» » » » А. Манаков - Народ Сету: между Россией и Эстонией


Авторские права

А. Манаков - Народ Сету: между Россией и Эстонией

Здесь можно купить и скачать "А. Манаков - Народ Сету: между Россией и Эстонией" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Манаков - Народ Сету: между Россией и Эстонией
Рейтинг:
Название:
Народ Сету: между Россией и Эстонией
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Народ Сету: между Россией и Эстонией"

Описание и краткое содержание "Народ Сету: между Россией и Эстонией" читать бесплатно онлайн.



«Исчезающие народы» - обычно так говорят о племенах, затерянных в лесах Амазонии или в долинах Новой Гвинеи. Гораздо реже вспоминают о Дальнем Востоке или о северной кайме России, где скорее всего следующая перепись укажет еще меньшее число народов, чем недавняя. В Закарпатье гнездится горстка русинов, которых Украина не хочет признавать народом. Для абсолютного большинства окажется полной неожиданностью, что все еще существует народ сету. Установить точное число сету невозможно: одни именуют себя именно так, другие чаще называют себя иначе, одни владеют языком предков с достаточной полнотой, другие знают на нем лишь несколько фраз. И вот этот маленький народ, тающий от поколения к поколению, живя на одном и том же месте с незапамятных времен, оказался теперь разрезанным границей, которая отделила Россию от НАТО. Часть сету в Псковской области, часть - в Эстонии. Не одно культурное общество сету, а два, и отношения между ними далеки от идеальных. Народ оказался заложником большой политики.






Современный ареал расселения сету в Печорском районе

Летом 1993 года, согласно результатам этногеографического исследования Санкт-Петербургского университета, в Печорском районе сету проживали в 78 населенных пунктах[46] . Спустя шесть лет экспедиции удалось обнаружить сету лишь в 50 населенных пунктах. В пределах традиционного ареала расселения сету осталось только три деревни, где число сету превысило 10 человек. В 1993 году таких поселений было 11, в том числе два из них насчитывали свыше 20 сету. Летом 1999 года в этих двух поселениях было зафиксировано уже почти в два раза меньше сету – их численность уменьшилась с 26 до 11 человек в Кошельках и с 21 до 12 человек в Затрубье.

Из поселений, расположенных вне исконного ареала расселения сету, особенно следует отметить Подлесье, где число сету за прошедшие шесть лет даже увеличилось – с 22 до 25 человек. Однако в других поселениях, где сету являются «новоселами» (Новоизборск, Паниковичи, Новые Бутырки, Машково и др.), их численность заметно уменьшилась.

Современная территория расселения сету в Печорском районе распадается на два ареала: северный и центральный (основной). Первый (северный) ареал расселения сету находится в Круппской волости и вытянут вдоль эстонской границы, но нигде не примыкает к Псковскому озеру. Здесь в 10 деревнях проживают немногим более 30 сету, две трети из них составляют женщины. Свыше половины местных сету – старше 60 лет, каждый пятый – старше 50 лет. Молодежи здесь не осталось – дети и внуки сету живут в Эстонии. Все местные сету отмечают религиозные праздники, а для посещения православных церквей вынуждены пересекать государственную границу, так как ближайшие церкви находятся на территории Эстонии – в Вярске и Сатсери. Судя по результатам опроса, в деревнях Круппской волости осталась наиболее обрусевшая часть сету, остальные выехали в Эстонию. Половина проживающих здесь сету в быту использует русский язык (в сочетании с сетуским).

То, что можно наблюдать сейчас в деревнях сету Круппской волости, скорее всего повторится в основном ареале расселения сету в Печорском районе через 5–10 лет. Будущее Сетумаа видится так: крайне малочисленное население обрусевших сету-пенсионеров, живущих по 1–3 человека в удаленных от дорог деревеньках и не поддерживающих этнических контактов со своими соплеменниками по причине старости и относительной изолированности поселений.

Основной массив деревень и хуторов сету в Печорском районе тянется в юго-западном направлении от Нового Изборска до Паникович с небольшим ответвлением в сторону Печор. В течение XX века этот ареал постоянно сжимался, теряя поселения (по причине их обрусения) на западной и восточной окраинах. В 90-е годы стали обнаруживаться и внутренние разрывы, которые уже почти раскололи основной ареал расселения сету на три части: южную (Паниковскую), среднюю (между трассами Псков – Рига и Изборск – Печоры) и северную (до железной дороги Псков – Печоры). Ядра средней и северной частей основного ареала расселения сету приходятся на наиболее изолированные участки Печорского района – зоны стыка волостей Паниковской, Печорской и Изборской, а также Печорской, Изборской и Новоизборской. Сету из южной части этнического ареала посещают Паниковскую церковь, средней части – Варварскую церковь и монастырь в Печорах, а также Паниковскую церковь, северной части – Мальскую церковь. В основном ареале расселения сету чаще всего встречаются поселения, где их от 3 до 6 человек. Хутора с 1–2 представителями сету теперь встречаются все реже.

