Автор неизвестен - Энциклопедия - Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Описание и краткое содержание "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)" читать бесплатно онлайн.
Инвентарь.
Вопрос об использовании техники гребного слалома вплотную подводит нас к проблеме инвентаря в водном походе. Действительно, применение слаломных приемов на судах "Салют", "RZ-85", "Луч", "Ладога", "Нептун", "Таймень" (одним словом, на любых байдарках, предлагаемых промышленностью, кроме, наверное, "Катрана") затруднено, а в полном объеме и невозможно. Слабое конструктивное решение этих байдарок делает их чрезмерно уязвимыми от ударов о камни и воздействия водного потока. В настоящее время имеются конструкции байдарок, вполне отвечеющие требованиям, предъявляемым к судам такого класса. Их обводы похожи на обводы слаломных байдарок и каноэ. При весе 15-20 кг (против 40-50 кг у "промышленных" байдарок с учетом необходимых переделок) они практически не боятся ударов о камни и требуют в походе минимального ремонта. Байдарки этого семейства заложили П. Добрынин и К. Подъяпольский. Сейчас эти байдарки широко известны, хотя изготовляются в основном самодеятельным способом (промышленный вариант ЗИЛовская КНБ "Катран"). Стеклопластиковые суда в сложном походе не менее, если не более, перспективны. По всем качествам, особенно в плане использования слаломной техники, они существенно превосходят разборные суда. Даже вопрос с поломками и ремонтом решается проще со стеклопластиковой лодкой. Изготовить ее также гораздо проще, чем разборную. Сложна лишь доставка судна к месту сплава. Однако, когда речь идет о суперпоходе (вроде Башкауса), с многолетней подготовкой и концентрацией усилий большого коллектива, вряд ли доставка окажется определяющей. В более простых путешествиях, где подходы сопряжены со слишком большими трудностями, а спортивный сплав не является основной целью, следует предпочесть разборные конструкции. Вот какие суда использовались на Башкаусе: 1974 г.: "Салют" и "RZ-85"; 1976 г.: "RZ-85" (в обоих случаях переделанные); 1978 г.: КНБ; 1981 г.: стеклопластиковые конструкции. Сейчас непременное условие сложного похода на байдарках включать в группу судов катамараны. Четырехместный катамаранвеликолепное судно, способное проходить сложные каскады; оно имеет наибольшую по сравнению с другими судами в этой "весовой категории" скорость и может быть эффективно использовано в целях обеспечения безопасности. Канойная гребля при условии "коленной" стойки позволяет использовать весь арсенал слаломных приемов (кроме накренения судна), что расширяет возможности экипажа. Каноническим, пригодным в самых разных походах следует считать четырехместный катамаран, с диаметром баллонов 50-60 см и размерами 5 Х 2 м. Изготовлен он должен быть из легких прочных современных материалов, каркас дюралевый (в простых походах с большой пешей частью его можно делать из местных деревянных материалов). Такой катамаран получил в последние годы широкое распространение. Все остальные гребные надувные суда с экипажем более 2 человек (большие надувные лодки, катамараны с другим числом экипажа, маленькие или слишком большие, с одной или двумя гребями) существенно уступают ему и постепенно вымирают в процессе туристской эволюции. Вопросы снаряжения водника касаются лагерного инвентаря, палаток, спальных мешков, личного снаряжения, состава и веса продуктов питания. Здесь нет смысла на них останавливаться. Отметим лишь, что водный туризм весьма разумно заимствовал достижения в разработке этих проблем из горного и пешего туризма. Применение новых синтетических материалов при изготовлении рюкзаков, палаток, спальных мешков, одежды, использование сублимированных продуктов существенно повышают качество снаряжения, снижают его вес и расширяют возможности групп при пеших переходах, волоках и, что особенно важно, при сплаве.
Обеспечение безопасности.
