Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
Поначалу на власть претендовали только потомки Али бин
Абу Талиба. Но приблизительно в двадцатых годах VIII века ши-
итское движение фактически возглавили Аббасиды — потомки
аль-Аббаса бин Абд-аль-Мутталиба, дяди Пророка Мухамма-
да. Некоторое время они не решались открыто говорить о сво-
их претензиях на власть, опасаясь потерять своих сторонников.
Однако в середине VIII века постоянные распри между Алида-
ми и бездеятельность их лидеров позволили Аббасидам акти-
визировать свою пропаганду. Центром аббасидского движения
был Хорасан, где позиции Омейядов были довольно слабыми.
Оттуда и началось восстание Абу Муслима, приведшее к свер-
жению правящей династии и переходу власти к Аббасидам.
Сторонники Алидов не признали власти Аббасидов и про-
должили политическую борьбу, однако их социальная база была
значительно ослаблена. Многие противники Омейядов призна-
ли и поддержали власть Аббасидов. С тех пор шиитское движе-
ние объединяло только сторонников имамата в роду Али бин
Абу Талиба, однако им так и не удалось выработать единой ре-
лигиозно-политической системы.
Шииты распались на многочисленные общины, которые на
протяжении всей истории ислама вели борьбу за передачу влас-
ти потомкам Пророка. В некоторых случаях эта борьба оказы-
валась успешной, и создавались шиитские государства. К тако-
вым можно отнести государства Фатимидов в Северной Африке
и Египте, Буидов в Иране, Хамданидов в Мосуле и Сирии, Се-
февидов в Азербайджане.
В настоящее время большинство шиитов являются има-
митами и приверженцами джафаритского мазхаба, лежащего
в основе государственной правовой системы Ирана. Они при-
знают верховную власть за двенадцатью имамами и ожидают
возвращения последнего, «скрытого» имама аль-Махди. Шии-
ты составляют большинство населения Ирана, многочисленные
§ 2. Основные течения и направления в исламе 343
344 Глава 10. История развития исламской мысли
общины шиитов имеются в Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне,
Кувейте. Различные шиитские общины присутствуют практи-
чески во всех мусульманских странах. В России к шиитам отно-
сится часть проживающих здесь азербайджанцев.
Хариджизм и его современные проявления. Внутриполитичес-
кий кризис, приведший к убийству халифа Усмана, положил на-
чало расколу мусульманской общины на сторонников Али бин
Абу Талиба и Муавии бин Абу Суфьяна. Последний был назна-
чен наместником Шама ещё при Умаре бин аль-Хаттабе и поль-
зовался там большим уважением. Он был родственником Усма-
на и после избрания Али халифом отказался присягать ему до
тех пор, пока убийцы не будут наказаны.
В 657 г. при Сыффине между их сторонниками произошло
крупное сражение, которое завершилось перемирием. Халиф
Али согласился на третейский суд, что вызвало неудовольс-
твие в лагере его сторонников, и тогда 12 тысяч воинов отко-
лолись от его армии и обосновались в местечке Харура (в двух
милях от Куфы). Они упрекали халифа в том, что он отказался
брать пленных и военные трофеи, а его согласие на третейский
суд расценили как отказ от суда Всевышнего Аллаха. Их рели-
гиозные взгляды отличались крайней нетерпимостью к инако-
мыслию и требованием строгого исполнения законов Шариата
в их собственном понимании. Эта группировка была названа
хариджитами (араб. хаваридж — «выступающие», «мятежни-
ки») и впоследствии переросла в крупное религиозно-полити-
ческое движение.
В 658 г. между хариджитами и войсками халифа Али состоя-
лось крупное сражение, завершившееся разгромом повстанцев.
Однако они не прекратили борьбу, и в рамадане 661 г. харид-
жит по имени Абд-ар-Рахман бин Мулджам смертельно ранил
Али бин Абу Талиба. На протяжении многих веков хариджи-
ты оставались одним из главных факторов, дестабилизировав-
ших внутриполитическую ситуацию в Халифате. Они соверша-
ли тяжкие преступления, убивали мирных мусульман только за
то, что те не соглашались с их взглядами.
