Илья Голенищев-Кутузов - Сказки народов Югославии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сказки народов Югославии"
Описание и краткое содержание "Сказки народов Югославии" читать бесплатно онлайн.
Волшебные сказки и шуточные рассказы южных славян привлекают большое внимание. Поэтические образы создают зачарованный мир, войти в который необходимо как взрослому, так и ребенку, чтобы не иссушались живые источники души. Юмор народных рассказов освобождает нас от глупости и пошлости, а самое главное от преувеличения второстепенных явлений жизни.
Словения. Перевод со словенского И. Макаровской
КОЗЕЛ ЛУПЛЕНЫЙ
Жил на свете старик со старухой. У них было два сына и две снохи. Жили они очень бедно, и никакой животины у них не было, кроме козла. Как-то раз послал старик младшую сноху отвести козла в лес и нарвать ему листьев, чтобы он не издох с голоду. Пошла сноха в лес. Но вскоре козел возвратился и заблеял перед домом: «Ме-хе-хе-хе!»
Выходит старик и спрашивает, что с ним и отчего он вернулся домой. А козел отвечает:
— Ты послал сноху, чтобы она попасла меня на травке, а она надела мне на морду петлю — я и не мог есть.
Старик послал другую сноху, потом младшего сына и, наконец, старшего, но каждый раз козел возвращался и говорил то же самое. Тогда пошла старуха. Взяла она в рукавицу мякины, идет и сыплет ее за собой, приманивает козла. Козел шел за ней, пока из рукавицы сыпалась мякина, а как вся мякина вышла, он опять домой прибежал и стал жалобно блеять: «Ме-хе-хе-хе!»
Старик спрашивает, что с ним, а козел отвечает:
— Послал ты старуху, чтобы она нарвала листьев, а я бы ветки поглодал. Она воткнула мне прутья в глотку — я глодать и не могу.
Старик поверил, что козел говорит правду, и сам пошел с ним. А козел и с ним проделал то же самое. Тут старик рассердился, пришел домой, зарезал козла, ободрал его, посолил, насадил на вертел и пристроил жариться на огне. А козел соскочил с вертела — и ну бежать, да и угодил прямо в лисью нору. Лисы в ту пору дома не было. Возвращается она и слышит, что в доме кто-то есть. Побоялась войти и, печальная, пошла прочь. Встречается ей заяц и спрашивает, отчего она такая невеселая. Лиса ему рассказывает, что кто-то залез в ее дом и она боится туда войти.
— Пойдем вместе и посмотрим, кто там, — говорит заяц.
Пошли. Подходят к норе, заяц и кричит:
— Эй! Кто сидит в теткиной норе?
А козел отвечает:
— Я — козел лупленый, заживо резаный-недорезаный, заживо соленый-недосоленый, заживо жареный-недожареный! Зубы у меня как колья перегрызу тебя, как нитку!
Испугались заяц и лиса и давай бог ноги. Дорогой встречают волка, медведя и льва. Те спрашивают, чего они бегут. Увидя таких сильных зверей, лиса и заяц остановились, рассказали все, как было. Отправились они вместе, чтобы водворить тетку в ее дом. Но напрасно: козел и им ответил так же, как и зайцу. Пригорюнились они и стали бродить по полю. Встретился им еж, и они ему все рассказали. Еж говорит:
— Пойду-ка я попытаю счастье. Посмотрю, кто там.
Опять все подошли к норе, и еж крикнул:
— Эй! Кто там в теткиной норе?
А козел отвечает:
— Я — козел лупленый, заживо резаный-недорезаный, заживо соленый-недосоленый, заживо жареный-недожареный! Зубы у меня как колья перегрызу тебя, как нитку!
А еж в ответ:
— Я еж, всему селу голова! Как свернусь в клубок да как дам тебе тумака!
Тут козел выскочил и убежал.
Хорватия. Перевод с сербскохорватского Н. Дмитриева
*ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ *
С КАКИХ ПОР ЛЮДИ ПОЗВОЛЯЮТ СТАРИКАМ УМИРАТЬ СВОЕЙ СМЕРТЬЮ
В давние времена люди жили подолгу — и все не умирали и не умирали, уж приходилось молодым их убивать. Но один человек радовался, что отец его жив, не хотел его убивать, а спрятал под кадку и там и кормил.
В том городе старейшины решили однажды выбрать судью и назначить того, кто поутру первый увидит солнце. Сын об этом рассказал отцу.
— Завтра старейшины будут выбирать судью и выберут того, кто первый увидит солнце.
Старик отец в ответ и говорит:
— Сынок дорогой, пойди и ты туда, повернись спиной к восходу, смотри на самую высокую гору, вот и увидишь первым солнце.
Сын послушался и пошел к старейшинам. Все они смотрели туда, где должно было показаться солнце, а он повернулся к восходу спиной и стал смотреть в другую сторону — на самую высокую гору. Старейшины это заметили и стали между собой переговариваться:
— Поглядите, что за болван, — смотрит в другую сторону.
А парень им вдруг объявляет:
— Вон, смотрите, — вон солнце на самой высокой горе.
Старейшины подивились и спрашивают:
— Кто это тебя научил так смотреть, чтобы первым увидеть солнце?
