Лидия Новицкая - Уроки вдохновения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Уроки вдохновения"
Описание и краткое содержание "Уроки вдохновения" читать бесплатно онлайн.
Книга старейшего театрального педагога и режиссера Л. П. Новицкой содержат ценнейшие записи занятий К. С. Станиславского с учениками в Оперно-драматиче-ской студии. На примере работы над трагедиями Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» автор рассказывает о последнем открытии великого реформатора сцены, получившем название «метод физических действий», и предлагает систему практического применения этого метода, а также разработанную на занятиях Станиславского поэтапную схему работы над пьесой. В книге возникает яркий образ К. С. Станиславского с его художественными и этическими исканиями.
Вторая часть книги — «Тренинг и муштра» — связана с непосредственной практикой преподавания актерского мастерства. Она содержит ценный, проверенный автором материал для практических занятий с будущими актерами по элементам системы Станиславского.
Например, педагог, вызвав одну из учениц, дает ей задание офантазировать предмет — кольцо (из практики занятий). Она, рассказав предлагаемые обстоятельства и прелюдию, начинает действовать.
Вот она пришла к реке с тазом, наполненным бельем. Поставила таз у мостков. Сняла тапочки. Подобрала подол платья. Встала на колени, предварительно обмыв доски мостка. Затем, подостлав тряпку, выложила белье и начала его полоскать. Через некоторое время девушка посмотрела на правую руку, как-то встрепенулась и стала быстро перебирать белье.
Педагог (прервав действие). Почему вы вдруг начали перебирать все белье?
— А у меня было кольцо на пальце, а теперь его нет.
Педагог. А почему же, прежде чем начать искать, вы не оценили, где оно? Куда оно могло деваться, подумайте?
— Где ж оно может быть? Надо вспомнить. Дома? Нет. Я его не снимала, да еще дорогой к реке я его видела… Значит… потеряла? Но когда и где? Оно, по-моему, блеснуло, когда я выкладывала белье из таза на мосток, может быть, оно в белье?
Педагог. Действуйте дальше.
И студентка вновь стала перебирать белье, встряхивая каждую вещь. Кольца в нем не оказалось. Девушка остановилась, подумала… Поискала на мостках, на берегу у мостка — нет кольца. Опять задумалась. Потом тихо подошла к воде и стала вглядываться, рассматривать дно реки, наклонив низко голову к воде. Улыбнулась. Потом оглянулась по сторонам и прямо в платье, слегка подобрав его, стала осторожно входить в воду. Сделала несколько шагов, остановилась, постояла немного и, наклонясь, опять пристально посмотрела в воду. Затем, зажмурив глаза, она погрузилась в воду. Захватив горсть песка и тины, она поднялась из воды и, раскрыв горсть, посмотрела. Кольца нет. Тогда она проделала вновь то же самое — и кольцо заблестело в ее руке. Девушка улыбнулась. Вылезла на мостик. Отжала на себе мокрое платье. Собрала и уложила в таз белье, надела тапочки и пошла домой.
Педагог. Скажите, пожалуйста, о чем вы думали перед тем, как начали искать кольцо на мостках, на берегу?
— Я подумала, а может быть, кольца уже не было на пальце, когда я выкладывала белье на мосток? Поищу-ка кругом. Начала искать на мостке, около него, в траве, где снимала тапочки. Не нашла. Тогда мелькнула мысль — а не соскользнуло ли оно с пальца, когда я полоскала белье? Нагнулась к воде и увидела, что между камнями, в песке, что-то блеснуло. Оно! — подумала я. Надо было влезть в воду. Хотела снять платье, оглянулась по сторонам — кругом люди. Тогда я решила войти в воду одетая. На мне же легкий сарафан, быстро высохнет — вон как печет солнышко.
Педагог. А почему, сделав несколько шагов в воду, вы остановились и некоторое время постояли?
— Я выжидала, чтобы вода успокоилась. А когда вода вновь стала прозрачной, я посмотрела на дно, отыскивая кольцо.
Педагог. Спасибо. Теперь вы поняли, что, прежде чем начать новые действия, нужна оценка сделанного, увиденного, оценка, рождающая мысли, а мысли, в свою очередь, вызывают новые действия.
Можно рекомендовать ряд заданий на подобные упражнения. Офантазировать предметы: зеркало, часы, галстук, букет цветов, носовой платок, лотерейный билет, зонт, ключи и т. п.
2. Офантазирование двух или трех предметов. Эти предметы должны быть логически связаны между собою и войти в ткань единого сюжета.
Так, например, было дано задание: офантазировать предметы — косынка, папиросы и деньги. На одном из занятий это упражнение было решено так.
Ученик. Мы живем вдвоем с сестрой. Я только что начал работать на заводе. Сегодня у меня день первой получки. Зашел в магазин и купил подарок сестре — шелковую косынку, а себе хорошие папиросы. Это мои предлагаемые обстоятельства — прелюдия.