Молодежь сету сконцентрирована в Новом Изборске и Подлесье. Подлесье – поселение с рядом городских удобств, созданное почти в самом центре основного этнического ареала сету, и поэтому оно является местом притяжения мигрантов-сету, став альтернативой населенным пунктам Эстонии. Очень специфична возрастная структура сету, живущих в Подлесье. Сету в возрасте старше 60 лет составляют здесь только 12%, и такая же доля детей в возрасте до 5 лет, тогда как люди в возрасте 20–49 лет составляют около половины. Русский язык называется здесь в качестве бытового (вместе с сетуским языком) в два раза чаще, чем эстонский. Проживающие в Подлесье сету не планируют переезжать в Эстонию, что нетипично для сету Печорского района в целом.

Роль миграций в динамике численности сету Печорского района

Миграционный отток сету из Печорского района в период с 1945 по 1959 год достигал почти 100 человек в год (см. таблицу 1), а в 60-е годы – уже 200 человек в год. Однако в 70-е годы отток сету из Печорского района стал замедляться, составив в среднем за год около 60 человек, а в 80-е годы – чуть более 40 человек. В период с 1989 по 1996 год отток сету из Печорского района был минимальным – в среднем по 10 человек в год.

Но этот период стал лишь временной отсрочкой перед началом новой миграционной волны, пик которой пришелся на 1997–1998 годы. По своим абсолютным значениям миграционный отток в 1998 году приблизился к уровню 50-х годов, однако по своей интенсивности (т. е. доле выбывших ко всему населению сету в Печорском районе) превзошел примерно в три раза даже самые неблагоприятные в этом отношении 60-е годы.

Нетрудно подсчитать, через сколько лет (при сохранении современного миграционного оттока) все сету Печорского района могут оказаться на территории Эстонии. С этой точки зрения интересен демографический прогноз, который был сделан в 1999 году на ближайшие 10 лет, при условии отсутствия миграционного оттока сету в Эстонию[47] . Демографический прогноз, осуществленный на основе двух методик («передвижки возрастов» и экстраполяции показателей естественного движения), приводит почти к одинаковым результатам. В течение десяти ближайших лет в Печорском районе должно было бы родиться примерно 25 сету (в том числе 20 – в сельской местности и 5 – в Печорах), умереть – до 165 сету (в том числе 130 – на селе, 35 – в райцентре). Естественная убыль за 10 лет составила бы 140 человек (110 – на селе, 30 – в Печорах). То есть демографические потери сету за десятилетний период вполне сопоставимы с миграционным оттоком сету из Печорского района в течение одного-двух лет.

Современная возрастно-половая структура сету

В результате полевого исследования (микропереписи сету) летом 1999 года удалось застать по месту жительства около 250 сету и православных эстонцев. Из них 200 приняли участие в социально-демографическом обследовании: было опрошено 20 православных эстонцев и 180 сету и их детей. Таким образом, в исследовании приняло участие не менее половины сету, проживавших в сельской местности Печорского района на момент проведения опроса.

Возрастно-половая структура сету-респондентов мало отличается от демографической структуры всех сету, проживающих в Печорском районе (для сравнения мы воспользовались результатами этнодемографического исследования, проведенного в 1993 году учеными Санкт-Петербургского университета).

Средний возраст сету, охваченных микропереписью, составил 54 года, в том числе женщин – 60 лет, мужчин – 47 лет. Среди опрошенных женщины составили 55%, что лишь незначительно превышает их долю во всем населении сету. Значительное преобладание женщин над мужчинами приходится на возрастные группы старше 60 лет, а в возрастах старше 75 лет этот перевес достигает 4–5 раз. В целом доля лиц старше 60 лет среди сету составляет более 47%, три четверти этих лиц составляют женщины. Почти равными (по 26–27%) являются группы сету в возрасте от 0 до 39 лет и от 40 до 59 лет. Однако в возрастных группах от 30 до 59 лет уже явно преобладают мужчины, и их перевес над женщинами в возрасте от 35 до 54 лет достигает двух-трех раз. Соотношение между женщинами и мужчинами в возрастных группах сету до 30 лет примерно равное (см. рис. 45).

Интересные результаты дал ответ на вопрос, сколько детей и внуков сету-респондентов проживает в Эстонии. Хотя далеко не все сету дали исчерпывающую информацию о своих родственниках в Эстонии, все же было названо около 100 детей и 120 внуков. Четверть детей сету проживает в Тарту, десятая часть – в Таллине, остальные – в Выру, Ряпине и других поселениях Эстонии. Среди сету-респондентов только четверть носит эстонские имена. Среди детей сету, живущих в Эстонии, эта доля достигает половины, а среди внуков – трех четвертей.

Среди живущих в Эстонии родственников сету в возрасте старше 60 лет явно преобладают русские имена. В отличие от них, у 50-летних сету, проживающих в Эстонии, эстонские имена составляют почти две трети. Небольшой перевес эстонских имен наблюдается и у 40-летних сету, но у 30-летних соотношение русских и эстонских имен становится равным. У молодых сету, живущих в Эстонии, преобладают русские имена, впрочем, многие из них считают себя русскими по национальности.

Русскими считают себя 8% проживающих в Эстонии детей сету-респондентов. Эстонцами называют себя 46% (преимущественно в возрасте старше 40 лет). Самоназвание сету сохраняют в Эстонии 47% детей сету-респондентов (в основном в возрасте от 20 до 39 лет).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Народ Сету: между Россией и Эстонией"

Книги похожие на "Народ Сету: между Россией и Эстонией" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Манаков

А. Манаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Манаков - Народ Сету: между Россией и Эстонией"

Отзывы читателей о книге "Народ Сету: между Россией и Эстонией", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.