Аркадий Жемчугов - Китайская головоломка

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Китайская головоломка"
Описание и краткое содержание "Китайская головоломка" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о наиболее ярких личностях КНР, сыгравших определенную роль в новейшей истории Китая. К числу их относятся Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Линь Бяо, Дэн Сяопин, Цзян Цин, супруга Мао Цзэдуна. На конкретных исторических фактах и документах показано, как бывшие соратники по национально-освободительной борьбе оказались в конечном счете по разные стороны баррикады и стали непримиримыми врагами. Особое внимание уделено периоду «культурной революции» (1966–1976), который сами китайцы окрестили как «десятилетие великой смуты и хаоса», раскрыты предпосылки ее возникновения, показаны ее истинные цели. Именно в этот период «великой смуты» и «хаоса» каждый из членов «пятерки» в полной мере показал себя как личность. Издание проиллюстрировано фотографиями ее главных героев и документами, относящимися к теме повествования.
Англичане говорят, что дипломат — это джентльмен, который лжет на благо своей страны. Губернатор Гонконга был отменным дипломатом и, естественно, джентльменом. Он убеждал легковерных тайпинов в том, что «англичане — тоже христиане», что «мы ваши братья из-за моря». На тайпинов это подействовало. Англичане получили разрешение на свободный въезд и выезд и свободную торговлю на территории Тайпин тяньго всеми товарами, кроме опиума. Руководство тайпинов официально подтвердило это в так называемом «Обращении к иностранцам» от 1 мая 1853 года. Лондон получил от тайпинов то, чего он безуспешно добивался у маньчжуров.
Вслед за англичанами в Нанкин потянулись французы и американцы. Французская миссия во главе с Бурбулоном прибыла в столицу Тайпин тяньго в декабре 1853 года на военном судне «Кассини». А американцы пожаловали в мае 1854 года на двух фрегатах «Сусквеганна» и «Конфуций». Американскую сторону представлял некто Маклан.
Официальные контакты с западными державами были желанны для тайпинов. Об этом откровенно высказался один из тайпинских вождей куратор внешней политики Ло Даган в письме Джорджу Бонхэму: «Если бы не маньчжуры, мы, китайский народ, жили бы с вами в мире, как будем жить в дальнейшем, когда укрепится наша власть». Обличая маньчжуров как главных виновников позора Поднебесной и унижения китайского народа в первой опиумной войне, Ло Даган и другие вожди тайпинов наивно полагали, что они выстраивают свои отношения с англичанами и прочими иностранцами как равные с равными, без ущемления национального достоинства китайского народа.
Представители Запада хотя и считалась «варварами», но на деле воспринимались братьями китайцев, изнывающих под игом маньчжурского господства. Тот же Ло Даган в одном из своих посланий англичанам подчеркивал: «Поскольку все мы поклоняемся верховному владыке, все мы являемся братьями. Прочитав ваши послания, мы удостоверились, что мы с вами идем по одному и тому же пути». Наивность планов тайпинов в отношении стран Запада выпукло прослеживается в послании группы тайпинских командиров, направленному в 1860 году командующим английскими и французскими войсками в Гуанчжоу (Кантон) и Сянгане (Гонконг). В нем тайпины, распинаясь в гостеприимстве к «друзьям», пытаются доказать одинаковую сущность Китая и иностранных государств и поэтому приветствуют практические действия европейцев по «уничтожению старых порядков» на захваченной ими территории, по осуществлению «добродетельного правления, одобряемого народом». Дальше больше. «Хотелось бы, — раскрывали душу тайпинские командиры, — немедленно двинуться с войсками вам навстречу, вместе с вами подумать, составить планы на будущее… И с вами вместе мы будем наслаждаться беспредельным счастьем, постоянно совершая бессмертные подвиги».
В облаках иллюзий витал и сам «Небесный князь» Хун Сюцюань, который в 1858 году направил послание «Младшим западным братьям» с призывом присоединиться к тайпинам: «Идите же, младшие братья, с радостью к нам, и да будет вам успех во всем».
Примерно в это же время в Шанхае побывал великий русский писатель Гончаров. В его заметках о Шанхае, вошедших во «Фрегат «Палладу» красноречиво описано, как боготворимые тайпинами англичане «уничтожали старые порядки на захваченной ими территории осуществляли там «добродетельное правление, одобряемое народом». Вот что увидел Гончаров: «Обращение англичан с китайцами да и с другими, особенно подвластными им, народами не то чтобы было жестоко, а повелительно, грубо или холодно-презрительно, так что смотреть больно. Они не признают эти народы за людей, а за какой-то рабочий скот… «С англичанином Стоксом русский писатель прогулялся по улицам Шанхая: «Мы с ним гуляли по улицам, и если впереди нас шел китаец и, не замечая нас, долго не сторонился с дороги, Стокс без церемонии брал его за косу и оттаскивал в сторону. Китаец сначала оторопеет, потом с улыбкой подавленного негодования посмотрит вслед…»
…В 1853 году, вскоре после вступления тайпинов в Нанкин, был опубликован «Закон о земле», ставший как бы конституцией Тайпин тяньго. В нем, в частности, говорилось: «Вся земля делится по числу едоков, независимо от пола. Большему числу едоков дают больше, меньшему — меньше. Земля дается смешанная по качеству. Если в семье шесть человек, троим дается хорошая земля, а троим — плохая». Все земли, согласно закону, подразделялись на девять категорий в зависимости от качества. Три му наихудшей земли (девятая категория) приравнивались к одному му наилучшей и т. д. Подросткам была положена лишь половина надела, получаемого взрослыми.
