Василий Ставицкий - Игра на чужом поле

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Игра на чужом поле"
Описание и краткое содержание "Игра на чужом поле" читать бесплатно онлайн.
Книга «Игра на чужом поле» продолжает серию «Профессиональные секреты спецслужб», которая вызывает особый интерес читателей, журналистов и представителей спецслужб.
Автор и исполнитель проекта — В. Ставицкий, начальник ЦОС ФСБ.
Во время пребывания на территории Латвийской ССР команда вела большую работу по радиоиграм с органами советской разведки через радиостанции с позывными «Пингвин», «Фламинго», «Рейгер», «Эльстер», «Ейзфогель», «Вапс», «Бахштельце», «Хаубентаухер» и «Стинт».
До войны немецкая военная разведка проводила активную разведывательную работу против Советского Союза путем засылки агентуры, подготовленной в основном в индивидуальном порядке.
За несколько месяцев до начала войны «Абверштелле Кенигсберг», «Абверштелле Штеттин», «Абверштелле Вена» и «Абверштелле Краков» организовали разведывательные и диверсионные школы для массовой подготовки агентов.
Сначала эти школы комплектовались кадрами, завербованными из белоэмигрантской молодежи и членов различных антисоветских националистических организаций (украинских, польских, белорусских и др.). Однако практика показала, что агенты из белоэмигрантов плохо ориентировались в советской действительности.
С развертыванием военных действий на советско-германском фронте немецкая разведка приступила к расширению сети разведывательно-диверсионных школ по подготовке квалифицированной агентуры. Агентура для обучения в школах вербовалась теперь в основном из числа военнопленных, антисоветского, предательского и уголовного элемента, проникшего в ряды Советской Армии и перешедшего на сторону немцев, и в меньшей мере из антисоветски настроенных граждан, оставшихся на временно оккупированной территории СССР.
Органы «Абвера» считали, что агентуру из военнопленных можно быстрее подготовить для разведывательной работы и легче внедрить в части Советской Армии. В расчет принимались профессия и личные качества кандидата, при этом преимущество отдавалось радистам, связистам, саперам и лицам, имевшим достаточный общий кругозор.
Агентура из гражданского населения подбиралась по рекомендации и при содействии немецких контрразведывательных и полицейских органов и руководителей антисоветских организаций.
Базой для вербовки агентуры в школы являлись также антисоветские вооруженные формирования: РОА, различные созданные немцами из предателей т. н. «национальные легионы».
Согласившихся работать на немцев изолировали и в сопровождении немецких солдат или самих вербовщиков направляли в специальные проверочные лагеря или непосредственно в школы.
При вербовках применялись также методы подкупа, провокаций и угроз. Арестованным за действительные или мнимые проступки предлагалось искупить свою вину работой на немцев. Обычно завербованные предварительно проверялись на практической работе в качестве агентов контрразведки, карателей и полицейских.
Окончательное оформление вербовки производилось в школе или проверочном лагере. После этого на каждого агента заполнялась подробная анкета, отбиралась подписка о добровольном согласии сотрудничать с германской разведкой, агенту присваивалась кличка, под которой он числился в школе. В ряде случаев завербованные агенты приводились к присяге.
Одновременно в разведывательных школах обучались 50—300, в диверсионно-террористических —30 — 100 агентов.
Срок обучения агентов в зависимости от характера их будущей деятельности был различен: для разведчиков. ближнего тыла — от двух недель до месяца; разведчиков глубокого тыла — от одного до шести месяцев; диверсантов—от двух недель до двух месяцев; радистов — от двух до четырех месяцев и больше.
В глубоком тылу Советского Союза немецкая агентура действовала под видом командированных военнослужащих и гражданских лиц, раненых, выписанных из госпиталей и имеющих освобождение от службы в армии, эвакуированных из районов, оккупированных немцами, и т. д. В прифронтовой полосе агентура действовала под видом саперов, производящих минирование или разминирование переднего края обороны, связистов, занимающихся проводкой или исправлением линий связи; снайперов и разведчиков Советской Армии, выполняющих особые задания командования; раненых, направляющихся в госпиталь с поля боя, и т. д.
