном случае привязанные хвосты были действительно найдены под мумией. К несчастью, эти наиболее интересные ритуальные хвосты, оказавшись на самом дне гроба, ниже всех других вещей, потерпели значительный ущерб. Вдавленные в толщу затвердевшей массы сгустившихся благовоний, они напоминали ископаемые останки. Их удалось извлечь при помощи молотка и долота, что оказалось нелегким делом - они были составлены из бус, а один даже из густой сети фаянсового бисера, вплетенного в волокнистую основу. Хвосты повторяли соответствующие принадлежности, найденные Мейсом и Уинлоком в гробнице Сенебтиси. Пояса, передник и хвосты, обнаруженные нами, были сделаны специально для погребения, хотя вряд ли можно сомневаться в том, что они воспроизводили форму образцов, употреблявшихся во время церемоний при жизни царя.
К нижнему слою украшений - трем последним пекторалям и ожерелью из бус, напоминающему нагрудник, надо еще добавить два ювелирных изделия, относящихся фактически к этой группе. Во-первых, пектораль в форме глаза «удж» из блестящего синего фаянса, подвешенный к ожерелью из того же материала и плоских желтых, а также маленьких красных цилиндрических бус. И те и другие были из золота, и ожерелье производило своим блеском почти варварское впечатление. Во-вторых, талию охватывал пояс из густо переплетенных цилиндрических и дисковидных бус, золотых и фаянсовых, которые нам предстояло еще очистить и вновь нанизать. Этот своеобразный сегментированный змеевидный пояс интересен тем, что прекрасно объясняет назначение большого количества бус, бросающихся в глаза среди знаменитых произведений египетского ювелирного искусства времени Среднего царства, открытых в Дашуре и Лахуне. Осмотрев предметы, покрывавшие голову, шею, туловище и руки мумии, посмотрим, что помещалось в ее ногах. Прежде всего, удаляя массу повязок, которыми бальзамировщики обмотали и обвязали бедра, придав мумии традиционную форму, мы обнаружили церемониальный передник. По всей вероятности, он относился к первому чеканному золотому поясу, который мы нашли на талии. Передник был составлен из семи золотых пластинок, инкрустированных многоцветным матовым стеклом и скрепленных каемкой из бус. Этот передник свешивался с нижней части живота до колен. Его размеры и положение соответствовали изображениям костюмов древнеегипетских монархов. Рядом с передником, вдоль правого бедра, был положен исключительно изящный и оригинальный кинжал, вложенный в золотые ножны. Его рукоятка из золотой зерни, перемежающейся обручами цветных камней (перегородчатая эмаль), увенчивалась наконечником из обточенного горного хрусталя. Единственной в своем роде особенностью этого красивого оружия было то, что его лезвие оказалось железным, все еще блестящим и напоминающим сталь!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гробница Тутанхамона"
Книги похожие на "Гробница Тутанхамона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Говард Картер - Гробница Тутанхамона"
Отзывы читателей о книге "Гробница Тутанхамона", комментарии и мнения людей о произведении.