Георгий Голубев - В паре с сотым
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "В паре с сотым"
Описание и краткое содержание "В паре с сотым" читать бесплатно онлайн.
Мы так и сделали. Покачивая машины с крыла на крыло, пронеслись над Прагой. Краснозвездным истребителям приветливо махали руками пражане. Мы видели на улицах города наши танки, видели массу цветов, которыми ликующие люди встречали своих освободителей.
- "Пеликан"! "Пеликан"! Я - "пятьдесят пятый". Дайте "тридцать три". (Разрешите идти домой).
- Вам - "тридцать три!" - ответила станция. И мы, набрав высоту, взяли курс на свой аэродром.
Это был наш последний боевой вылет. Это был последний воздушный бой, последний самолет, сбитый мной в Великой Отечественной войне.
На аэродроме нас тепло встречали боевые друзья. Поздравляли.
А самолеты? Вокруг них все так же хлопотали техники и механики, делали свою привычную работу: заправляли баки горючим, снаряжали боекомплектом. Но на сей раз пушки с боеприпасами были опломбированы. Война для нас закончилась.
Рано утром 12 мая командир 6-го истребительного авиационного корпуса генерал-лейтенант авиации Утин, начальник штаба корпуса генерал-майор Семенов, командир нашей дивизии полковник Покрышкин и я выехали в Прагу. Хотелось осмотреть замечательный город, спасенный советскими войсками от разрушения. На Вацлавской площади мы попали в людской водоворот. Нас горячо обнимали пражане, осыпали цветами, качали. Разговорились. Да-да, они видели, как позавчера утром упал большой фашистский самолет.
Вечером мы той же дорогой возвращались в Гроссенхайн. Обгоняли колонны исхудавших возбужденных людей, повозки, над которыми возвышались цветные флажки. По ним мы узнавали: французы, поляки, итальянцы и немцы-антифашисты - вчерашние узники гитлеровских концлагерей. Это шли из фашистской неволи, возвращались к жизни, спешили к родным очагам те, кого гитлеровцы обрекли на гибель. Они радостно приветствовали нас - своих освободителей.
Тихо догорал закат. Дышалось полной грудью. Война окончилась!
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
БОЙЦЫ ПАРТИЙНОЙ ЗАКАЛКИ
Свою родословную наш полк начал в предвоенном, 39 году, 12 сентября. Именовался он тогда 55-м истребительным авиаполком и дислоцировался в Кировограде. В 1942 году он был переименован в 16-й гвардейский ИАП. Вместе с другими родственными полками прославленной 9-й гвардейской авиадивизии наш полк прошел большой и славный боевой путь. Дивизия, кстати, вначале именовалась 216-й истребительной, была создана в мае 1942 года на базе военно-воздушных сил 27-й армии и входила в состав 4-й воздушной армии Южного фронта. Командиром дивизии был назначен Герой Советского Союза генерал-майор авиации В. И. Шевченко, военным комиссаром - бригадный комиссар Д. К. Мачнев. Помимо 16-го гвардейского истребительного полка, в состав этой дивизии вошли 88-й и 149-й истребительные авиаполки, тоже имевшие известный боевой опыт.
В период формирования новой дивизии полки вели боевую работу, прикрывая наши наземные войска, ведя штурмовку и разведку вражеских сил в районе Изюм - Барвенково и в среднем течении Северного Донца.
В составе Южного фронта дивизия прошла боевой путь от реки Миус до Таврии, участвовала в освобождении Таганрога, Мариуполя, Мелитополя. За успешные боевые действия при освобождении Мариуполя 10 сентября 1943 года дивизия получила почетное наименование Мариупольской. Части дивизии участвовали затем в боях под Яссами, а с июля 1944 года - в составе 1-го Украинского фронта вели бои за Львов, воевали на территории Польши, Германии, брали Берлин. И здесь дивизия получила второе почетное наименование - Берлинской. После взятия Берлина дивизия освобождала Прагу.
Полки 9-й гвардейской авиадивизии произвели за период войны 33 654 боевых самолето-вылетов, провели 1333 воздушных боя, в которых сбили 1147 самолетов противника. Много вражеской живой силы и техники было уничтожено на земле штурмовыми и бомбардировочными ударами. Было произведено 64 перебазирования и пройден общий боевой путь в 8950 километров.
Страна высоко оценила боевые заслуги личного состава: 567 человек были награждены орденами и медалями (всего награждений было 1512). В дивизии выросло 56 Героев Советского Союза, четыре дважды Героя и первый в стране трижды Герой - А. И. Покрышкин.
На боевом знамени дивизии засияли ордена Ленина, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого...
Шли годы. Годы великих свершений. Годы революции в военном деле. Советская авиация стала реактивной. Бесстрашные наши соколы покоряли высоты, штурмовали рекорды скорости. Началась эра освоения космоса. И первый человек, побывавший в необъятных просторах Вселенной, был гражданином СССР.
