Людмила Васильева - ...И двадцать четыре жемчужины

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "...И двадцать четыре жемчужины"
Описание и краткое содержание "...И двадцать четыре жемчужины" читать бесплатно онлайн.
Повесть о том, как были похищены принадлежащие советскому народу ценности, как грабители решили переправить их за рубеж. Планы преступников срывают работники ОБХСС и советские граждане, помогающие обнаружить и сохранить государственное достояние.
Эньшин уже прикинул, что хоть перепродажа этих «досок» денежного дохода и не сулит, но необязательно их продавать. Они годятся в качестве подарка. Ведь для несведущего поклонника моды не имеет значения истинная ценность иконы. Нужно лишь придумать для нее легенду, и тогда даритель будет вознагражден какой-нибудь нужной ему услугой. Можно к тому же сослаться на давний обычай, что иконы дарили в знак особого уважения и почитания.
Эньшин решил взять иконы:
— Ну вот, Лисовский, нечего мне сказки рассказывать. «У Муренина в изголовье»... ерунда, но так и быть, дам за них по шесть рублей за штуку, цена хорошая.
— Нет уж, я их лучше Засекину под доски для письма уступлю.
— Нужны они ему... Ну, черт с вами, давайте обе за пятнадцать.
Сторговались за двадцать, и Эньшин, положив покупку в багажник машины, уехал.
В залах музея Лисовский появлялся редко, большую часть времени проводил в запасниках и в бывшей часовне. К ней была сделана пристройка — там он и жил бобылем. Местные жители звали его «музейщиком» или «стариком». Последняя кличка вполне подходила ему. Все в нем было какое-то тусклое и серое: и лицо, и сивая борода, и седые космы, и неряшливая, утратившая первоначальный цвет одежда. И хотя ему не было еще шестидесяти, он выглядел глубоким стариком. Жил замкнуто, словно отшельник.
Через некоторое время после поездки в Старицкое Эньшин вспомнил про иконы, купленные у Лисовского. «Отдам доски Пожидаеву, пусть мне копии с хороших иконок сделает. Дерево сухое, выдержанное. «Железки» можно на новые доски набить, это он сумеет».
Эньшин достал иконы, смахнул пыль, раздумывая, кому выгоднее сбыть их в качестве подарка. Икона с богоматерью была обита с обратной стороны выцветшей фланелью. Эньшин сорвал ее, взял клещи, сапожный нож и принялся отделять от доски изображение на жести. Между доской и жестью оказалась прокладка из холста. А в ней кусок пергамента, сложенный вчетверо. Развернув его, Эньшин увидел какой-то план. Еще не разглядев его, не поняв толком, он был уже во власти одной мысли: клад, клад!.. Схватил очки, достал лупу, побежал к входной двери, запер ее еще на один замок и склонился над пергаментом. Как указывали надписи, на нем были изображены извилистые ходы пещер Старицкого монастыря. Сбоку на плане пометка: «Взять у Ионы».
Эньшин внимательно изучал план. «Боже мой, ясно, что это клад... «Взять у Ионы». Чего же еще? Судя по пергаменту и надписям, старинный документ. Значит, этот идиот Лисовский не врал, иконка-то в самом деле, похоже, была при самом Муренине. Хранил он ее... А может, и взял тогда клад у Ионы?.. Хотя нет, наверно, не взял. Небось все там и хранится. Как бы это поскорее узнать?»
Зазвонил телефон. Эньшин взял трубку и услышал голос жены:
— Сема, я уже иду, ты очень голодный?
— Ничего я не голоден, можешь не спешить... — раздраженно ответил Эньшин и положил трубку.
Он вложил план под жестянку, наложил на доску, но гвозди забивать не стал, завернул иконы и сунул их за шкаф.
Ах, как досадовал он, что жена должна была вот-вот прийти. Ну ничего, завтра же он снимет копию с плана. И тогда...
В волнении Эньшин не мог сосредоточиться: то он представлял возможное содержимое клада, то соображал, какое снаряжение надо подготовить, чтобы удобнее было орудовать в пещерах. И даже стал подумывать, как реализовать клад: перебрал в уме кандидатуры подходящих дельцов и остановился на одном: «Дутько! Он подойдет для этого...»
Дутько приходилось сотрудничать с Эньшиным. Он заведовал художественным магазином и, как было известно Эньшину, «подрабатывал» на спекуляции, не брезгуя ничем, — сбывал имитированные под старину картины, перепродавал ювелирные изделия, иконы, спекулировал через «подручных» и книгами. Связи у него обширные, недаром же он друг-приятель Дальнева. А уж Дальнев, заметный деятель Худфонда, просто так дружить не будет. У Эньшина с Дальневым есть общие дела, и он его достаточно-таки изучил. «Так, значит, Дутько! Ну, что ж, с его помощью распродам что подешевле, а самое лучшее оставлю. Дальнев поможет устроить нам с женой туристическую путевку в какую-нибудь из капстран. За границей я кое-кому смогу быть полезным...
