Автор неизвестен - Энциклопедия - Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Описание и краткое содержание "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)" читать бесплатно онлайн.
Погода в день отъезда менялась по несколько раз в течение часа: дождь, град, ветер, солнце, кучевые облака. Рейсовым автобусом доехали от д. Жерновка до п. Крестцы, откуда отправили открытку о завершении похода. Далее - рейсовым автобусом до п. Окуловка. Поскольку все пассажирские поезда по ст. Окуловка - проходящие, билеты можно купить только за 1 час до прибытия поезда. Проводников поезда не успевают оповестить о проданных билетах, и нужный вагон может оказаться закрытым. Проводники открытых вагонов не горят желанием впускать 'чужих' пассажиров, поэтому приходится проявлять деликатность и одновременно настойчивость. В любом случае, к месту стоянки нужного вагона стоит подойти заранее - поезда стоят в Окуловке 1-2 минуты.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.
Малые сплавные реки Валдая интересны в первую очередь как тренировочные маршруты, не требующие больших временных и финансовых затрат, но сочетающие в себе спортивную ценность, динамичность прохождения, мало затронутую цивилизацией природу, а в межсезонье относящиеся к условной категории 'экстремального' туризма, требующего от участников хорошей спортивной подготовки, выносливости, освоения 'школы выживания'.
Более или менее подробная информация о малых реках Валдая и бассейна р. Меты (кроме Шегринки) отсутствует в туристических библиотеках г.г. Москвы и Рязани. Начальную информацию о пройденных в 1996 г. реках Хоринке и Льняной, а также описанных в данном отчете 1997 года Волме и Колпинке мы почерпнули из так называемого буклета 'Сплавные притоки р. Меты' (11), содержащего весьма приблизительную и очень краткую информацию о маршрутах, характере основных препятствий и категорийности. Большим подспорьем стали 2-х километровые карты этого района, а также устная информация, полученная от Сергея Стрыгина из г. Москвы туриста-водника с огромным стажем, воспитанника, а ныне наставника турклуба МАИ.
Наибольший интерес для нашей группы представлял порог 'Стикс'. Однако сроки для ПП на р. Колпинке миновали (поход проходил в первых числах мая). Кроме того, информация о верхнем ее участке отсутствовала полностью, кроме большой вероятности завалов и трудности заброски. Поэтому было решено сплавиться по р. Волме от истока до устья, сделав попутно тренировочный выход на нижний участок р. Колпинки с минимальными временными затратами. Несмотря на то, что описание порога 'Стикс' было неправдоподобно искажено в сторону усложнения в [11), он оказался несомненно заслуживающим внимания, о чем уже было сказано. Благодаря необычно затяжной весне 1996 года, нашей группе удалось застать одновременно ПП на р. Колпинке и ПП на р. Волме, что дало возможность увидеть обе реки в апогее их спортивных характеристик, а также провести ревизию изложенных в [1] предположений. Для тренировки и преодоления узких препятствий наша группа была укомплектована двумя каркасно-надувными каяками.
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ (для ПП)
4.1. р. Волма - верхний участок.
Суда собрали на левом берегу перед мостом. Чуть раньше нас стартовали еще 2 группы (14 человек с 'Тайменями' и 10 человек с катамараном-2, катамараном-4 и 2-мя 'Катранами'.
Река уходит под дамбу автодороги через 3 трубы большого диаметра (затоплены). Из под дамбы высокий слив с пенным котлом, 'блюдце', далее - шивера на крутом правом повороте. На всем протяжении шиверы (около 100 м сплава) арками нависают деревья, что сильно затрудняет работу гребцов на судах с высокой осадкой. Далее следует серия коротких завалов через каждые 30-50 м. Характер реки на этом участке - сплошные притопленные шиверы, ощущается постоянный уклон. На шиверистом фоне много завалов (через каждые 100-200 м, преимущественно на поворотах). Больше половины из них требуют обноса. Излучины мелкие (радиусом 50-70 м). Местность заболоченная, крайне много снега для этого времени года (по северным склонам глубина сне га достигает 1 м). Средняя ширина разработанной долины между коренными берегами 150-200 м. Лес - смешанный, очень глухой и заваленный. Стоянки не удобные. На описанном участке - 2-3 потенциально возможных стоянки (с воды практически не различимы). Возможность маневра на реке сильно ограни чена. Рекомендуется идти с интервалом в 30 секунд, т. к, места зачаливания не могут вместить одновременно более 1-2 судов и строго локализованы. Груп па в 14 человек оказалась не подготовлена ни технически, ни тактически, и после 2-х часов сплава, изобилующего оверкилями байдарок, сошла с дистации.
Препятствие N1 .
Через 3 часа сплава и обносов на левом повороте реки выделяется шивера с сильным прижимом к завалу в первой трети русла справа. Правый берег обрывистый. Бревно с левого берега образует с завалом косые ворота. Наблюдались неоднократные кили судов следующей группы в 10 человек (в т.ч. катамарана водоизмещением до 2 м3). Рекомендуется страховка с левого берега.
