» » » » Авторский коллектив - Исламоведение


Авторские права

Авторский коллектив - Исламоведение

Здесь можно скачать бесплатно "Авторский коллектив - Исламоведение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Исламоведение
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исламоведение"

Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.








продуктами, необходимыми для кормления грудных детей. Из-

вестно, что Салах-ад-дин Айюби установил у крепостных ворот

Дамаска два крана, из которых любой желающий мог бесплатно

набрать молока и подслащённой воды.

Некоторые фонды занимались уходом за животными, ока-

зывали медицинскую помощь домашним животным и даже

кормили диких животных в окрестностях крупных городов.

Один из таких вакфов аль-Мардж аль-ахдар располагался в Да-

маске на том самом месте, где ныне находится футбольный ста-

дион. Там состарившиеся лошади и другие животные, которые

больше не могли служить своим хозяевам, получали медицин-

скую помощь и хороший уход вплоть до своей смерти.

§ 1. Мусульманская культура 299

300 Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство

Медресе и учебные заведения. С момента возникновения му-

сульманского государства ведущую роль в просвещении игра-

ли мечети, где люди разных возрастов могли обучиться грамо-

те и арабскому языку, изучить Коран и Сунну Пророка, а также

другие религиозные и некоторые светские дисциплины. Вблизи

мечетей функционировали мактабы — начальные школы, в ко-

торых наряду со Священным Кораном преподавались арабский

язык, математика, история. В мусульманских городах работало

много таких начальных школ. По свидетельству Ибн Хаукала,

только в одном из городов на Сицилии он насчитал 300 макта-

бов. В некоторых мактабах, получивших большую известность,

обучалось по несколько тысяч учеников.

Наряду с мечетями и мактабами в мусульманских странах

действовали медресе — образовательные учреждения, которые

можно сравнить с нынешними средними общеобразовательны-

ми школами. При каждом медресе существовали мечеть, биб-

лиотека, общежитие, столовая и баня. В некоторых медресе уча-

щиеся имели возможность заниматься на открытом воздухе.

Обучение в них было бесплатным и доступным для всех слоёв

общества — как для мусульман, так и для представителей дру-

гих вероисповеданий.

Первым университетом в мусульманском мире стал «Дом

мудрости» (бейт аль-хикма), основанный халифом аль-Маму-

ном в Багдаде в 830 г. В 859 г. был основан университет в Кайру-

ане, а в 970 г. в Каире был открыт самый известный университет

исламского мира — Аль-Азхар. Следуя примеру мусульман, си-

цилийский король Роджер II в 1090 г. основал в Салерно первый

европейский университет. Там переводились на латинский язык

и использовались в преподавании труды мусульманских учёных.

Преподаватели и студенты в медресе и университетах носи-

ли особые одежды, и когда правители и министры посещали эти

заведения, они тоже облачались в такие одежды. Эта традиция

была заложена в период правления Омейядов, однако одежды

преподавателей в разных странах и в разные периоды отлича-

лись. Традиция носить университетские мантии, которая до сих

пор сохраняется во многих европейских и американских уни-

верситетах, была заимствована у мусульман. Учёные и препода-

ватели объединялись в гильдии и самостоятельно избирали

своих руководителей. Гильдии пользовались авторитетом и ав-

тономией, и правители вмешивались в их дела только в тех слу-

чаях, когда между преподавателями возникали конфликты.

Большинство мусульманских учебных заведений финан-

сировалось благотворительными фондами, а учащиеся из ма-

лообеспеченных семей получали стипендии. На протяжении

нескольких веков преподаватели медресе и университетов тру-

дились бескорыстно, не получая зарплаты. Впоследствии рас-

порядители фондов стали назначать ежемесячное пособие для

всех преподавателей и служащих учебных заведений. По свиде-

тельству историков, когда преподавателям медресе «Низамийя»

в Багдаде была назначена зарплата, они попытались опротес-

товать такое решение, опасаясь того, что материальное возна-

граждение привлечёт в медресе людей с нечистыми намерения-

ми, не заслуживавших называться учителями.