Хариджитское движение не было однородным; группы повс-
танцев действовали разрозненно и нередко расходились в основ-
ных вопросах веры. Их объединяло то, что они считали законным
выступление против правителя, не выполняющего законы Алла-
ха, и объявляли мусульман неверующими за совершение тяжких
грехов. Политическая раздробленность и неприязнь со стороны
мирного населения значительно ослабляли их шансы на успех.
В центральных областях Халифата хариджиты вели ожес-
точённую борьбу с центральной властью, однако постоянные
преследования вынудили многих из них бежать в отдалённые
регионы. В середине VIII века приверженцам хариджитских груп-
пировок ибадитов и суфритов удалось создать в Северной Африке
два государства. Вопреки хариджитской концепции власти, пра-
вители этих государств основали династии, которые просущество-
вали сравнительно недолго. В разное время умеренные группы ха-
риджитов приходили к власти и в других мусульманских странах.
В настоящее время многочисленные общины ибадитов,
придерживающихся умеренных взглядов, сохраняются в Алжи-
ре, Ливии и Омане. Однако в последние десятилетия в различ-
ных областях мусульманского мира возродились и получили
распространение радикальные идеи хариджитов, прикрывае-
мые призывом к очищению ислама от нововведений. Они были
использованы различными экстремистскими группировками
и положены в основу идеи о всемирном джихаде и воссоздании
Халифата. К таким группировкам относится и «Партия осво-
бождения» (Хизб ат-тахрир), деятельность которой на террито-
рии Российской Федерации запрещена.
Спекулятивное богословие. Результатом дискуссий с предста-
вителями различных религиозно-политических группировок,
а также немусульманских верований стало появление особого
метода рассуждений, основанного на рациональной аргумен-
тации положений религии. Сторонники этого метода стали на-
зываться мутакаллимами, а их направление — каламом, то есть
спекулятивным, умопостигаемым богословием.
Первоначально главными темами таких богословских дис-
путов были справедливость Аллаха и проблема зла, единство
Аллаха и соотношение Его сущности и атрибутов, свобода во-
ли и предопределение. Обосновывая свои взгляды, мутакалли-
мы опирались на логические аргументы, отдавая им предпочте-
ние перед очевидным смыслом канонических текстов. В связи
с этим они часто прибегали к рационалистической интерпрета-
ции Корана и хадисов, не ссылаясь на религиозные авторитеты.
Одним из первых представителей калама был аль-Джаад бин
Дирхам (VIII в.), который выдвинул тезис о сотворении Корана
и полностью отрицал, что Аллах обладает извечными атрибута-
§ 2. Основные течения и направления в исламе 345
346 Глава 10. История развития исламской мысли
ми. Его идеи были развиты Джахмом бин Сафваном (ум. 746)
и легли в основу джахмизма. Представители этого течения счи-
тали, что вера — это знание об Аллахе, а неверие — незнание
о Нём. Они отрицали свободу выбора, атрибуты Аллаха и мно-
гие события, которые произойдут в последней жизни. Эти идеи
не получили большого распространения, но методы, выработан-
ные его основателями, были развиты другими школами калама.
Первым крупным направлением спекулятивного богосло-
вия был мутазилизм (от араб. итазаля — «обособиться», «отде-
литься»). Мутазилиты получили такое название в связи с обо-
соблением от кружка аль-Хасана аль-Басри его учеников Васыла
бин Аты (ум. 748) и Амра бин Убейда (ум. 761). Воззрения этой
школы были окончательно сформированы Абу аль-Хузейлом
аль-Алляфом (ум. 849).
Общественно-политические взгляды мутазилитов имели
много общего с хариджизмом: они считали дозволенным вы-
ступать против несправедливого правителя, если даже он явля-
ется мусульманином, и казнить мусульман, не разделявших их
воззрений. Ожесточённое противостояние между ними и сто-
ронниками хадисов завершилось победой последних, после чего
мутазилиты подверглись преследованиям, а их школа исчезла.
Некоторые теолого-философские доктрины мутазилитов
были развиты последователями других школ калама — аша-
ритами и матуридитами. Их названия связаны с именами Абу
аль-Хасана аль-Ашари (873–935) и Абу Мансура аль-Матури-
ди (ум. 944). Эти две школы имеют много общего и получили
большое распространение в мусульманском мире. Их рациона-
листические установки сыграли большую роль в развитии му-
сульманского богословия и по сегодняшний день пользуются
поддержкой учёных в ряде мусульманских стран.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.