Карл Маркс - Собрание сочинений, том 14

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений, том 14"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений, том 14" читать бесплатно онлайн.
Четырнадцатый том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса содержит цикл статей, написанных ими для прогрессивного буржуазного издания «Новая американская энциклопедия», и большое полемическое произведение Маркса «Господин Фогт». По времени написания (июль 1857 — ноябрь 1860 гг.) эти работы примыкают к произведениям, входящим в состав 12, 13 и отчасти 15 томов настоящего издания.
Ни изобретатель бастионов, ни точное время их возникновения неизвестны; достоверно лишь то, что они были изобретены в Италии и что в 1527 г. Санмикели построил два бастиона на валу Вероны. Все, что сообщалось о более раннем существовании бастионов, является сомнительным. Системы бастионной фортификации классифицируются по нескольким национальным школам; прежде всего следует упомянуть, разумеется, о той, которая изобрела бастионы, а именно об итальянской школе. Первые итальянские бастионы носили на себе отпечаток своего происхождения; они представляли собой не что иное, как башни или рондели многоугольной формы; они почти не изменили прежнего характера укреплений, если не считать фланкирующего огня. Крепостной оградой оставалась каменная стена, не защищенная от настильного огня неприятеля; земляной вал, насыпанный за стеной, служил главным образом местом для расположения и действий артиллерии, а его внутренний скат подобно старинным городским стенам был также покрыт каменной кладкой. Лишь значительно позже парапет стал строиться как земляное сооружение, но даже и тогда весь его наружный скат до самой вершины был обложен камнем и не защищен от настильного огня противника. Куртины были чрезвычайно длинны — от 300 до 550 ярдов, бастионы очень малы, величиной с большую рондель, фланки — всегда перпендикулярны куртинам. Так как в фортификации существует правило, согласно которому лучший фланкирующий огонь всегда ведется с линии, перпендикулярной той, которую нужно прикрыть этим огнем, то, разумеется, главной целью старинного итальянского бастионного фланка было прикрытие не короткого и удаленного фаса соседнего бастиона, а длинной прямой линии куртины. Там, где куртина была слишком длинной, посередине ее строился плоский тупоугольный бастион, который назывался платформой (piatta forma). Фланки строились не от плечных точек, а несколько позади валов фасов, таким образом, чтобы плечные точки выступали вперед и были предназначены для прикрытия фланков; каждый фланк имел две батареи — нижнюю и верхнюю, расположенную несколько позади; иногда же в эскарпе фланка сооружался каземат в уровень с дном рва. Прибавьте сюда ров, и вы получите всю первоначальную итальянскую систему; тут не было ни равелинов, ни теналей, ни прикрытого пути, ни гласиса. Но эта система вскоре была усовершенствована. Куртины были укорочены, бастионы увеличены. Длина внутренней стороны многоугольника (f f, чертеж 1) была установлена в 250–300 ярдов. Фланки бастионов удлинены до 1/6 стороны многоугольника и 1/4 длины куртины. Таким образом, хотя они оставались перпендикулярными к куртине и имели другие недостатки, но, как мы увидим, теперь они больше защищали фас ближайшего бастиона. Бастионы стали делать полными, и в их центре часто воздвигали кавальер, то есть сооружение с фасами и фланками, параллельными фасам и фланкам бастиона, но с более высокими валом и парапетом, настолько, чтобы с них можно было вести огонь через парапет бастиона. Ров был очень широк и глубок, с контрэскарпом, идущим обыкновенно параллельно фасу бастиона; но так как такое направление контрэскарпа мешало просматривать и фланкировать весь ров в целом с ближайшей к плечной точке части фланка, то впоследствии этот недостаток был устранен, и контрэскарп сооружался так, чтобы его геометрическое продолжение проходило через плечную точку следующего бастиона. Затем был введен прикрытый путь (впервые в цитадели Милана во второй четверти XVI века; описан впервые у Тартальи в 1554 году[305]). Он служил местом сосредоточения и путем отхода для