Учебные заведения во всех концах мусульманского ми-

ра славились богатыми библиотеками. К сожалению, книжные

фонды многих библиотек не сохранились до наших дней. Неко-

торые из них были сожжены во время крестовых походов и за-

воеваний монголов, некоторые были разграблены европейскими

колонизаторами. Известная библиотека при соборной мечети

Ан-Насырийя в Халебе сильно пострадала в результате разру-

шительного землетрясения в 1856 г. Библиотека соборной мече-

ти Аль-Анвар (мечети шейха Ибрахима-паши) в Александрии

была разрушена в результате бомбардировок в годы Второй ми-

ровой войны. Несмотря на это, сотни тысяч древних рукописей

удалось сберечь. В частности, в Национальной библиотеке Ту-

ниса хранятся более пяти тысяч рукописей из библиотеки мече-

ти Аз-Зейтуна, основанной в 80/699 полководцем Хассаном бин

ан-Нуманом. Свыше десяти тысяч томов, среди которых нема-

ло ценных рукописей, собрано в библиотеке мечети Аль-Ахма-

дийя в египетском городе Танта. Ценная коллекция рукописей,

состоящая более чем из четырёх тысяч томов, собрана в библио-

теке мечети Аль-Матбули в другом египетском городе Думьяте.

Больницы и медицинские учреждения. Мусульмане стали уде-

лять внимание медицине ещё при жизни Пророка Мухаммада.

Он обучал их методам лечения некоторых заболеваний и ука-

зывал на целебные свойства различных растений. Здоровье —

одна из величайших милостей, за которую человек несёт от-

ветственность, и поэтому в мусульманском мире целительство

считалось праведным и богоугодным поступком. В Коране ска-

зано: «Кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит

жизнь всем людям» (сура 5 «Трапеза», аят 32). Почтительное

§ 1. Мусульманская культура 301

302 Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство

отношение к врачам и медицинской профессии всегда было

частью мусульманской морали.

Во многих городах Халифата открывались больницы, ко-

торые назывались бимаристан. Это персидское слово означает

«место для больных». Первая больница была открыта в Дамас-

ке в 706. Халифы придавали большое значение строительству

общественных больниц и привлечению к работе известных

врачей. Места для строительства больниц подбирались с осо-

бой тщательностью, принимались во внимание самые раз-

ные обстоятельства, от путей сообщения до условий окружаю-

щей среды. В 707 в Дамаске была открыта первая больница для

прокажённых. По сообщениям историков, к середине X века

в Кордове было построено пятьдесят больниц. Ещё больше ме-

дицинских центров функционировало в Дамаске, Багдаде и Ка-

ире. В Европе первая больница появилась лишь к 1500 году

(Страсбург), а существовавшие до того госпитали при монас-

тырях служили приютами для путников и бездомных. В России

первая гражданская больница на пятнадцать кроватей была со-

здана лишь в 1650 г.

Наряду с общественными больницами существовали част-

ные клиники. В крупных центрах открывались приёмные извест-

ных врачей. При больницах функционировали столовые, пре-

доставлявшие пациентам здоровое питание, а также аптечные

склады для хранения медикаментов, хирургических инструмен-

тов, всевозможных пробирок, сосудов и т. п. Бимаристаны отли-

чались просторными и светлыми палатами, великолепными со-

оружениями и прекрасными парками вокруг них. Некоторые из

них, например больница Ахмада бин Тулуна в Каире и больни-

ца Сельджуков в Турции, изумляют своей архитектурой и вели-

чественными постройками. Больница султана Калауна в Каире

включала в себя стационарное отделение и поликлинику, кото-

рая ежедневно обслуживала около четырёх тысяч пациентов.

Крупные больницы функционировали и как академические

центры. При них были библиотеки, аудитории для лекций, ком-

наты для занятий и приёма экзаменов у молодых врачей. Студен-

ты могли свободно посещать занятия и лекции, но для успеш-

ной сдачи экзаменов должны были изучить основные труды по

медицине и освоить практические навыки. В 220/836 по распо-

ряжению халифа аль-Мутасима в Багдаде был построен анато-

мический корпус, в котором молодые врачи практиковались на

обезьянах. В 319/931 халиф аль-Муктадир издал закон, согласно

которому заниматься врачеванием мог только врач, получивший

диплом. В тот период в столице Халифата студентов-медиков

аттестовал известный врач Синан бин Сабит. Сообщается, что

только в Багдаде работали свыше 860 дипломированных врачей.

§ 2. Наука и образование в исламе

Отношение ислама к приобретению знаний. С началом ниспос-

лания Корана в истории аравийского общества завершилась


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исламоведение"

Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Авторский коллектив

Авторский коллектив - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"

Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.