» » » » Петр Кропоткин - Взаимопомощь как фактор эволюции


Авторские права

Петр Кропоткин - Взаимопомощь как фактор эволюции

Здесь можно скачать бесплатно "Петр Кропоткин - Взаимопомощь как фактор эволюции" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Редакция журнала «Самообразование», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Кропоткин - Взаимопомощь как фактор эволюции
Рейтинг:
Название:
Взаимопомощь как фактор эволюции
Издательство:
Редакция журнала «Самообразование»
Год:
2007
ISBN:
978-5-87140-266-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Взаимопомощь как фактор эволюции"

Описание и краткое содержание "Взаимопомощь как фактор эволюции" читать бесплатно онлайн.



Труд известного теоретика и организатора анархизма Петра Алексеевича Кропоткина. После 1917 года печатался лишь фрагментарно в нескольких сборниках, в частности, в книге "Анархия".

В области биологии идеи Кропоткина о взаимопомощи как факторе эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы представляли собой развитие одного из важных направлений дарвинизма. Свое учение о взаимной помощи и поддержке, об отсутствии внутривидовой борьбы Кропоткин перенес и на общественную жизнь. Наряду с этим он признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь проникнута началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и прогрессивна только тогда, когда она помогает возникновению новых форм, основанных на принципах справедливости и солидарности. Сформулированный ученым закон взаимной помощи лег в основу его этического учения, которое он развил в своем незавершенном труде "Этика".






160

Post, в «Afrikanische Jurisprudenz» даёт ряд фактов, иллюстрирующих представления о справедливости, вкоренившиеся у африканских варваров. То же самое можно сказать о всех серьёзных исследованиях в области обычного права варваров.

161

См. превосходную главу «Le droit de la Vielle Irlande» (также «Le Haut Nord»), профессора E. Nys, в «Etudes de droit international et de droit politique», Bruxelles, 1896.

162

George Dasent, «The Story of Burnt Njal». Введение, стр. XXXV.

163

«Das alte Wallis», стр. 345–350.

164

Манков, «Очерки юридических обычаев у мордвы», в «Записках Русского Географического Общества», по отделению этнографии, 1886, стр. 236, 257.

165

Henry Maine, «International Law», London, 1888, стр. 11–13; E.Nys, «Les origines du droit international», Broxelles, 1894.

166

Русский историк, казанский профессор Шалов, который был выслан в 1862 году в Сибирь, дал хорошее описание их учреждений в «Известиях Восточно-Сибирского отдела Географического Общества», том V, 1874.

167

Sir Henry Maine's, «Village Communities», New-York, 1876, стр. 193–196.

168

Назаров, «Северно-Уссурийский край». Спб.,1887 г., стр. 65.

169

Hanoteau et Letourneau «La Kabylie», 3 volumes, Paris, 1883.

170

При созыве «помочи», миру полагается какое-нибудь угощение. Один из моих кавказских друзей рассказывал мне, что в Грузии, когда бедняк нуждается в «помочи», он берёт у богача одну или двух овец для приготовления такого угощения, а община, помимо своего труда, приносит еще столько провизии, чтобы бедняк мог уплатить сделанный для угощения долг. Подобный же обычай существует также и у мордвинов.

171

Hanoteau et Letourneau, «La Kabylie», II, 58. To же самое уважение чужеземцам является общим правилом у монголов. Монгол, отказавший в убежище чужеземцу, платит полную виру, в случае, если чужеземец пострадал вследствие отказа в гостеприимстве (Bastian, «Der Menschin der Geschichte», III, 231).

172

Н. Худадов, «Заметки о хевсурах», в «Записках Кавказского Географич. Общ.», XIV, I, Тифлис, 1890 г., стр. 68. Они также дали клятву не жениться на девушках, принадлежащих к их собственному союзу, проявив таким образом, замечательный возврат к древним родовым установлениям.

173

Дм. Бакрадзе, «Заметки о Закатальском округе», в тех же «Записках», XIV, I, стр. 264. «Сборный плуг» представляет обычное явление, как среди лезгин, так и среди осетин.

174

См. Post, «Afrikanische Jurisprudenz», Oldenburg, 1887; Münzinger, «Ueber dans Recht und Sitten der Bogos», Winterthmr, 1859; Casalis, «Les Bassoutos», Paris, 1859; Maclean, «Kafir Laws and Customs», Mount Coke, 1858 u мн. др.

175

Waitz, III. 423, seq.

176

Post, «Studien zur Entwicklungsgeschichte des Familien Rechtes», Oldenburg, 1889, стр. 270 seq.

177

Powell, «Annual Report of the Bureau of Ethnography», Waschington, 1881, цит. у Post'а «Studien», стр. 290; Bastian's «Inselgruppen in Oceanien», 1883, стр: 88.

178

De Stuers, цитируемый у Waitz'а, т. V, стр. 141.

179

W.Arnold, в его «Wanderungen und Ansiedelungen der deutschen Stamme», стр. 431, утверждает даже, что половина распахиваемой в современной Германии земли была поднята в период времени между шестым и девятым веком. Того же мнения держится и Nitzsche («Geschichte des deutschen Volkes», Leipzig, 1883, том I).

180

Leo и Botta, («Histoire d'Italie», Французск. изд. 1844, т. I, стр. 37); Костомаров, «Начало единодержавия на Руси», статьи в «Вестнике Европы».

