» » » » Виталий Доценко - Мифы и легенды Российского флота


Авторские права

Виталий Доценко - Мифы и легенды Российского флота

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Доценко - Мифы и легенды Российского флота" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Полигон». Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Мифы и легенды Российского флота
Издательство:
ООО «Издательство «Полигон»
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мифы и легенды Российского флота"

Описание и краткое содержание "Мифы и легенды Российского флота" читать бесплатно онлайн.



ББК 68.66 Д71






«Аврора» и «Диана» — это два однотипных крейсера, построенных в одно и то же время в Санкт-Петербурге. Их полное водоизмещение 6731 тонна, длина — 123,7, ширина — 16,8, осадка — 6,4 метра, дальностьплавания крейсеров — 4000 миль, скорость — 20 узлов. На вооружении они имели по 8 152-мм, 24 75-мми 8 37-мм пушек. Оба корабля участвовали в Русскояпонской войне 1904–1905 гг. «Диана» после боя в Желтом море ушла в Сайгон, где была интернированаи простояла до конца войны. «Аврора» принимала участие в Цусимском морском сражении, получила повреждения (погиб ее командир капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев), так же, как «Диана», была интернирована идо конца войны находилась в порту Манила.

 Об «Авроре» мы знаем все или почти все, а вот о «Диане» — очень немногое. Накануне Первой мировой войны (в 1912–1913 гг.) она прошла капитальный ремонт. Затем участвовала в боевых действиях на Балтике, совершила беспримерный Ледовый поход в 1918 г., а потом стояла на долговременном хранении, пока в 1922 г. ее не продали Германии для разрезки на металл.

Авторы слухов аргументировали свои догадки тем, что, поскольку корпус и механизмы «Дианы» находилисьв лучшем техническом состоянии, чем у «Авроры», решили тайно заменить один корабль другим. К тому времени «Аврора» уже была кораблем-легендой, а «Диана» никакой исторической ценности не представляла. Далее приводились подробности: подмена состоялась ночью; с очевидцев взяли подписку о неразглашениитайны; «Аврору» под именем «Дианы» отправили напереплавку в Германию. Поводом для появления такой версии послужила утрата закладной доски. Когда в августе 1984 г. крейсер поставили на ремонт в завод имени А. А. Жданова (ныне Судостроительный завод «Северная верфь»), то выяснилось, что закладной доски, то есть своего рода корабельного паспорта, на «Авроре» нет. Вот тогда и стали высказываться сомнения в подлинности корабля. Считали, что доску изъяли, чтобы замести следы подмены «Авроры» «Дианой» в 1922 г. Не исключено, однако, что она исчезла в ходеочередного ремонта. 16 ноября 1984 г. сотрудник Северного проектно-конструкторского бюро С. И. Овсянников подал служебную записку на имя ответственного сдатчика крейсера «Аврора» П. И. Смолева, где предлагал осуществить поиск и изъятие закладной доски крейсера. Составили акт о проделанной работе, подписанный старшим строителем, командиром электромеханической боевой части корабля, старшим мастеромцеха № 36 и наблюдающим за ремонтом. Закладную доску могли изъять, например, в 1916 г. или при бетонировании корпуса в 1948 г., или, что весьма вероятно, в период ремонта котлов в 1966–1968 гг. 

Возможно, доска исчезла не без помощи тех, кто былзаинтересован в сенсации. Тем не менее доски-то нет! В ходе ремонта «Авроры» не обнаружено следов Цусимского сражения, значит, можно предположить, чтокрейсер подменили!

Пришлось провести частное расследование. Проверка велась по нескольким направлениям.

Во-первых, подмена корабля не могла произойти иостаться не замеченной знатоком истории отечественного судостроения Н. А. Залесским. В одно время он служил на крейсере «Аврора», знал многих авроровцев. Никогда Н. А. Залесский не слышал о подмене корабля. Не слышал об этом и сын бывшего командира крейсера Л. А. Поленова капитан 1 ранга в отставке Л. Л. Поленов. Этот человек знал об «Авроре» все. Он обладал уникальным материалом по истории крейсера. Уж кому-кому, а его отцу Л. А. Поленову — командиру корабля — было бы известно о подмене!

9 ноября 1922 г. он со специальной комиссией прибыл на крейсер, чтобы принять его от Кронштадтского порта и перевести к заводской стенке для выполнения текущего ремонта.

Во-вторых, корабль имеет свои особенности в механизмах, архитектуре, вооружении и т. д. Пришлось проверить на подлинность крейсер «Аврора» по этим параметрам. При такой «секретной и срочной подмене» нельзя было выполнить демонтаж крупных механизмов, таких, например, как рулевая машина или вооружение. В результате проверки установлено, что одноиз главных устройств корабля — рулевая машина, а также вооружение принадлежат крейсеру «Аврора». Известно, что в годы Гражданской войны с «Дианы» были сняты все 130-мм пушки, установленные в период ремонта, проводившегося в 1912–1913 гг., и отправлены в Астрахань для вооружения кораблей формировавшейся Волжско- Каспийской военной флотилии. В одну ночь снять орудия с «Авроры» было невозможно. На «Авроре» 130-мм орудия установили в ходе ремонта, проводившегося в 1922–1923 гг., когда «Диана» уже находилась в Германии. Имеются документы о демонтаже и передаче 152-мм орудий в арсенал.