отрядов, совершавших вылазки, и можно сказать, что с момента его введения берет свое начало искусное и энергичное применение наступательных действий при обороне крепости. Для того чтобы увеличить возможности использования прикрытого пути, были созданы плацдармы, которые давали больше простора, а из их входящих углов можно было вести надежный фланкирующий огонь вдоль прикрытого пути. Чтобы сделать доступ к прикрытому пути еще более затруднительным, на гласисе, в одном или двух ярдах от его гребня, стали воздвигаться палисадные стены; но при таком расположении они быстро разрушались неприятельским огнем, и поэтому во второй половине XVII века по совету француза Модена они стали помещаться на прикрытом пути, защищенном гласисом. Ворота находились в середине куртины; для их прикрытия перед ними в середине рва было построено сооружение в форме полумесяца; но по той же причине, по какой башни были превращены в бастионы, этот полумесяц (demilune) был вскоре превращен в треугольное сооружение — теперешний равелин. Сооружение это все же было очень небольшим, но его стали строить несколько увеличенных размеров, когда было установлено, что оно не только служит предмостным укреплением для рва, но и прикрывает также фланки и куртины от огня неприятеля, обеспечивает перекрестный огонь впереди капиталей бастионов и эффективно фланкирует прикрытый путь. Тем не менее равелины делались еще очень небольшими, так что продолжение линий их фасов пересекало крепостную ограду в куртинной точке (в крайней точке куртины). Главные недостатки итальянской системы фортификации были следующие: 1. Неудачное направление фланка. После того, как стали устраивать равелины и прикрытые пути, куртина все менее и менее делалась объектом атаки; теперь штурму подвергались главным образом фасы бастионов. Для того чтобы хорошо прикрыть фасы, надо было, чтобы при своем продолжении линия фаса пересекала куртину в той самой точке, где начинался фланк ближайшего бастиона, а этот фланк был бы перпендикулярным, или почти таковым, к этой продолженной линии (называемой оборонительной линией). В этом случае стал бы возможен действительный фланкирующий огонь вдоль всего рва и впереди бастиона. На самом же деле оборонительная линия не была перпендикулярна фланкам, а также не соединялась с куртиной в куртинной точке, — она пересекала куртину на четверти, трети или половине ее длины. Таким образом, настильный огонь с фланка мог повредить скорее гарнизону противоположного фланка, чем противнику, штурмовавшему соседний бастион. 2. Явно недостаточно обеспечивалась длительная оборона после того как хотя бы в одном пункте крепостной стены была пробита брешь и противник штурмом овладел им. 3. Небольшие равелины недостаточно прикрывали куртины и фланки и сами слабо фланкировались огнем с куртин и фланков. 4. При значительной высоте вала, сплошь облицованного или обложенного камнем, от 15 до 20 футов каменной кладки обычно не было защищено от вражеского настильного огня и, конечно, эта кладка быстро разрушалась. Мы увидим, что понадобилось почти два столетия, чтобы искоренить эту приверженность к непокрытой землей каменной кладке, даже после того, как Нидерланды доказали всю ее бесполезность. Лучшими инженерами и авторами, принадлежавшими к итальянской школе, были: Санмикели (умер в 1559 г.), который укрепил Наполи-ди-Романью в Греции и Кандию, построил форт Лидо близ Венеции; Тарталья (около 1550 г.); Альгизи да Карпи, Джероламо Маджи и Джакомо Кастриотто — все трое приблизительно в конце XVI столетия написали работы по фортификации[306] Пачотто из Урбино построил цитадели Турина и Антверпена (1560–1570 гг.). Последующие итальянские авторы по фортификации — Марки, Буска, Флориани, Россетти — ввели много улучшений в эту систему, но ни одно из них не было оригинальным. Они были попросту более или менее искусными плагиаторами; большинство своих изобретений они заимствовали у немца Даниеля Спекля, а остальные — у нидерландцев. Деятельность всех названных авторов относится к XVII веку, и ее совершенно затмило быстрое развитие фортификационной науки, которое в это время происходило в Германии, Нидерландах и во Франции.
