Авторские права

В. Харитонов - Техника речи

Здесь можно скачать бесплатно "В. Харитонов - Техника речи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Техника речи
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Техника речи"

Описание и краткое содержание "Техника речи" читать бесплатно онлайн.








АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.

Фрагмент из пьесы Г.Полонского «Доживем до понедельника, или Подсвечник Чаадаева».


Задание:

Проанализировать следующие аспекты речевого поведения учителя Мельникова:

А) формы эмоционально-речевого общения;

Б) манера постановки учебной задачи;

В) коррекция и оценки ответа .


ХОД РАБОТЫ
ТЕКСТ

Вопрос и основное направление ответа

Мельников

Садитесь. Ну-ка потише…

/Снял с руки часы, положил перед собой. И рядом - медный подсвечник/.

Как такое начало раскрывает отношения с классом?

Встреча людей давно знакомых, понимающих друг друга.

Подтекст жеста ?

Не будем терять времени.

В прошлый раз мы говорили о манифесте семнадцатого октября… Говорили про обманчивую сладость этого государственного пряника… О том, как вскоре его заменили откровенным кнутом…

Смысл перечисления вопросов?

Интенция внешняя : «Повторим это», внутренняя: «слушайте, я определяю направление, контуры вашего ответа»

Требования к ответу: лаконизм и емкость.

Мельников

О начале первой русской революции. Повторим это и пойдем дальше. Сыромятников!

Привычна ли такая постановка задания для класса?

Названа фамилия.

Ясен ли ученикам подтекст?

Иди отвечать…

Сыромятников /Сильно удивлен/

Чего?

Подтекст?

Играет в непонимание, тянет время.

Мельников


Готов?

Подтекст?

Маневр понял, хочу уточнить причину.

Сыромятников


Более-менее… Идти?

Ответ уклончив: а вдруг все-таки «пронесет»?

Мельников

И поскорее .

Подтекст?

Не теряй времени

Достаточна ли информативность столь кратких реплик?

Обоснуйте суждение.

Делая учителю дорогостоящее одолжение, Сыромятников вышел к доске.

Мельников

Мы слушаем.

Характер установки (мы)?

По ремарке определить речевое действие С., диктующее эмоциональный характер дальнейшего общения : ученик - учитель - класс.

Сыромятников

Значит так… Политика царя была трусливая и велоромная.

Что означает пауза неуверенности в ответе?

Определить интонацию ответа.

Мельников

Ве… Какая?

Подтекст?

Внимание на последнем слове. Что-то не так. Повтори.

Сыромятников

Ве… велоромная!

Ошибку чувствует /пауза/, но исправить сам не может?

Мельников

Веро- ломная . То есть ломающая веру, предательская. Дальше.

Способ исправления ошибки?

Интонационное членение слова, его семантика, синоним . И сразу - побуждение к ответу.

Сыромятников

От страха за свое царское положение царь, конечно, выпустил манифест. Он там наобещал народу райскую жизнь…

Стиль высказывания ?

Не соответствует ситуации /подчеркнуто разговорный/, далее несоответствие усиливается.

Мельников

А точнее?

Подтекст?

Опять маневр понят.

Сыромятников

Ну свободы всякие… слова, собраний… Все равно он ничего не сделал, что обещал, - зачем же брехню-то пересказывать?

Этот скоморох имеет успех. Даже Наталья Сергеевна давится от смеха.

Сыромятников

Потом царь показал свою гнусную сущность и стал править по-старому. Он пил рабочую кровь… и никто не мог ему ничего сказать.

Подтекст?

Мимика ?

Прибегнуть к знакомому приему - повеселить класс.

Добился нужной реакции.

Реакция учителя?

Не останавливает.

На чем держится контакт С. со слушателями ?

Позиция учителя: когда и как поставить точку в этом затянувшемся «выступлении»?

Реакция класса?

Мельников

Все?

Запрос и побуждение .

Подтекст: пора бы заканчивать.

Сыромятников

Можно добавить. После Петра Первого России вообще не везло на царей, - это мое личное мнение!

