» » » » Алекс Экслер - OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России


Авторские права

Алекс Экслер - OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России

Здесь можно купить и скачать "Алекс Экслер - OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О бизнесе популярно, издательство Манн, Иванов и Фербер, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алекс Экслер - OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России
Рейтинг:
Название:
OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-91657-068-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России"

Описание и краткое содержание "OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России" читать бесплатно онлайн.



Озон – живая легенда Рунета. Он существует с 1998-го и до сих пор удерживает пальму первенства среди книжных интернет-магазинов. В этой книге – вся его история.

Вы узнаете, «какой путь за десять лет прошел OZON.ru, кем и как был придуман, как развивался, какие инвесторы работали с ним в различные периоды, какие проблемы перед ним стояли, как они решались, какие инновации применялись, какие «грабли» попадались на его пути».

Если у вас в планах собственный интернет-проект, если вы уже работаете в интернет-бизнесе или вам просто интересно, что происходит по ту сторону монитора при заказе онлайн, – прочитайте эту книгу.






Для информационной редакции продажи были совершенно вторичными. Эксперты занимались наполнением контентной базы, отслеживали новинки, писали рецензии и предавались прочим утехам возвышенного творчества, не сильно интересуясь тем, какие товары и как продаются. Для руководства OZON.ru, которое рассматривало проект именно как магазин, как бизнес, подобная ситуация была неприемлемой.

Доходило до откровенных курьезов. Кто-то из редакторов, чтобы написать рецензию на только что вышедший фильм, отправлялся на аналог московской «Горбушки» в Санкт-Петербурге, покупал пиратскую видеокассету с экранной копией, смотрел фильм, после чего регистрировал кассету в базе OZON.ru, писал рецензию и выкладывал ее. А фильм ни один клиент заказать не мог по определению: лицензионных носителей просто не существовало в природе.

Положение осложнялось тем, что большинство сотрудников информационной редакции были в проекте практически с самого его основания и рассматривали себя как «отцов-основателей», а пришедших в OZON.ru менеджеров-управляющих (руководство) – как неких «варягов», которые в святом деле ничего не понимают. А руководство – генеральный директор Владимир Гришкин и технический директор Владимир Долгов, которые умели решать бизнес-задачи (собственно, для этого их и приглашали), – не понимало, как можно развивать бизнес в такой странной ситуации.

Подход информационной редакции отражался не только на подборе товара, но еще и на «лице» магазина, то есть его интернет-витрине. Заходя на www.ozon.ru тех времен, посетитель прежде всего видел лица редакторов и читал тексты их обращений или обзоров, а понять, что это магазин, он мог, только прокрутив страницу вниз, где находился какой-нибудь непонятно по каким критериям выбранный товар, да еще и без цены.

Также не следует забывать, что между интернет-аудиторией 1998 года, когда проект создавался, и интернет-аудиторией 2000 года, когда он начал выплывать на широкие бизнес-просторы, была существенная разница. В 1998 году в Интернете обитало достаточно однородное сообщество людей, большинство из которых имело прямое отношение к компьютерам. Эту узкую аудиторию нужно было чем-то привлекать к проекту, так что соответствующий контент был очень кстати. Но в 2000 году, когда аудитория Сети очень сильно выросла, вобрав в себя представителей многих социальных групп, для пользователей интернет-магазина приоритетными стали удобство заказа и доставки товара, хорошие возможности поиска новинок, широкий ассортимент и прочие подобные факторы. Изменилась сама схема: если раньше приходили почитать обзоры и, может, заодно что-то купить, то теперь приходили что-то купить, а заодно, может, почитать обзоры.

Изменились и другие интересы аудитории. Если первоначально интернет-магазин клиенты рассматривали как площадку, где можно купить дешевле, чем в магазине, то через пару лет покупателей интересовал прежде всего сервис, без оглядки на то, стоит ли эта книга на пять рублей дешевле или дороже, чем в магазине. Главное, что ее можно быстро найти, почитать обзор и отзывы, после чего заказать с доставкой.

По поводу наценки на товары постоянно шли споры между генеральным директором Владимиром Гришкиным и информационной редакцией. Он, уменьшая имеющиеся значительные издержки, постепенно повышал наценку на товары, а руководство информационной редакции против этого категорически возражало, утверждая, что OZON.ru растеряет своих покупателей. Практика показала, что в информационной редакции были не правы.

Еще одна проблема была связана с подходом информационной редакции к созданию каталога. Рубрицирование, которое было сделано еще в 1998 году, создавалось для узкого круга пользователей. Заметно изменившаяся к 2000 году аудитория уже не понимала терминологии, которая была рассчитана на киноманов. Например, название рубрики кинораздела «road movie», нормально смотревшееся в 1998 году, через два года вызывало многочисленные вопросы.