Участник последнего ремонта крейсера «Аврора» С. И. Овсянников сообщил мне: «С целью улучшения диаграмм обстрела 6-дюймовых орудий, по рапорту командира крейсера, в 1916 году были переставлены баковое, ютовое и орудия № 17 и 18 (Российский государственный архив Военно-морского флота, ф. 401, оп. 2, д. 1100, л. 251). В фондах архива нашелся чертеж подкрепления под баковое орудие. Являясь ведущим по проекту, я с нетерпением ждал снятия зашивок в носовых помещениях, так как еще в 1983 году по реконструкции фотографии 1917 года определил положение на 11 шпангоуте вместо 14 по чертежу общего расположения. Когда это случилось, стало ясно, что спор о месте установки исторического орудия окончен. Оно стояло на 11 шпангоуте. Есть фотография подкрепления, совпадающего с чертежом». Это еще одно подтверждение подлинности крейсера «Аврора».

Теперь скажу несколько слов относительно следов от повреждений, нанесенных крейсеру в мае 1905 г. Не менее, а возможно, более серьезные повреждения «Аврора» получила в годы Великой Отечественной войны. Во избежание опрокидывания на корабле открыли кингстоны, и он опустился на грунт на ровный киль. Произошло это в октябре 1941 г., а подняли «Аврору» только в августе 1944 г. После многочисленных ремонтов исчезли и «рубцы», полученные в ходе как Русскояпонской, так и Великой Отечественной войн. Сенсации не получилось: у Петровской набережной стоит крейсер «Аврора»!

«СЧИТАЕМ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ ОЗНАКОМИТЬ АВТОРА…»

В декабре 1999 г. из Морского научного комитета я получил рецензию на рукопись первого тома моей книги «История Военно-морского искусства: История теории стратегии, оперативного искусства и тактикиВоенно-морского флота». Ее подписал председатель Морского научного комитета контр-адмирал Л. Г. Сидоренко. Выводы и оценки специалистов Главного штаба Военно-морского флота побудили меня письменно ответить оппонентам, занимающимся военно-морскойнаукой по долгу службы.

Рецензия меня не огорчила, я был буквально ошеломлен некомпетентностью рецензентов. Конечно же, обовсем узнал ответственный редактор труда — главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал (ныне адмирал флота) В. И. Куроедов.

Например, авторы рецензии заявляют: «Понятие “военно- морская стратегия” в официальных документах отечественного ВМФ никогда не употреблялось, точно так же, как и понятие “война на море”. Другое дело, что в 1960—1970-х. гг. советские военноморские теоретики не смогли доказать, что эти категории имеют право на существование, а руководство ВС СССР, напротив, смогло доказать, что их употребление не совместимо с принципом единства военной доктрины и военной стратегии государства». Попробую опровергнуть это замечание.

В 1896 г. при Николаевской морской академии для подготовки офицеров командного состава был учрежден Курс военно-морских наук. В том же году офицерам стали читать лекции по морской стратегии. В моей книжной коллекции хранится подлинная программа по Морской стратегии, утвержденная начальником Николаевскойморской академии вице-адмиралом Д. С. Арсеньевым. Поскольку в Морском ведомстве специалистов в этой области не нашлось, для чтения лекций пригласили полковника (впоследствии генерал-майора) Генеральногоштаба Н. А. Орлова. После чтения теоретического курса со слушателями проводили стратегическую военноморскую игру, и каждый офицер писал сочинение (реферат), посвященное одному из эпизодов военно-морской истории, рассматривая его с точки зрения основморской стратегии. С учетом прослушанного курса на страницах «Морского сборника» (№ 11, 1897 г. и № 3,1898 г.) о морской стратегии писал известный военноморской теоретик А. В. Шталь в статье «Вопросы морской стратегии». Затем проблемами морской стратегии занимались Н. Л. Кладо и Б. Б. Жерве. Напомню также, что продолжительное время в Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова существовала кафедра стратегии и оперативного искусства.

В 1914 г., по распоряжению Морского генерального штаба, была издана книга Кладо «Этюды по стратегии», в которой он раскрыл сущность и содержаниеморской стратегии, показал ее место среди других военных наук. Из его теории следует, что морская стратегия — это наука о ведении войны на море. Замечу, что такое понятие, как «война на море» («морская война»), в теории отечественного военно-морского искусства тоже существовало. Это подтверждается в положениях многих руководящих документов и военно-теоретических трудов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мифы и легенды Российского флота"

Книги похожие на "Мифы и легенды Российского флота" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Доценко

Виталий Доценко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Доценко - Мифы и легенды Российского флота"

Отзывы читателей о книге "Мифы и легенды Российского флота", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.