Эта проблема стоит на первом месте в любом водном походе. Успешное решение первых двух проблем уже само по себе повышает безопасность любго похода. Действительно, регулярные тренировки на воде и повышение спортивного мастерства, привычка к бурному потоку, хороший инвентарь снижают вероятность аварии. В последние годы решающим фактором считают наличие нижней страховки, осуществляемой мощным спасательным судном. Наиболее подходящим являются четырехместный катамаран, о качествах которого говорилось выше. Имея высокую скорость, остойчивость и жизнеспособность, один в состоянии выловить человека в мощном потоке. На препятствиях, где такой катамаран не может страховать, страховка практически невозможна. Характерно, что к помощи катамаранов прибегают теперь не только группы со слаломными средствами сплава, но и плотовые. Яркий пример тому - выдающееся достижение 1979 г. - прохождение реки Чулышман с первопрохождением каскада "Каша" и отдельных порогов Язулинского каньона. Основным "проходящим" судном в этих группах служил плот, а на наиболее сложных участках была организована страховка катамараном.
Итог.
Таким образом, группа для прохождения сложного (типа Нижнее ущелье Башкауса) маршрута на байдарках - слаломных судах должна состоять из четырехместных катамаранов и этих слаломных судов. При соответствующих условиях возможна береговая группа медицинского и кинофотообеспечения. Катамаранов в группе должно быть не менее двух. Это необходимо для страховки самих катамаранов. В сложнейших случаях один катамаран можно обносить до прохождения первого судна. Состав слаломной группы может быть разнообразным, в зависимости от квалификации и специализации спортсменов, входящих в группу, и в любом случае должен насчитывать не менее 12 человек. Меньшая группа не в состоянии справиться со сложными порогами, и прежде всего с организацией страховки. Ведь 4 человека осуществляют страховку с воды катамараном, 2-4 челевека - береговую страховку и не менее 2 человек - съемку прохождения; итого 8-10 человек обеспечивают прохождение препятствия одним экипажем. Опыт показывает, что группы экстракласса имеют сейчас в своем составе 12-20 человек. Естественно, при этом резко усложняются взаимодействие и связь различных звеньев (страховки, кино-фото, сплавных экипажей, медицинского обеспечения) при прохождении препятствий. Не случайно стараются использовать для связи малогабаритные рации. Группа должна составлять монолитный коллектив, дружно и быстро реагирующий на изменение условий, и в случае аварии мгновенно использовать все имеющиеся в распоряжении средства для ее ликвидации. Психологически река для такой группы - как вершина для альпиниста, которую можно покорить только сплоченными усилиями. Создание такого коллектива единомышленников, может быть, самая трудная задача, но только решив ее, можно рассчитывать на успех. ===============================================================
FILE: vubor.txt
Выбор реки для маршрута
Сложный туристский поход по горно-таежной реке - это напряженный поединок со своенравным и подчас коварным противником - рекой. Естественно, что каждый должен выбрать себе противника по силам, внимательно изучить его характер, сильные и слабые стороны. Это и есть первый шаг на долгом и нелегком пути к победе. Пригодность реки для плавания (и для подъема против течения) на байдарке определяется целым комплексом факторов (уклон реки, расход воды, характер долины и ложа реки), однако с ростом мастерства, улучшения качества и расширения ассортимента снаряжения все больше рек, считавшихся не пригодными для туризма, покоряются водникам. Еще недавно из рек Сибири пригодными для плавания считались лишь Бия, Абакан, Хамсара и ряд других. Сейчас количество освоенных сибирских рек исчисляется десятками, а такие, как Бия, Абакан и Хамсара, перешли в разряд не слишком сложных. Более того, сделаны удачные попытки сплава на байдарках по рекам высокогорья (Кавказ, Тянь-Шань, Памир). Правда, известную роль в быстром освоении байдарочниками новых рек сыграло то, что часто они предварительно были пройдены на плотах и катамаранах. Необходимо отметить идущий сейчас процесс переосмысливания представления о сложности водных походов. Если прежде под сложностью водного похода подразумевалась его трудность (длительный подьем против течения, большие волоки, выбор маршрута в труднодоступных малонаселенных районах), то теперь она определяется в первую очередь характером реки, а не физической нагрузкой туристов. Разумеется, труднодоступность и ненаселенность района существенно осложняют поход, а на маршрутах, где байдарка служит единственным средством выхода в населенные места, создают дополнительную психологическую нагрузку.