В Германии вскоре были вскрыты недостатки итальянской системы фортификации. Первый, кто указал на главные недостатки старой итальянской школы — небольшие бастионы и длинные куртины, — был немецкий инженер Франц, укреплявший город Антверпен для Карла V. На совете, созванном для рассмотрения плана укреплений, он настаивал на строительстве более крупных бастионов и более коротких куртин, однако перевес получили голоса герцога Альбы и других испанских генералов, которые не желали ничего знать, кроме старой итальянской системы со свойственной ей рутиной. Немецкие крепости других систем отличались тем, что в них были введены казематированные галереи по принципу Дюрера, как, например, в Кюстрине, у крепленном в 1537–1558 гг., и в Юлихе, укрепленном несколько лет спустя инженером, известным под именем мастера Иоганна (Meister Johann). Но первый, кто окончательно вырвался из оков итальянской школы и сформулировал принципы, на которых основывались все последующие системы бастионных укреплений, был Даниель Спекль, инженер города Страсбурга (умер в 1589 году). Главными его принципами были следующие: 1. Крепость становится тем сильнее, чем больше сторон имеет многоугольник, образующий крепостную ограду, так как благодаря этому отдельные крепостные фронты способны оказывать большую поддержку друг другу; следовательно, чем больше начертание укреплений, требующих защиты, приближается к прямой линии, тем лучше. Таким образом, этот принцип, который Кормонтень выставлял как оригинальное открытие, широко демонстрируя при этом математическую ученость, был прекрасно известен Спеклю на 150 лет раньше. 2. Остроугольные бастионы плохи; плохи также и тупоугольные; исходящий угол должен быть прямым. Будучи правым в своих возражениях против острых исходящих углов (ныне наименьшим допустимым исходящим углом обыкновенно считается угол в 60°), он, вследствие пристрастия своей эпохи к прямоугольным выступам, был противником и тупых выступов, которые в действительности являются чрезвычайно выгодными и неизбежными в многоугольниках с большим числом сторон. В сущности это было, по-видимому, уступкой предрассудкам своей эпохи, так как на всех чертежах, отражающих наиболее сильные, по его мнению, стороны его метода фортификации, изображены тупоугольные бастионы. 3. Итальянские бастионы слишком малы; бастион должен быть большим. Вследствие этого бастионы Спекля больше бастионов Кормонтеня. 4. Кавальеры необходимы в каждом бастионе и на каждой куртине. Этот вывод вытекал из применявшегося в его время способа осады, при котором высокие кавальеры в траншеях играли большую роль. Но по мысли Спекля назначение кавальеров состояло в большем, нежели оказание простого сопротивления; они у него являются настоящими купюрами, заранее строившимися внутри бастионов, которые образуют вторую линию обороны, после того как в крепостной ограде уже образована брешь и она взята штурмом. Таким образом, заслуга превращения кавальеров в постоянные купюры, обыкновенно приписываемая Вобану и Кормонтеню, в действительности принадлежит Спеклю. 5. Фланк бастиона — по крайней мере одна из его частей, а еще лучше весь фланк — должен быть перпендикулярным к оборонительной линии и сооружаться должен в точке пересечения оборонительной линии с куртиной. Таким образом, и этот важный принцип, открытие которого приписывается французскому инженеру Пагану и который принес ему значительную долю его славы, был провозглашен за 70 лет до него. 6. Казематированные галереи необходимы для защиты рва; вследствие этого Спекль устраивает их и на фасах, и на фланках бастиона, но только для пехоты; если бы он сделал их достаточно вместительными для артиллерии, то в этом отношении он достиг бы уровня новейших усовершенствований. 7. Чтобы равелин приносил пользу, он должен быть как можно более крупным; поэтому равелин Спекля самый большой из всех, которые когда-либо были предложены. Усовершенствования Вобана, по сравнению с Паганом, в известной части, а усовершенствования Кормонтеня, но сравнению с Вобаном, почти исключительно, состояли в последовательном увеличении равелина; но равелин Спекля значительно больше, чем даже равелин Кормонтеня. 8. Прикрытый путь должен быть возможно больше укреплен. Спекль был первым, кто понял громадное значение прикрытого пути и соответственно укреплял его. Гребни гласиса и контрэскарпа были устроены en cremaillere (наподобие лезвия пилы) для того, чтобы сделать продольный огонь недейственным. Кормонтень опять-таки заимствовал эту идею у Спекля, но он сохранил траверсы (короткие валы поперек прикрытого пути для защиты от продольного огня), которые отвергал Спекль. Современные инженеры обычно приходят к заключению, что схема Спекля лучше схемы Кормонтеня. Кроме того, Спекль первый поставил артиллерию на плацдармы прикрытого пути. 9. Ни одна часть каменной кладки не должна быть открыта для наблюдения противника и не защищена от его настильного огня, чтобы, таким образом, брешь-батареи неприятеля не могли быть готовы к действию раньше, чем он достигнет гребня гласиса. Этот наиболее важный принцип, хотя и установленный Спеклем уже в XVI веке, не был применен вплоть до Кормонтеня; даже Вобан открывает значительную часть каменной кладки (см. С на чертеже 2). Из этого краткого обзора идей Спекля видно, что в них не только содержатся, но и отчетливо выражены основные принципы всей новейшей бастионной фортификации, и его система, на основе которой даже и теперь можно было бы создать очень хорошие оборонительные сооружения, является действительно замечательной, если принять во внимание время, в которое он жил. Во всей истории новейшей фортификации нет ни одного знаменитого инженера, в отношении которого нельзя было бы доказать, что он заимствовал некоторые из своих лучших идей из этого великого первоисточника бастионной обороны. Практическое инженерное искусство Спекля проявилось в строительстве крепостей Ингольштадт, Шлетштадт, Гагенау, Ульм, Кольмар, Базель и Страсбург — все они были укреплены под его руководством.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений, том 14"
Книги похожие на "Собрание сочинений, том 14" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл Маркс - Собрание сочинений, том 14"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений, том 14", комментарии и мнения людей о произведении.