» » » » Митрополит Иоанн (Снычев) - Стояние в Вере


Авторские права

Митрополит Иоанн (Снычев) - Стояние в Вере

Здесь можно купить и скачать " Митрополит Иоанн (Снычев) - Стояние в Вере" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство "Царское Дело",, год 1995. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Митрополит Иоанн (Снычев) - Стояние в Вере
Рейтинг:
Название:
Стояние в Вере
Издательство:
неизвестно
Год:
1995
ISBN:
ISBN 5-7624-0010-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Стояние в Вере"

Описание и краткое содержание "Стояние в Вере" читать бесплатно онлайн.



Настоящий труд представляет собой историческое исследование расколов, возникших в Русской Православной Церкви в 20-30-х годах нынешнего столетия. Своим появлением он во многом обязан ныне усопшему владыке Мануилу, митрополиту Куйбышевскому и Сызранскому, предоставившему автору материалы из личного архива.

Обращаясь к событиям полувековой давности, автор книги надеется, что они послужат уроком всем верным чадам Церкви и помогут нам впредь оградить себя от нашествия "разделяющих и властвующих". Ибо только великим стоянием в вере, только верностью слову Божиему сохраняется мир и церковное единство. Об этом — книга митрополита Иоанна.






Третья задача... заключалась в том, чтобы исправить ошибки предыдущих церковных деятелей и установить между Церковью и гражданской властью мирные, доброжелательные отношения” [16].

Ознакомившись с позицией григориан, справедливо поставить вопрос: в какой степени, с точки зрения церковных канонов, были правомочны созыв совещания, его решения и задачи ВВЦС?

Выше мы уже ссылались на 34-е апостольское правило, которое запрещает епископам предпринимать какие-либо действия, превышающие их власть, без рассуждения первого епископа. Созвав совещание, архиеп. Григорий и его единомышленники преступили это правило, допустив прямое антиканоническое действие.

Все они были прекрасно осведомлены, что управление Русской Православной Церковью передано митрополиту Нижегородскому Сергию, и с того момента, как он приступил к исполнению своих обязанностей (14 декабря 1925 года)[19], он является первым каноническим епископом Русской Церкви. Но зная все это [То, что о передаче власти митр. Сергию было известно в церковных кругах, не подлежит сомнению. Самому Нижегородскому митрополиту сообщили о воле Патриаршего Местоблюстителя присутствовавшие при вскрытии этого акта архиереи. Он же, в свою очередь, оповестил о своем назначении российский епископат через московского викария  [12] и, более того, получил сведения, что на местах это известие принято спокойно.[21]      

Об осведомленности епископов можно судить и по запискам неизвестного протоиерея А. Л. “Местоблюститель, — писал он в декабре 1925 г., — управление передал Сергию, митр. Нижегородскому. Но его не выпускают из Нижнего. Дамиан (Воскресенский) пишет, что они находятся в постоянном контакте с Местоблюстителем и ничего общего не имеют с обновленцами. Этот “адский план” (образование ВВЦС — прим. авт.) проектирован для создания нового раскола в Православной Церкви. Не все знают, что эти соблазненные чем-то люди не имеют полномочия управлять Православной Церковью, ибо Местоблюститель не давал им его”.[16], григориане сделали вид, будто бы им неизвестно о назначении митр. Сергия. Тем самым они как бы оправдали свою позицию в глазах людей несведущих. И только когда им уже никак нельзя было скрываться под маской неведения, они принялись обвинять первоиерарха в том, что он якобы утаил от епископата известие о своем вступлении в должность Заместителя Местоблюстителя и тем самым оставил Церковь без управления.[18]

Неправые цели требовали и неправых средств. В стремлении взять управление Церковью в свои руки григориане не побрезговали даже ложью. В своих действиях они игнорировали не только казавшегося им антиканоничным митр. Сергия, но и признанного ими митр. Петра. Ни у первого, ни у второго они не испрашивали разрешения на создание ВВЦС, действуя самочинно, перелезая, по слову Господню, "инуде” в овчий двор и нарушая апостольские заповеди.

Очевидно, что если само совещание и образование Малого Собора Епископов не имело канонической основы, то явно противоканонический характер носили и задачи Совета.

Поставив главной целью укрепление принципа соборности, григориане искаженно понимали сам этот принцип.

В объяснительной записке григориан к программе от 12 мая 1927 года мы читаем:

“Малый Собор Епископов поставил,.. организовать управление на соборных основаниях в осуществлении догмата: “Верую во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”.[20] И далее: “ВВЦСовет поставил провести принцип соборности через всю церковную жизнь, через правильную организацию Синода и Совета, епархиальных собраний и советов: епархиальных, викариальных, благочиннических и приходских”.[16]

Из этих текстов видно, что соборность понималась ими как такое церковное управление, которое сосредоточено не в одном лице, а в группе, или соборе епископов. Но такое понимание слишком узко, слишком ограниченно.