Важнейшими характеристиками реки, позволяющими достаточно надежно решить вопрос о возможности плавания по ней, являются укло и расход воды. Определить возможность подъема против течения помогает знание характера долины реки. Под УКЛОНОМ РЕКИ понимают отношение ее падения на определенном участке (т. е. разности урезов воды начала и конца участка) к длине этого участка. Уклон записывается в метрах на 1 км или безразмерной десятичной дробью. При изменениях уровня воды в реке меняется и уклон, но незначительно, поэтому в дальнейшем мы будем считать уклон величиной, постоянной во времени для данного участка реки. Обычно наибольшие уклоны рек наблюдаются у истока, наименьшие - у устья с более или менее плавным переходом от больших уклонов к малым (профиль равновесия). Однако профиль равновесия часто нарушается резкими возрастаниями уклонов, особенно на реках горных районов с недостаточно разработанными долинами. Уклоны резко возрастают в местах прорыва горных хребтов, огибания горных массивов и т. п. Малые уклоны наблюдаются в широких межгорных котловинах. Для рек Европейского Севера СССР характерен так называемый ступенчатый профиль, т. е. вся река имеет малый уклон, и только на очень коротких отрезках выходов в русло коренных пород он резко возрастает. Эта картина еще более усугубляется, когда в русле есть озера, т. е. участки с нулевым уклоном. Уклоны можно определять по продольному профилю реки, который строится в любом удобном масштабе, причем по вертикальной оси откладываются урезы воды в метрах от уровня моря (или от произвольного уровня), а по горизонтальной - длина реки в километрах от истока или от устья (последнее бывает чаще, так как устье - более определенная точка). По продольному профилю можно определить средний уклон всей реки, сплавных, а также отдельных характерных участков ее. На горных и горно-таежных реках представляет интерес уклон участка от возможной точки начала сплава до выхода реки в предгорья или полностью из гор, т. е. до того места, где долина теряет горный облик. Средний уклон возможного сплавного участка и максимальные уклоны отдельных наиболее крутых участков позволяют оценить принципиальную возможность сплава по реке. Приводим характерные продольные профили горных рек: Белого Черемоша и Черемоша в Карпатах, Катуни на Алтае - верхнее течение, Илексы и Водлы на севере Европейской части СССР. Цифры на профилях указывают средний уклон отдельных участков в м/км. РАСХОД ВОДЫ - количество ее в кубических метрах, проходящее через поперечное сечение реки за секунду. Обычно интересен среднегодовой расход воды, как показатель средней мощности реки, и расход, относящийся к выбранному времени сплава. Эти цифры усреднены за ряд лет наблюдений. Расход воды, при прочих равных условиях (климат, количество осадков, рельеф и т. п. ), определяется площадью бассейна и плавно возрастает вниз по течению вместе с ростом площади бассейна (см. пример нарастания расхода воды на Катуни). Однако есть реки, расход воды которых после достижения определенной величины почти не увеличивается вниз по течению. Такова, например, тувинская река Алаш в среднем и нижнем течении. Это связано с узостью и безлесностью бассейна среднего и нижнего течения Алаша, протекающего в пределах Алашского плато, и малым количеством осадковна плато, находящемся в дождевой "тени" Шапшальского хребта. Расход воды сильно меняется в течении года. Некоторые реки Восточного Казахстана, например, имеют нулевой расход летом. Наибольшие расходы большинства рек СССР бывают весной (март-июнь, в зависимости от района). Затем идет быстрое или медленное уменьшение расходов до меженного уровня. Так, реки севера Европейской части СССР имеют высокое весеннее половодье (в 2-3 раза выше среднего расхода), после этого расходы медленно спадают в течение всего лета и в сентябре становятся равными средним. Медленное уменьшение расходов объясняется лесистостью, малой крутизной бассейнов и зарегулированностью рек озерами, а высокое половодье - обильными зимними осадками (до 35% годового количества). Реки Восточной Сибири и Дальнего Востока имеют растянутое весенне-летнее половодье. Этот район зимой находится в сфере действия азиатского антициклона, центр которого формируется над Монголией. Зимой осадков здесь мало (10-20% годового количества). Поэтому невысокое весеннее половодье переходит в высокое летнее, поддерживаемое обильными летними дождями. Наибольший расход летом (в июле) имеют и реки высокогорья с преобладанием ледникового питания.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Книги похожие на "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Автор неизвестен - Энциклопедия - Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)"
Отзывы читателей о книге "Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)", комментарии и мнения людей о произведении.