Последний момент – затраты на информационную редакцию. По меркам интернет-магазина, работавшего в условиях жесткой оптимизации расходов, бюджет информационной редакции, в которой тогда работало аж 25 человек, был немыслимо раздут. Кроме того, руководство явно раздражал тот странный факт, что сотрудники информационной редакции помимо весьма солидных зарплат (у некоторых выходило порядка тысячи долларов в месяц) дополнительно получали авторские гонорары за производимый контент.

В результате, когда противоречия достигли своего апогея, а решить накопившиеся проблемы «мягким» способом не представлялось возможным, по решению руководства OZON.ru компанию в полном составе покинула возглавляемая Ириной Ивановой информационная редакция, работавшая в санкт-петербургском отделении. Это были именно те люди, которые первоначально создавали знаменитую информационную базу OZON.ru, с качеством наполнения которой до сих пор не сравнился ни один рунетовский магазин. Сам факт ухода информационной редакции был достаточно драматичен, но у руководства не было другого выхода…

В связи с уходом санкт-петербургского отделения информационной редакции ее срочно стали создавать в Москве. Главным редактором информационного отделения стал известный журналист Вячеслав Курицын. Через некоторое время здесь стали работать восемь человек. Бюджет у них был в четыре раза меньше, чем у прежней информационной редакции, а работой отдела Курицына руководство было вполне довольно: штат состоял в основном из профессиональных журналистов, которые писали очень хорошим языком. Сотрудники новой информационной редакции работали в свободном режиме: перед ними просто ставилась задача выдавать в день определенное количество материала.

CRM в 2000 году

В 2000 году служба по работе с клиентами работала через Outlook: существовала некая общая почтовая папка, куда попадали все письма, отправляемые клиентами с веб-витрины, а четыре человека из этой службы их разгребали. В основном покупатели интересовались доставкой заказов. В день отвечали примерно на 20 писем. В то время скорость и качество ответов на письма никак не проверялись – некоторые письма могли лежать неделями. В дальнейшем все изменилось.

Показатели 2000 года

В конце 2000 года оборот магазина достиг 1,3 миллиона долларов. Информационная база магазина содержала 2600 статей и рецензий, каталог книг насчитывал 29 000 изданий, кинораздел предлагал 5600 видеокассет и 257 DVD, в музыкальном разделе было 2430 дисков. Зарубежные продажи на тот момент составляли порядка 50 процентов всего оборота.

Количество ежемесячных заказов за год выросло с 3 до 10 тысяч (показатели за январь и декабрь). В ноябре 2000 года был установлен новый рекорд оборота: 220 тысяч долларов в месяц.

Инвестиции в компанию, как и планировалось по договору, составили 3 миллиона долларов. Заметная часть инвестиций была вложена в рекламу и повышение узнаваемости бренда.

Как прошедший год оценили инвесторы? По-разному. Кто-то оценил положительно, однако многие были недовольны результатами и предлагали даже остановить инвестиции в OZON.ru и Яndex. Однако члены совета директоров вместе с Леонидом Богуславским решили, что нужно продолжать строить компанию и инвестировать оставшиеся деньги.

Генеральный директор ru-Net Holdings Джейсон Доунс тогда оптимистично заявил, что OZON.ru к концу 2001 года может выйти на самоокупаемость, и даже вызвал на соревнование Amazon, который планировал достигнуть самоокупаемости также в конце 2001 года.

Реальность, конечно, была не такой радужной. OZON.ru, согласно пресс-релизам, первый раз вышел на самоокупаемость по итогам 2002 года, Amazon.com же более или менее стал самоокупаться в конце 2001 года, а прибыль по итогам года показал только в конце 2002 года.

Однако следует иметь в виду, что самоокупаемость OZON.ru в 2002 году объяснялась только тем, что в тот год не делалось значительных вложений в развитие. В последующие ближайшие годы самоокупаемости как таковой уже не было: магазин требовал значительных вливаний. Впрочем, от OZON.ru в тот момент полной самоокупаемости или прибыльности никто не требовал: для инвесторов важнее было развитие магазина и его капитализация, нежели прибыльность как таковая. Ни одно дерево не будет плодоносить сразу после посадки черенка. То же и с бизнесом: чтобы интернет-магазин начал давать прибыль, его сначала нужно вырастить до определенного уровня.

2001 год. IT наступает!

OZON.ru – большой магазин, но в него ведет маленькая дверь, которая почти всегда закрыта.

Владимир Гришкин, директор OZON.ru

В рамках оптимизации бизнес-процессов в течение практически всего 2001 года проводилась реструктуризация компании, сокращался персонал и велась большая работа по уменьшению расходов.

Появление московского IT-отдела и существенные перемены


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России"

Книги похожие на "OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алекс Экслер

Алекс Экслер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алекс Экслер - OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России"

Отзывы читателей о книге "OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.