Далее, до Лагеря 2. характер реки прежний. Мелкие петли на реке. Ходовое время ок.1 часа. В этом месте - наиболее спокойная струя. Встать можно толь ко на слегка заболоченном плесе левого берега. Следующий участок начинается прямым участком быстротока 150-200 м. далее уклон увеличивается и становится ощутимым. Сплошной шиверистый фон, русло петляет в узком коридоре зарослей. Торчащие на 1/2 - 2/3 ширины и нависающие арками деревья требуют высокоманевренного прохождения. Рекомендуется выдерживать интервал движения. Попадаются отдельные крупные валуны, островки и большие бревна на уровне уреза воды. Катамараны достаточного водоизмещения и высокой осадки возможно перевалить с наплава, выйдя на бревно.
Препятствие N2. 'Западня'.
Шиверистая петля с валунами на входе и уклоном 5-7 м/км. Сложная чалка справа перед завалом (обязательна). Одно место для зачаливания. Рекомендуется страховка. Секундное промедление шедших впереди наших каякеров привело к совместному оверкилю. Одно из весел ушло в завал. Следует отметить, что обозначенные на рис. 2 'завал' и 'бревно' опасны для жизни. Русло узкое, глубина большая. Справа - хорошее место для стоянки или короткой остановки невысокий плоский берег с ельником. Слева - обрыв.
Перед преп. N2 мы встретили еще одну группу из Москвы на спортивных 2-х местных байдарках. Они успешно преодолели описанный участок, хотя он отнял у них на сутки больше времени, чем у нас. Эта группа была на Волме в предыдущем 1996 году, в ЗП, характерный для типичной весны, и в этот раз со вершенно не узнавала реку, ставшую гораздо труднее для прохождения.
Следующий за препятствием N2 участок имеет характер предыдущего. Перед отметкой N3 по карте, слева впадает ручей шириной 2-3 м, круто падающий со склона и выполаживающийся при впадении (с воды почти не виден).
Препятствие N3. 'Застава'.
Сразу за местом впадения ручья - плоская терраса левого берега, высотой около 5 м . Река делает петлеобразный правый поворот, заваленный в 2-х местах (было найдено потерянное в прел. N2 весло), и через 30-40 м от последнего завала - широкий мощный метровый слив через гигантское бревно, лежащее целиком под водой через все русло. Зачаливание в левый улов через 50 м после слива. Каяки донесли по правому берегу через овраг с валунами до места старта, обозначенного на рис. 3. Катамаранам этот путь проделать не удалось из-за сильнопересеченной местности и отвесного спуска к воде. При шлось пропиливать проход через верх 'террасы' левого берега (обозначено: 'обнос' на рис. 3). Далее характер реки - шиверистый без завалов. Правый коренной берег отступает на 100-150 м.
Препятствие N4. Порог 'Сальто'.
Струя внезапно выносит под правый берег. Слева на 1/3 русла на повороте торчит бревно в полуметре над водой. Поворот - менее 90 градусов. Нависающее справа в метре над водой разветвленное дерево требует очень быстрого и сильного маневра телемарком влево под берег. Под висящим деревом - 3 мощных (1м) бочки без промежутков, через все русло. Препятствие возникает неожиданно. Бочки видны только после обхода бревна левого берега, когда маневр телемарком становится невозможен.
Результат недостаточного маневра: оверкиль каяка-разведчика и катамарана-2 (водоизмещение 1,2 м3) через борт полулагом (зацеп правого гребца за дерево над первой бочкой). Страховка с левого берега после порога. Струя мощная, глубина по центру русла - 2-2,5 м. Порог опасен для жизни (в ПП). В шедшей за нами группе москвичей на спортивных байдарках также произошел оверкиль, не обошлось без легких ранений.
Далее, за несколькими поворотами - серия завалов. Среди них - препятствие N5, аналогичное порогу 'Сальто', но послабее. Река делает относительно широкую и плавную излучину вправо. По правому берегу - пологие полукруглые террасы в 4 яруса: 2 верхних - лесные. 2-й нижний удобен для стоянки (Лагерь 3). Очень красивое место. Сразу после Лагеря 3 река меандром уходит в обрывистую теснину.. Течение сильное, ощутимый уклон. В З-м повороте меандра - завал. Далее, на 0,5 км участке - 2 завала и одно наплавное бревно, еще через 50 м брод и низкий мостик из двух бревен с поручнем. Брод образует глубокие улова - единственно возможные места чалки перед мостом . Просвет под мостом в высокую воду составляет 50-70 см. После моста справа впадает ручей шириной 1,5 м. От брода и моста до впадения р. Колпинки около 3 км (1 час хода). На этом участке быстроток, кое-где на поворотах змейки, 3 завала (обнос). Недалеко перед впадением Колпинки - торчащее справа бревно, оставляющее проход не более 3 м.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Книги похожие на "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Автор неизвестен - Энциклопедия - Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Отзывы читателей о книге "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)", комментарии и мнения людей о произведении.