Буду состоятельным человеком, ибо умом не обделен... При таких данных там можно делать деньги. Если уж я это умею даже здесь... Вот только одна закавыка — как провезти через границу то, что здесь нет смысла продавать? Это надо обдумать и посоветоваться с теми, кто собирается ехать за рубеж, есть доки в таких делах...»
Но тут Эньшин мысленно осадил себя: «Не рано ли ты, голубчик, размечтался?! Еще столько препятствий... Нужно сначала поехать в Старицкое на разведку, во что бы то ни стало пересмотреть все планы пещер в их музее... Как же, так они их и покажут! А Лисовский? О нет, он слишком хитер, будет следить, нельзя ему показываться... Надо съездить по-тихому... А что, если взять с собой Кораблева? Вот это дело! Уж он-то мне пригодится...»
После встречи на Валдае у Эньшина с Кораблевым установились приятельские отношения. Правда, они больше поддерживались Эньшиным, а Кораблев по своему мягкосердечию не отвергал их. Эньшин узнавал от Кораблева о выставках, об интересных художниках, о коллекционерах. Кораблев был активным членом Общества по охране памятников старины. От него можно было узнать многое, что интересовало Эньшина. Вот почему он часто приглашал Кораблева в поездки по заповедным местам. И теперь, когда ему не терпелось скорее попасть в старицкие пещеры, он избрал в спутники Кораблева, надеясь от него и при его посредничестве собрать сведения о старицких пещерах и монастыре.
Кораблев приглашение принял охотно. В поездку отправились на машине Эньшина. По пути Семен Михайлович расспрашивал об истории Старицкого монастыря, о создании музея. Разумеется, не был в рассказе обойден и помещик Муренин, о котором Кораблев знал. Можно было позавидовать умению Эньшина вытрясти из собеседника нужные ему сведения.
— Великолепный вы рассказчик, Андрей Андреевич, какие истории хранит ваша память! Теперь я не смогу уехать из монастыря, пока все подробно не осмотрю. Стоит представить всю эту историю: старый барин, собиратель сокровищ, трагическая смерть его преданного слуги — великолепный сюжет, материал для такого писателя, как Алексей Толстой. Так вы говорите, что история с поиском его сокровищ оборвалась в войну? И дальше не возобновлялась?
— Как же, искали и после войны. Подробнее мы можем узнать в музее.
— Ну а немцы, они ведь там были? В каком состоянии монастырь оставили?
— Они взорвали бывшие конюшни и коровник, и трапезная была сильно повреждена, остальные строения не успели уничтожить — наши наступали стремительно. Немцы перед уходом все заминировали, но взорвать не успели: партизаны помешали. В музее эта история в документах отображена. Да, чуть не забыл — недавно отыскали во Пскове портрет самого Муренина, теперь он в экспозиции музея.
— Очень любопытно, очень, — поощрял Кораблева Семен Михайлович и продолжал его расспрашивать.
При подъезде к монастырю стояли в цвету чудом уцелевшие в войну старые липы, а дальше — молодые, посаженные уже после войны. Аллея из них вела к главному въезду в монастырь. У высохшего рва, окружавшего некогда монастырь, буйно разрослось многотравье.
Кораблев с Эньшиным остановились в небольшой гостинице для туристов. Построенное с претензией на современный стиль, здание выглядело нелепо среди старых построек, напоминая духовку со стенками из прозрачного огнеупорного стекла.
Несмотря на огромные окна, в номере было душно. Бросив чемоданы, Кораблев и Эньшин поспешили выйти на улицу и направились к монастырю. У входа в музей толпились туристы. Некоторые отдыхали неподалеку, прямо на траве, разложив на газете прихваченную из дому снедь. А группа подростков устроилась под большим деревом с неизменным транзистором.
Эньшин с Кораблевым зашли в музей. Внутри было прохладно и мрачновато. Кораблев сразу же остановился возле экспоната восемнадцатого века — «Крестьянская резьба». Его внимание привлекло изображение водяного, очень нетрадиционное: вполне реальный развеселый мужик под хмельком, с большой рыбиной в руке. «Нужно набросок сделать, — решил Кораблев, — до чего хорош!»
И хотя Эньшину восемнадцатый век сейчас был ни к чему, он похвалил резьбу и потащил Андрея Андреевича к девятнадцатому веку, к коему, как он полагал, и относился найденный им план. Присоединившись к экскурсии, Кораблев и Эньшин спустились в пещеры: посетителей-одиночек без музейного работника туда не пускали.
У чугунных плит, вделанных в стены пещеры, экскурсовод заученно быстро объяснял:
— В этих захоронениях место для покойника стоило больших денег. Вначале хоронили только монахов. Но, узнав, что в сухих, с постоянной температурой, пещерах тело не истлевает, а высыхает, превращаясь в подобие мумии, духовенство стало приписывать это особой святости этого места. Монастырь богател на этом, расширялись его угодья...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "...И двадцать четыре жемчужины"
Книги похожие на "...И двадцать четыре жемчужины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Васильева - ...И двадцать четыре жемчужины"
Отзывы читателей о книге "...И двадцать четыре жемчужины", комментарии и мнения людей о произведении.