Подтекст?

Как бы не переиграть, нужно заканчивать…, но точка будет поставлена «красиво».


МЕСТО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ И МИМИКИ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ УЧИТЕЛЯ

Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает ее от речи письменной. Ведущую роль невербальные средства общения приобретают при контакте учителя с классом. Ведь детская аудитория очень тонко чувствует соответствие или несоответствие содержания речи и сопровождающих ее телодвижений.

Поэтому цель речевого поведения учителя можно определить следующим образом: демонстрировать доброжелательность, спокойствие и дружелюбие не только на словесном уровне (т.е. содержанием речи), но и на уровне выражения лица, манеры жестикуляции.

Условимся называть жестами такие несущие информацию движения, которые человек в процессе речи делает руками и головой.

Чем свободней чувствует себя говорящий, чем эмоциональнее его речь, тем более часты и отчетливы его жесты. Жест чаще всего появляется в такие моменты речи, когда говорящий эмоционально выделяет слово или оборот.

Жест либо сопровождает слово, дополняя или подчеркивая его смысл, либо замещает какой-то элемент высказывания. Он служит выразителем недоумения, утверждения, вопроса, намека, огорчения, радости, насмешки и других человеческих чувств.

Но не всегда жест соединен со словом, выступает в тесном взаимодействии с ним. Даже в тех случаях, когда жест заменяет целое выражение (слово), он ориентирован на определенный смысл, на сообщение чего-то такого, что актуально для собеседника.

Этим речевые жесты отличаются от жестов действия : протянул руку к лежащему на столе яблоку; вскинул локоть, защищаясь от удара, - в этих и подобных им жестах не содержится никакого сообщения, то есть они не выражают ни смысла, ни эмоций, которые могли бы быть переданы словесно.

Для наиболее распространенных, типичных речевых жестов в языке существуют устойчивые обозначения:

РАЗВЕЛ РУКАМИ в знак удивления;

ПОЖАЛ ПЛЕЧАМИ ("не знаю")

ПОКАЧАЛ ГОЛОВОЙ (знак отрицания)

ВЫТАРАЩИЛ ГЛАЗА (от изумления) и т. д.

Жест, уместный в одной ситуации общения, не используется в других: по своей непринужденности жест контрастирует с атмосферой большей или меньшей официальности, которая характеризует ситуацию "учитель - класс".

Жест "чесания в затылке" как символ недоумения, поиска решения, загадки и т.п., допустимый в общении друзей, воспринимается как признак невоспитанности или чудачества в поведении преподавателя.

Все жесты в речевом общении играют разную роль. Одни служат для изображения предмета, с помощью других говорящие указывают на предмет, без третьих не обойтись при выражении чувств, четвертые представляют собой устойчивые обозначения ритуальных или вообще этикетных действий.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ передают представление о форме, размерах, местоположении предмета:

- Малюсенький такой пузырек , - жест указательным и большим пальцами на уровне лица: расстояние между ними обозначает высоту пузырька.

Вот такой арбузище купил вчера, килограммов на 10! - при этом говорящий как бы обнимает руками нечто круглое и большое.

Там течение! Вот так все крутится! - круговое движение кистью, согнутой в локте руки (обычно в горизонтальной плоскости.

Изобразительные жесты не только служат для сообщения о форме предмета, его движения и т.д., но и могут передавать отношения между людьми, взаимные чувства, интеллектуальные действия:

Они вот так друг с другом (во вражде), - произнося эту фразу, говорящий ударяет друг об друга плотно сжатые кулаки.

Исследователи современной русской разговорной речи выделяют следующие типы жестов, сочетающихся с абстрактными значениями:

жест предельности или категоричности : сабельная отмашка кистью руки в сочетании со словами НИКТО, НИКОГДА, НИЧТО, НЕ и др.:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Техника речи"

Книги похожие на "Техника речи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Харитонов

В. Харитонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Харитонов - Техника речи"

Отзывы читателей о книге "Техника речи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.