«Если есть земля, — провозглашал закон, — ее обрабатывают вместе… Все поля в Небесной империи обрабатываются всеми». Для этого каждые двадцать пять крестьянских семей объединялись в ячейку, на которую помимо производственных задач возлагались также функции административные и военные.
Наконец, для полного самообслуживания ячейка обязана была обеспечить развитие местных ремесел. «В двадцати пяти семьях, — разъяснял закон, — горшечниками, кузнецами, плотниками, каменщиками, столярами служат солдаты и начальники отрядов».
«Все заборы, — отмечалось в законе, — обсаживаются тутом, все женщины занимаются разведением шелковичных червей, ткут и шьют одежду».
Аналогичным образом организовывалась и городская жизнь. Там из ремесленников создавались специальные отряды, находившиеся на службе у государства. Они формировались по профессиональному признаку: батальоны столяров, плотников, ювелиров, сапожников, ткачей, вышивальщиков и т. д. В каждый батальон назначался командир, а также так называемые «заведующие», которые отвечали за организацию ежедневной работы. Каждый член батальона обязан был самосовершенствоваться на порученном ему участке. Необходимые для работы материалы и сырье предоставлялись государством, а вся изготовленная в батальонах продукция сдавалась на государственные склады.
На идее всеобщего равенства была основана и система распределения. «Если есть земля, — говорилось в законе, — ее обрабатывают совместно; если есть пища, ее совместно едят, если есть платье, его совместно носят, если есть деньги, их совместно расходуют. Повсюду должно быть равенство, и не должно быть человека, который не был бы сыт и в тепле».
В законе специально подчеркивалось: «В то время, как собирается урожай, начальники сдают в казну государства пшеницу, бобы, горох, сладкий картофель, пеньку, хлопок, кур, свиней, а также деньги за исключением того, что идет в пищу каждому… Все люди не держат лишнего. Когда все идет верховному господину, у него есть возможность распределить вещи и продукты так, чтобы во Вселенной все были сыты и в тепле».
Для личных нужд каждой семье власти оставляли по две свиньи и по пять кур. Остальное же крестьяне обязаны были сдавать в казну.
Национализация распространилась на все сферы жизни и деятельности китайского общества. Тайпины стремились воспроизвести в масштабах Тайпин тяньго те принципы и нормы, на которых строилась деятельность их секты в забытой Богом гуансийской деревушке. Им не нужна была, например, торговля в ее уже сложившейся форме. Их вполне устраивал прямой продуктообмен, а точнее — распределение товаров и продуктов через государственные органы.
«Я имею честь сообщить, — говорилось в докладной записке, направленной из Нанкина в Шанхай английским чиновником, — что в Нанкине не производится никакой торговли, государственная торговля монополизирована в руках лица, именуемого «небесный компрадор» — тянь майбань, которому одному только и разрешается торговать в городе. Это же лицо является также главным поставщиком для армии и инспектором общественных складов». И далее: «Нанкин превратился в большой военный лагерь. Вся собственность, конечно, обращена в общественную казну. Весь народ очень хорошо одет и несомненно имеет достаточно рису для еды, хотя снабжение остальными предметами питания, может быть, не вполне достаточно… Поскольку все стало общественной собственностью, не стало торговли, не видно лавок».
Чтобы предупредить коррупцию и расхищение общественной собственности, «небесных компрадоров» и подчиненных им чиновников, непосредственных распределителей товаров и продуктов из общественных складов сменяли каждые два месяца.
Что касается норм выдачи, то, в частности, «Небесному князю» Хун Сюцюаню полагалось десять фунтов мяса в день, несколько меньше его ближайшим сподвижникам, то же князьям, а низшим начальникам еще меньше. Каждая ячейка или батальон получали ежедневно по 200 фунтов риса, 7 фунтов масла, 7 фунтов соли.
В особых случаях, связанных, например, с традиционными праздниками, свадьбой, днем рождения и т. п., выдавались дополнительные пайки. В законе по этому поводу говорилось: «Свадьбы, праздник по случаю месяца со дня рождения ребенка справляются за счет казны, но с известными ограничениями. Не следует расходовать сверх установленного ни одной монеты».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Китайская головоломка"
Книги похожие на "Китайская головоломка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Аркадий Жемчугов - Китайская головоломка"
Отзывы читателей о книге "Китайская головоломка", комментарии и мнения людей о произведении.