...14 мюля 1963 года радиостанции Советского Союза передали сообщение ТАСС о запуске очередного космического корабля "Восток-5", пилотируемого Валерием Федоровичем Быковским.
Советские люди торжествовали. Радовался весь мир. А для меня это был двойной праздник. Дело в том, что Валерий Быковский был моим питомцем.
...После успешного окончания в 1955 году Качинского военного училища летчиков-истребителей лейтенант Валерий Быковский вместе с молодыми офицерами Черкашиным, Коленским, Осокиным, Руссаковским и другими прибыл для прохождения дальнейшей службы в строевую авиачасть, которой я командовал.
Чтобы как можно быстрее ввести новичков в боевой строй, мы распределили их по эскадрильям, которыми командовали опытные офицеры-летчики Уханов, Шилов, Клепацкий. Старшие товарищи охотно делились с молодежью мастерством, заботливо учили ее, приобщали молодых к жизни дружного коллектива. Партийная и комсомольская организации уделили новичкам много внимания. Особую заботу о них проявляли заместитель командира полка по политчасти подполковник Решетняк и начальник штаба полка подполковник Козубенко.
Молодым летчикам были созданы хорошие бытовые условия. Мы сделали все, чтобы после полетов они смогли хорошо отдохнуть, позаниматься, успешно подготовиться к выполнению очередных заданий.
Надо сказать, что с первых же дней своего пребывания в части молодые летчики с большим желанием, с какой-то особой энергией и энтузиазмом стали осваивать новую реактивную технику, овладевать нелегкими видами летной подготовки - полетами в сложных метеоусловиях днем и ночью на боевое применение.
Хорошо помню Валерия Быковского в тот период его становления как летчика, воздушного бойца. Он был дисциплинированным офицером, любил летать, быстро овладевал техникой пилотирования на новом типе самолета, хорошо ориентировался в пространстве. В тех случаях, когда создавалась сложная воздушная обстановка, молодой летчик не терялся, а быстро находил грамотное решение. Он обладал отличной реакцией, был физически выносливым, настойчиво занимался спортом.
Мне, как командиру, приходилось не раз летать с Валерием в зону на проверку техники пилотирования, по маршруту. И я всегда был доволен своим подчиненным, своим питомцем: задание он выполнял четко и умело.
С большой радостью отмечал про себя, что старая кузница летных кадров Качинское училище - готовила для Родины отличных летчиков. Выпускники Качинского училища и в войну показали образцы мужества, мастерства, отваги. Многие удостоились высокого звания Героя...
Советского Союза. Первый в стране трижды Герой Покрышкин - тоже постигал летное искусство в Качинском училище.
И вот встреча еще с одним питомцем знаменитой Качи - Валерием Быковским.
Читал недавно повесть Н. Мельникова о космонавте - пять. Автор воспроизводит рассказ Валерия о себе. Оказывается, помнит космонавт нашу часть, помнит и меня - своего командира.
"...Мне везет на героев, - рассказывает Быковский. - Все время рядом с ними - в аэроклубе, в училище, и в части. О командире полка Голубеве, Герое Советского Союза, я еще не говорил. Так вот, о Голубеве. Спросите у боевых летчиков, многие его знают. Он в войну летал вместе с Покрышкиным, был у него ведомым. Принял нас, юнцов, как своих сыновей. Не пожалел времени, все рассказывал о боях, о летчиках полка".
И еще много интересного вспоминает Валерий Быковский. Читаю - и строки его волнуют сердце: значит, нашу боевую эстафету приняли крепкие, надежные, умелые руки. А это - самое главное!
И нам, людям, всецело посвятивших себя авиации, отрадно быть свидетелями высокого взлета сыновей.
На встречах ветеранов 9-й гвардейской авиадивизии, - а они состоялись в 1967 году в Москве, в 1968 году - в Мариуполе, в 1972 году - в Краснодаре, мы неизменно отмечаем это. Восстанавливаем в памяти события давно минувших дней. Вспоминаем, товарищей. Уносимся мысленно в дни нашей юности.
Сколько раз, в перерывах между боями, в часы затишья, диктовавшиеся капризами погоды, мы давали волю воображению! Чем ближе чувствовалось дыхание Победы, тем чаще говорили мы о скором будущем, о мирных днях, строили всевозможные планы, уносились мыслями в свои семьи, старались "заглянуть" вперед, в будущее.
Но о чем бы мы ни говорили, о чем бы ни мечтали, всегда заявляли друг другу, произнося эти слова, как клятву: "Останемся живы - будем встречаться как родные".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В паре с сотым"
Книги похожие на "В паре с сотым" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Голубев - В паре с сотым"
Отзывы читателей о книге "В паре с сотым", комментарии и мнения людей о произведении.