И далее он перешел к действию. Вошел в комнату. Закурил папиросу. Достал из кармана полученные деньги. Отсчитал себе пять рублей и спрятал их в карман, а остальные положил на середину стола, на видное место. Затем достал из кармана пиджака сверток, развернул его — косынка. Вынул изо рта горящую папиросу, положил ее осторожно на край пепельницы, стоявшей на столе. Взял в руки косынку. Стал ею любоваться. Накинул на плечи. Подошел к зеркалу посмотреть, как она выглядит. Услышал звонок в передней. Оценил. Быстро бросил косынку на стол и побежал открывать дверь. Нет, это не сестра. Вернулся назад в комнату. Остановился у двери. Принюхался. Пахнет паленым. Что бы это могло быть? Бросился к столу, схватил косынку. Она лежала на папиросе. Осмотрел косынку — большая дырка в самом углу. Задумался. Досадно. Посмотрел на часы. Быстро спрятал косынку и пачку денег в ящик. Достал из бокового кармана только что отложенные пять рублей, пересчитал вновь и побежал в магазин.
Ученик выполнил упражнение и обратился к педагогу с вопросом.
— Вот вы говорили, что действия рождают мысли, а мысли в свою очередь рождают новые действия. А у меня мысли были и во время действия. Например, когда я бежал открывать дверь, в это время я думал: «Она… Сейчас подарю свою косынку. Вот она обрадуется…» Или, когда я вошел в комнату и почувствовал запах паленого, я подумал: «Неужели горит косынка, какая досада…»
Педагог. Правильно, так и должно быть. Живой человек непрерывно мыслит. Он мыслит или вслух или про себя. Последнее на нашем актерском языке называется внутренним монологом. Им мы пользуемся в то время, когда произносит текст партнер, или во время пауз. Он должен быть таким же действенным, как и мысли, высказанные вслух. Наряду с непрерывной линией действий должна быть непрерывная линия мыслей.
Вот серия заданий на офантазирование нескольких предметов: часы — игла; шпилька — газета; телефон — портфель; папиросы — газета — кочерга; носовой платок — палка; письменный стол — книга — перчатка; портфель — цветы — нож.
3. Офантазировать и логически связать два действия: искать — уничтожить; подслушать — читать; искать — заметать следы; рассматривать — рвать; считать — стараться согреться.
4. Офантазировать предмет и глагол: собираться — телефон; ждать — кукла; уничтожать — цветы; одеваться — свеча. Вот один из вариантов разработки этих упражнений.
Ученица (фантазирует). Сельская местность. Я — детский врач. Только что окончила часы приема больных в медпункте. Сегодня вечером я иду в Дом культуры на спектакль. Это предлагаемые обстоятельства и прелюдия.
Затем она начинает действовать. Окончился рабочий день, убирает со стола учетные карточки больных. Снимает халат. Приводит себя в порядок. Надевает другие туфли. Перекладывает из большой сумки в маленькую, театральную — бинокль, билеты, платок. Затем большую сумку убирает в шкаф. Смотрит на часы. Быстро надевает пальто, тушит свет и идет к выходу. Вдруг раздается телефонный звонок… Она останавливается, немного колеблется — брать трубку или нет? Потом решительно подходит к телефону, снимает трубку и говорит: «Лечебный пункт. Да. (Зажигает настольную лампу.) Адрес… (Записывает.) Так… Сейчас иду к вам». Достает из шкафа врачебный чемодан, укладывает инструменты и медикаменты, надевает халат, переобувается, тушит свет и быстро уходит.
Педагог. Что вам сказали по телефону?
— Звонила женщина. Она сказала, что ее ребенок упал с лестницы, очень сильно разбился, и просила срочно помочь.
Педагог. А что за адрес вы записали, покажите. Правильно, молодец, что записала конкретный адрес, а не просто черточки, как это иногда делают.
5. Офантазирование и логическое оправдание предмета, действия, слова: газета — прятать — «вот беда-то».
По данному заданию одна из занимающихся составила следующую фабулу.
— Я живу с мамой, она у меня старая и больная. Очень тяжело переживает смерть своих сверстников. Мысль о смерти пугает ее. Я читаю утром газету, только что принесенную почтальоном. Мама на кухне пьет чай. И вдруг на последней странице газеты я читаю некролог о смерти нашего знакомого, маминого друга детства. «Вот беда-то!» Начинаю думать, как бы уберечь маму от этого печального известия. Мама не должна читать этого некролога, а то опять у нее будет сердечный приступ. Решаю оторвать кусок газеты с текстом некролога. Разложила газету и начинаю рвать… Слышу шаги мамы, идущей сюда в комнату. Быстро складываю газету и прячу ее к себе в портфель.
Целесообразно также провести практические занятия по самостоятельной разработке заданий и исполнению упражнений. Вот примерные варианты: книга — выбрасывать — «так лучше»; записка — лечь — «вот глупость-то!»; облигация — искать — «вот так-так!»; зеркало — подсматривать — «ну и потеха!»
Как только задания будут розданы, педагог должен предложить ученикам подумать о конкретных предлагаемых обстоятельствах и начинать поочередно действовать.
Очень важна сама методика проведения практических занятий. После каждого упражнения руководитель должен заставить всех присутствующих детально разобрать сделанное. Они должны научиться точно определять, какие звенья были пропущены в цепочке действий, ибо каждое пропущенное звено нарушает логику и правду целого.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Уроки вдохновения"
Книги похожие на "Уроки вдохновения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лидия Новицкая - Уроки вдохновения"
Отзывы читателей о книге "Уроки вдохновения", комментарии и мнения людей о произведении.