» » » » Андрей Салов - Экономика. Конспект лекций


Авторские права

Андрей Салов - Экономика. Конспект лекций

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Салов - Экономика. Конспект лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Деловая литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Экономика. Конспект лекций
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика. Конспект лекций"

Описание и краткое содержание "Экономика. Конспект лекций" читать бесплатно онлайн.



Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Экономика».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.






Маневрирование полиполии в пределах диапазона, определяемого избыточными производственными мощностями, помогает ей привлечь дополнительных покупателей при понижении цены.

На графике можно отследить этот процесс (рис. 22.1).


Имея ограниченные возможности в ценовой конкуренции, полипо-листы очень чувствительны к маркетингу, где между ними разворачивается неценовая конкуренция (рис. 22.2).

В целом монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная, так как здесь предельные издержки ниже рыночной цены, что ведет к изъятию части «излишка потребителя» в пользу продавца.


Рис. 22.1.Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции

QE– равновесный объем товара на рынке; D– кривая спроса; MR – линия предельного продукта; ATC – средние общие издержки; MC – предельные издержки; PE1– цена монополии; PE2– цена совершенной конкуренции при «предельной» фирме.


Рис. 22.2.Формы неценовой конкуренции


Рис. 16.1. Изокванты продукта

a, b, c, d – различные комбинации; y, y1, y2, y3 – изокванты продукта.


Рис. 16.2. Виды изоквант

Изокванты могут иметь различный вид:

а) линейный – когда предполагается полная замещаемость одного фактора другим;

б) в форме угла – когда предполагается жесткая дополняемость ресурсов, вне которой производство невозможно;

в) ломаной кривой, выражающей ограниченную возможность замещения ресурсов;

г) гладкой кривой – наиболее общего случая взаимодействия факторов производства (рис. 16.2).

2. Предельная норма технического замещения ресурсов. Сдвиг изокванты возможен под влиянием роста привлекаемых ресурсов, технического прогресса и часто сопровождается изменением ее наклона. Этот наклон всегда определяет предельную норму технического замещения одного фактора другим (МRТS).

Предельная норма технического замещения одного фактора другим представляет собой величину, на которую может быть сокращен один фактор за счет использования дополнительной единицы другого фактора при неизменном объеме производства.

Таким образом, при олигополии у фирм возникают несовместимые стремления, с одной стороны, объединившись с другими олигополистами, можно получить дополнительный доход, с другой стороны, победив конкурентов (а их немного), можно получить еще больший доход, правда, с меньшей вероятностью.

Вследствие этого поведение олигополиста на рынке описывается несколькими методами:

– графиком ломаной кривой спроса;

– моделью сговора;

– лидерством в ценах;

– соблюдением принципа «издержки плюс».

2. График ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста. График ломаной кривой спроса характеризует поведение олигополистов при отсутствии между ними сговора, когда каждый выступает за себя.

Здравый смысл и хозяйственный опыт подсказывают оли-гополисту, что в случае снижения цены его конкуренты поступят так же, как он, а в случае повышения – останутся при своих ценах. В этом случае олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на свою продукцию, а кривая предельного дохода MRимеет вертикальный разрыв, не оказывающий никакого влияния ни на цену, ни на объем производства. Следовательно, олигополист максимизирует прибыль с соблюдением общего условия MC= MR<Р, но с особенностями в MR(у полиполиста особенности были в цене).

График ломаной кривой наглядно свидетельствует, что олигополист, ведущий на рынке политику «каждый за себя», рискует не только прибылью, но и опасностью развязывания ценовой войны (модель Бертрана), при которой участники олигополии, попеременно снижая цены в конкурентной борьбе, доходят до состояния «нулевой» прибыли.

3. Картель. Типичной моделью сговора является картель. Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой.

Создание картеля приводит к рыночной ситуации, аналогичной монополии, правда, с одной особенностью: входящие в него олигополисты готовы в любой момент, если для них это будет более выгодным, противопоставить себя другим членам картеля. Поэтому картель часто называют квазимонополией (подобием монополии).

4. Ценообразование вслед за лидером. Лидерство в ценах позволяет олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Суть лидерства в ценах заключается в том, что наиболее крупная или наиболее эффективная фир-ма-олигополист устанавливает цены на рынке, а остальные подстраиваются под нее.

Вместе с тем лидерство в ценах вовсе не исключает жесткой борьбы между самими олигополистами, поэтому часто совмещается с поведением, описываемом при помощи модели ломаной кривой спроса.

5. Принцип «издержки плюс». Принцип «издержки плюс», или накидка к цене, широко применяется олигопо-листами из-за простоты совмещения как с моделью картеля, так и «лидерства в ценах». Этот принцип наиболее целесообразен для фирм, производящих не один продукт, а большое количество различных товаров.

При ценообразовании по данному принципу вычисляются издержки олигополиста на единицу продукции при некотором желательном (планируемом) объеме производства и добавляется накидка в размере определенного процента. В результате получается рыночная цена.

Тема 24. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

1. Антимонопольная политика государства. Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.

Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.

Эта политика находит выражение в следующих действиях:

– предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;

– разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;

– исключение условий для возникновения дефицита в экономике;

– проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;

– принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.

2. Регулирование деятельности естественной монополии. Естественная монополия – это неустранимый без ущерба для общества вид монополии.

Она возникает в сферах, где один производитель, используя положительный эффект масштаба производства, удовлетворяет полностью рыночный спрос. Если при этих условиях ввести принудительную конкуренцию между производителями, то их суммарные затраты превысят уровень издержек прежнего монополиста, что неминуемо вызовет рост цен (например, подвод конкурирующих водопроводных, электрических, газовых сетей к жилому городскому дому).

3. Антимонопольная политика государства. Государ – ство заинтересовано в том, чтобы естественные монополисты не злоупотребляли своим положением.

В наиболее развитом виде антимонопольное законодательство существует в США, где оно впервые и возникло в 1890 г. с принятием антитрестовского закона Шермана.

Тема 25. СПРОС НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

1. Особенности рынка факторов производства. На рынке продаются не только товары и услуги, идущие в конечное личное потребление населения, но и факторы, с помощью которых они произведены. При этом рынок факторов производства имеет следующие отличия от товарного рынка: а) спрос на факторы производства является вторичным, производным от спроса на товар; б) чем легче замещается какой-либо фактор в производстве, тем более эластичен спрос на него фирмой на рынке факторов.

2. Прокатная и капитальная цена фактора производства. Труд, земля, капитал в процессе производства используются многократно на протяжении длительного периода времени, нередко – годами. Их цена имеет два уровня – это прокатная и капитальная цена.

Прокатная цена фактора – сумма денег, уплачиваемая за его использование в течение определенного ограниченного срока.

Капитальная цена фактора – общая цена, складывающаяся в результате суммирования отдельных прокатных цен фактора за весь период его использования.

3. Условия оптимального сочетания факторов. Предприниматель предъявляет дополнительный спрос на фактор производства только при условии, что он принесет ему дополнительную выручку. Причем прирост выручки должен превышать прирост затрат. Если же они сравняются, то это будет сигналом к прекращению наращивания объемов производства и, соответственно, рыночного спроса на фактор производства. В этом состоянии фирма максимизирует прибыль.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика. Конспект лекций"

Книги похожие на "Экономика. Конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Салов

Андрей Салов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Салов - Экономика. Конспект лекций"

Отзывы читателей о книге "Экономика. Конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.