181

За кражу простого ножа назначался штраф в 15 solidi, а за кражу железных частей мельницы штраф в 45 solidi (см. Lamprecht'а, «Wirthchaft und Recht der Franken» в Raumer's «Historisches Taschenbuch», 1883, стр. 52). Согласно закону Ринариев, меч, копьё и железные латы воина равнялись ценности, по крайней мере, 25 коров или 2 годам работы свободного человека. Одна лишь кирасса, согласно Салическому закону (Desmichels, цит. у Michele), оценивалась в 36 бушелей пшеницы.

182

Главное богатство вождей, в продолжение долгого времени, заключалось в их земельных владениях, заселенных отчасти пленными рабами, но преимущественно вышеуказанным нами способом. О происхождении собственности см. Inama Sternegg, «Die Ausbildung der grossen Grundherrschaften in Deutschland», в Schmoler's, «Forschungen», т. I, 1878; F.Dahn'а, «Urgeschichte der germanischen und romanischen Völker», Berlin, 1881; Maurer'а, «Dorfverfassung»; Guisot, «Essais sur l'histoire de France»; Maine'а «Village Community»; Botta, «Histoire d'Italie»; и работы Seebohm'а, Виноградова, J.R. Grene'а и т. д.

183

См. Sir Henry Maine's «International Law», London, 1888.

184

«Ancient Law sof Ireland», введение; E. Nys, «Etudes de droit international»; том I, 1896, стр. 86 seg. Среди осетин посредники из трёх древнейших деревень пользуются особенно высокой репутацией (М. Ковалевский, «Современный обычай и древний закон», Москва, 1886, том II, стр. 217).

185

Позволительно думать, что это представление (связанное с представлением о tanistry), играло важную роль в жизни данного периода; но исторические исследования до сих пор еще не коснулись этого явления.

186

В хартии города Сэн-Кантена, относящейся к 1002 году, было ясно установлено, что выкупы за дома, обреченные на разрушение за преступления владельцев, шли на поддержание городских стен. Такое же употребление назначалось для Ungeld в германских городах. В Пскове штрафы вносились и хранились в соборе, и из этого штрафного фонда производились издержки па поддержание городских стен.

187

Sohm, «Fränkische Rechts und Gerichtsverfassung», стр.23, также Nitzsche, «Geschichte des deutschen Volkes», I, 78. To же было и в русских вольных городах. Ср. Сергеевич, «Вече и Князь»; Костомаров, «Начало единодержавия», Беляев и т. д.

188

См. превосходные замечания по этому вопросу в работе Augustin Thierry, «Lettres sur l'histoire de France», письмо 7-е. С этой точки зрения очень поучительны переводы у варваров некоторых частей библии.

189

Согласно англо-саксонскому закону, — в 36 раз более, чем за дворянина. По кодексу Ротари, убийство короля наказывалось, впрочем, смертью; но это нововведение (помимо римского влияния) было внесено в 642 году в Ломбардский закон, — как указали Leo и Botta — с целью защитить короля от последствий кровавой мести. Так как король в то время обязан был выполнять свои собственные решения, (точно так же, как раньше род был выполнителем собственных приговоров), и казнил сам, то его надо было охранить особым постановлением, тем более, что до Ротари несколько королей было убито один за другим (Leo и Botta, I, с., I, 66–90).

190

Kaufmann, «Deutsche Geschichte», том I, «Die Germanen der Urzeit», стр. 133.

191

Dr. F. Dahn, «Urgeschichte der germanischen und romanischen Völker», Berlin, 1881, т. I, 96.

192

Если я, таким образом, придерживаюсь взглядов, давно уже защищаемых Maurer'ом («Geschichte der Städteverfassung in Deutschland», Erlangen, 1869), то делаю это потому, что он вполне доказал таким образом, непрерывность эволюции от деревенской общины к средневековому городу, и что, только держась его взглядов, можно объяснить себе универсальность городского общинного движения. Savigny, Eichhorn и их последователи несомненно доказали, что традиции римской muniсiрiа никогда не исчезали вполне. Но они не приняли в расчет периода деревенских общин, пережитого варварами, прежде чем у них появились какие-нибудь города. Факт тот, что где бы человечество не начинало снова цивилизацию, — было ли то в Греции, Риме, или в средней Европе, — оно проходило чрез те же самые стадии: род, деревенскую общину, свободный город, и государство, причем каждая из этих стадий естественным образом развивалась из предыдущей. Конечно, опыт каждой предшествующей цивилизации никогда не утрачивался вполне. Греция (сама находившаяся под влиянием восточных цивилизаций) воздействовала на Рим, а Рим оказал влияние на нашу цивилизацию; но каждая из цивилизаций имела одно и то же начало — род. И точно также, как мы не можем сказать, что наши государства были продолжениями римского государства, мы не можем также утверждать, что средневековые города Европы (включая Скандинавию и Россию), были продолжением римских муниципий. Они были продолжениями деревенской общины варваров, на которые до известной степени влияли традиции римских городов.

193

M. Kovalevsky, «Modern Customs and Ancient Laws of Russia» (Ilchester Lectures), London.1891, лекция 4-я.

194

Потребовалось немало изысканий, прежде чем был надлежащим образом установлен этот характер так называемого удельного периода, работами Беляева («Рассказы из русской истории»), Костомарова («Начало единодержавия на Руси») и в особенности проф. Сергеевича («Вече и Князь»).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Взаимопомощь как фактор эволюции"

Книги похожие на "Взаимопомощь как фактор эволюции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Кропоткин

Петр Кропоткин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Кропоткин - Взаимопомощь как фактор эволюции"

Отзывы читателей о книге "Взаимопомощь как фактор эволюции", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.