Истинное понятие соборности оставили нам отцы Никейского Собора. В их трактовке соборность — это не просто вселенскость, или всемирность Христовой Церкви, но, главным образом, “данная ей (Церкви — прим. авт.) Духом Истины чрез свв. Апостолов Божественная, спасительная Истина, которая предназначена Христом лечь в основу Церкви и, как полная благодатной жизни, не только распространяться в мире, но и соединять через себя мир во Христе для вечной жизни”.

Таким образом, “в единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви соборным началом, или соборностью, является Слово Божие, Богооткровенная Истина”; и на вопрос: какая Церковь соборная? — возможен только один ответ: “Та, которая, будучи основана на Богооткровенной Истине, единственно спасающей, полной благодати, всегда неизменно пребывает и пребудет в Ней. Она есть подлинно Соборная, во всяком смысле Церковь кафолическая. Отступления от Богооткровенной Истины лишают Церковь спасительности, и потому соборности и кафоличности”. [22]

Внешним выражением соборности или, как говорит митр. Елевферий (Богоявленский), “соборной” оградой, являются Вселенские Соборы и их канонические постановления. Но та соборность, восстановления которой жаждал ВВЦС, ничего общего со Вселенской соборностью не имела и никоим образом исходить из нее не могла.

В административном отношении соборность предполагает строгое соответствие канонам Православия. Это ясно выражено в 34-м апостольском правиле, и отступление от него ведет к отступлению от соборности, о чем свидетельствуют 14 и 15 правила Двукратного Собора:

“Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита (областного), прежде соборного рассмотрения, отступит от общения с ним и не будет возносить имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии: о таковом святой Собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да не пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита” (14 правило).

“Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит дерзнет отступити от общения с своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол; таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в своем беззаконии. Впрочем сие определение и утверждено о тех, кто под предлогом обвинений отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви...” (15 правило).

“Отсюда всякий Собор, — делает вывод митр. Елевферий, — будет ли он состоять из одних канонических иерархов, или будет восполнен представителями от низшего клира и мирян, чтобы быть в своем существе и действиях каноничным, церковно-соборным, должен иметь на то и другое санкцию Высшей Церковной Власти, установленной и действующей “соборне” (Ант. 19, 20). Без санкции же Высшей Церковной Власти, если бы собор состоял из сотни иерархов, а каноническая Высшая Власть осталась с десятками верных ей, верных “соборности”, он был бы бесчинным, а последняя осталась бы соборною”.[23]

Коллегиальное управление, навязываемое григорианами высшему епископату, в самом своем основании имела антиканоническое направление. Она не санкционировалась высшей церковной властью и вела к прямому нарушению соборности, возрожденной Русской Поместной Церковью на Соборе 1917 — 1918 годов, который на смену синодальному управлению учредил управление централизованное, в лице восстановленного патриаршества, и Патриарх, в силу данного ему права, и являлся носителем церковной соборности, что признавалось самим ВВЦС. [24]

После смерти Патриарха Тихона законным охранителем соборности стали сначала митр. Петр, а затем митр. Сергий. Посему “коллегиальное” управление, которое григориане ассоциировали с соборным, ни в коей мере не соответствовало воле Поместного Собора, с таким трудом восстановившего патриаршество.

Второй задачей, как мы помним, ВВЦС поставил сохранение Православия, догматов и канонических определений Вселенских и Поместных Соборов. Задача, несомненно, благородная, но для Малого Совета Епископов принципиально неосуществимая. И вполне понятно, почему. Во-первых, григориане начали свою деятельность с нарушения правил Вселенских Соборов, которые они намеревались охранять, а во-вторых, сущность Православия вытекает из понятия соборности. Но если ВВЦС исказил понятие соборности в самом корне ее, то говорить о сохранении Православия просто не приходится.

Достижение мирных взаимоотношений с государством, намеченное григорианами как третья задача, тоже лишено всякого смысла. ВВЦС, хотя и был образован из епископов, тем не менее вовсе не являлся выразителем чаяний всей Русской Церкви, это было лишь самочинное общество, лишенное канонического достоинства. Ставить же вопрос о легализации Церкви от лица организации, которая таковою (Церковью) не является, — абсурд. Такое действие может означать лишь попытку юридического оформления раскола.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Стояние в Вере"

Книги похожие на "Стояние в Вере" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Митрополит Иоанн (Снычев)

Митрополит Иоанн (Снычев) - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Митрополит Иоанн (Снычев) - Стояние в Вере"

Отзывы читателей о книге "Стояние в Вере", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.