Наиболее распространенными фиктивными документами, которыми немцы снабжали своих агентов, являлись: удостоверения личности командного состава; различные виды командировочных предписаний; расчетные и вещевые книжки командного состава; продовольственные аттестаты; выписки из приказов о переводе из одной части в другую; доверенности на получение различного рода имущества со складов; справки о медицинском освидетельствовании с заключением врачебной комиссии; справки о выписке из госпиталя и разрешении отпуска после ранения; красноармейские книжки; удостоверения об освобождении от военной службы по болезни; паспорта с соответствующими отметками о прописке; трудовые книжки; справки об эвакуации из населенных пунктов, оккупированных немцами; партийные билеты и кандидатские карточки ВКП(б); комсомольские билеты; наградные книжки и временные удостоверения о наградах.
После выполнения задания агенты должны были возвратиться в тот орган, который их готовил или перебрасывал. Для перехода через линию фронта их снабжали специальным паролем.
Вернувшиеся с задания тщательно проверялись через других агентов и путем неоднократных устных и письменных перекрестных допросов о датах, местах нахождения на территории Советского Союза, маршруте следования к месту выполнения задания и возвращения. Исключительное внимание уделяли выяснению — задерживался ли агент советскими органами. Возвратившиеся агенты изолировались друг от друга. Показания и сообщения внутренней агентуры сличались и тщательно перепроверялись.
БОРИСОВСКАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.Борисовская школа была организована в августе 1941 года Абверкомандой 103, первое время размещалась в дер. Печи, в бывш. военном городке (6 км южнее Борисова по дороге на Минск); полевая почта 09358 Б. Начальником школы был капитан Юнг, затем капитан Утгофф.
В феврале 1942 года школа была переведена в дер. Катынь (23 км западнее Смоленска).
В мест. Печи было создано подготовительное отделение, где агентура проходила проверку и предварительную подготовку, а затем направлялась в мест. Катынь для обучения разведделу. В апреле 1943 года школа переведена обратно в дер. Печи.
Школа готовила агентов-разведчиков и радистов. В ней одновременно обучалось около 150 чел., из них 50–60 радистов. Срок обучения разведчиков 1–2 месяца, радистов 2–4 месяца.
При зачислении в школу каждому разведчику присваивалась кличка. Категорически запрещалось называть свою настоящую фамилию и расспрашивать об этом других.
Подготовленные агенты перебрасывались в тыл Советской Армии по 2–3 чел. (один — радист) и в одиночку, главным образом на центральных участках фронта, а также в Московскую, Калининскую, Рязанскую и Тульскую области. Часть агентов имела задание пробраться в Москву и осесть там.
Кроме того, обученные в школе агенты засылались в партизанские отряды для выявления их дислокации и местонахождения баз.
Переброска производилась самолетами с Минского аэродрома и пешим порядком из населенных пунктов Петриково, Могилев, Пинск, Лунинец.
В сентябре 1943 года школа эвакуировалась на территорию Восточной Пруссии в дер. Розенштейн (100 км южнее Келигсберга) и размещалась там в бараках бывшего лагеря французских военнопленных.
В декабре 1943 года школа передислоцировалась в мест. Маллетен возле дер. Нейндорф (5 км южнее гор. Лыкк), где находилась до августа 1944 года. Здесь школа организовала свой филиал в дер. Флисдорф (25 км южнее гор. Лыкк).
Агентуру для филиала вербовали из военнопленных польской национальности и готовили для разведывательной работы в тылу Советской Армии.
В августе 1944 года школа передислоцировалась в гор. Меве (65 км южнее Данцига), где находилась на окраине города, на берегу Вислы, в здании бывш. немецкой школы офицеров, и была зашифрована как вновь формирующаяся воинская часть. Вместе со школой был переведен в дер. Гроссвайде (5 км от гор. Меве) и Флисдорфский филиал.
В начале 1945 года, в связи с наступлением Советской Армии, школа эвакуировалась в гор. Бисмарк, где в апреле 1945 года была расформирована. Часть личного состава школы ушла в гор. Аренбург (на р. Эльбе), а некоторые агенты, переодевшись в гражданскую одежду, перешли на территорию, занятую частями Советской Армии.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ.
Юнг—капитан, начальник органа. 50–55 лет, среднего роста, полный, седой, лысый.
Утгофф Ганс — капитан, начальник органа с 1943 года. 1895 года рождения, среднего роста, плотный, лысый.
Брониковский Эрвин, он же Герасимович Тадеуш — капитан, заместитель начальника органа, в ноябре
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Игра на чужом поле"
Книги похожие на "Игра на чужом поле" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Ставицкий - Игра на чужом поле"
Отзывы читателей о книге "Игра на чужом поле", комментарии и мнения людей о произведении.