— Старик отец меня научил, — ответил он.
Старейшины ему говорят:
— Если хочешь быть судьей, приезжай к нам завтра ни босой ни обутый, ни пеший ни конный!
Вернулся сын домой, все рассказал отцу, поведал и о том, что от него потребовали старейшины, если он хочет попасть в судьи. Отец ему говорит:
— Отрежь головки сапог и надень голенища — будешь ни бос ни обут. Садись верхом на козла, чтоб ноги по земле волочились, — и придешь к старейшинам ни пеший ни конный.
Сын послушался отца — так и приехал к старейшинам. Те снова подивились и спросили:
— А кто тебя этому научил?
Он опять ответил:
— Старик отец меня научил.
Тогда старейшины поставили его судьей. И стал он суды вершить.
Случилось раз, что погибла вся рожь, а семян нигде не было. Думали старейшины, думали и другие — где достать семян, ничего не могли придумать. Судья обо всем рассказал отцу:
— По всему свету, батюшка, рожь погибла, нигде зернышка ржаного не достать.
Отец ему говорит:
— Сынок дорогой, пойди и возьми с кровли самой лучшей риги старый обмолоченный сноп, отнеси его в поле и закопай! Так и получишь рожь.
Сын послушался отца, пошел, открыл самую лучшую ригу на селе, отвез сноп в поле и закопал. Через некоторое время на этом месте выросла рожь. Старейшины это увидели, снова подивились и спросили сына:
— Кто тебя научил, кто наставил так сделать?
— Старик отец меня научил и наставил, — ответил судья.
Тогда старейшины спросили:
— Многому старик отец тебя научил. Где же он?
— Жив мой отец, мне не хотелось его убивать, и я спрятал его под кадкой.
— А почему ты его держишь под кадушкой?
— Во-первых, люблю я отца, хочу, чтоб он жил, а во-вторых, из-под кадушки он дает мне умные советы!
Тут-то старейшины и решили, что нельзя стариков убивать, пусть себе живут, кому сколько положено, и учат молодых уму-разуму.
И с той поры люди стариков не убивают, а оставляют жить, кому сколько веку отпущено.
Хорватия. Перевод с сербскохорватского М. Волконского
КОРОЛЬ МАТИЯШ
I
Вез однажды словенский крестьянин вино из Венгрии в Корушку. Миновал он большую Добраву, подъехал к высокой горе и видит, стоит избушка, и так она вросла в землю, что крыша чуть-чуть над землей поднимается. На пороге поджидает проезжий юнак с саблей у пояса.
— По всему видать, ты, приятель, с гор. Скажи-ка мне, забираются ли еще муравьи на три вершины святого Кристофора, святой Магдалины и святого Урха? — спросил он возницу.
— Забираются, да теперь пореже, чем бывало, — ответил тот.
— Скажи-ка там своим: как перестанут люди лазить на те три горы, я встану и приду со своим черным войском.
Удивился крестьянин и спрашивает:
— А кто ж ты будешь?
— Король Матияш! Заходи в дом, сам увидишь, — ответил король Матияш.
Глянул крестьянин через правое плечо Матияша в окно и видит огромное, ровное поле. На поле том тьма-тьмущая конников. Все они спят в седле, и лошади под ними тоже спят. Вот Матияш потянул полегоньку из ножен саблю, и вмиг все ожило: воины приподняли головы, кони запрядали ушами, заржали и стали бить копытами землю.
И сказал король Матияш:
— Скоро я встану и обнажу свою саблю. В тот же миг подует теплый ветер и вдохнет в людей жажду свободы. Всяк, кто достоин называться мужчиной, возьмется за оружие. И стар и млад — все поднимутся защищать свое отечество. И такая нагрянет сила, что людям в спешке будет не до воинских доспехов — побегут, в чем есть. А коли кто выронит в бою хлеб, сосед ему скажет: «Не ищи, брат, пусть его валяется. Скоро будет вдоволь и хлеба, и всего прочего».
II
Другие государи завидовали могуществу Матияша. Собрали они огромное войско и пошли на него войной. Пришлось Матияшу с сотней оставшихся в живых воинов спасаться впещере в Пеце — та пещера сама перед ним расступилась и скрыла его от врагов.
В Нижней Корушке рассказывают, что люди выбрали Матияша королем на Госпосветском поле и что трон его находился в Крнском замке. Двери его замка днем и ночью были открыты для бедняков и угнетенных, и каждый находил у него справедливый суд и защиту. Матияш чеканил золотую монету, и был тогда в Корушке золотой век.
Придет день, пробудится Матияш от вечного сна. У его могилы вырастет зеленая липа, от полуночи до часу будет заливать всю окрестность сладким благоуханием. А через час липа засохнет. В Юрьев день повесит на нее Матияш свой щит, и тогда липа снова зашумит листвой! Потом Матияш приведет свое войско на равнину, разгромит и уничтожит всех врагов, изгонит со света неправду, и опять наступит золотой век.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сказки народов Югославии"
Книги похожие на "Сказки народов Югославии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Голенищев-Кутузов - Сказки народов Югославии"
Отзывы читателей о книге "Сказки народов Югославии", комментарии и мнения людей о произведении.