» » » » Александр Потупа - Контакт, или Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века


Авторские права

Александр Потупа - Контакт, или Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Потупа - Контакт, или Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научная Фантастика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Контакт, или Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Контакт, или Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века"

Описание и краткое содержание "Контакт, или Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века" читать бесплатно онлайн.








— Я понял и знаю, что ты скажешь дальше, — перебил Андрей. — Ты скажешь, что имей мы слишком близкого и активного космического соседа, нам бы могло не поздоровиться. Этот сосед запросто мог бы устроить здесь колониальный уголок, не обращая на нас внимания. Такие опасные варианты нередко описывались в старой фантастике, да о них и сейчас не забывают… Но разве цивилизации, которым доступны межзвездные рейсы, способны на такое? Разве у них не будет достаточно прогрессивной морали?

— Это в старину думали, что мораль как бы разлита во Вселенной — некая истинная и абсолютная божественная мораль. Но она всегда имеет конкретно-социальную форму, привязана к обществу, которое ее несет, и зависит от уровня развития этого общества. При столкновении различных обществ каждое из них пользуется в отношении партнера собственной моралью, так сказать, внутренней, направленной прежде всего на поддержание своего равновесия и благополучия. Проходит время, иногда много времени, и достаточно тесный контакт двух социоидов порождает интеграцию, возникает единый организм — быть может, и с хорошо выраженными частями, но все-таки имеющий общую иерархию. И тогда формируется единая мораль. Да и было бы как-то нелепо, чтобы правила поведения в объединенном обществе появлялись еще до самого такого общества. Разумеется, переходной процесс может протекать весьма болезненно, иногда — трагически. В эпоху Великих географических открытий произошло множество таких трагедий, связанных со страшным притеснением и даже гибелью целых народов. Конечно, мы вправе говорить об аморальности европейских колонизаторов в период покорения Африки, Америки, Австралии, ряда азиатских территорий, о несоответствии их поведения даже принятым тогда христианским моральным установкам. Но такие утверждения — это еще не глубокое понимание. Весь фокус — в мировоззрении конкистадоров, а оно, мировоззрение той эпохи, преломленное к тому же сознанием отнюдь не передовых мыслителей, а простых воинов и моряков, было далеко не совершенным. В него, в это мировоззрение, ограниченное несколькими библейскими тысячелетиями от сотворения мира, не умещались туземные племена, не вступившие толком даже в неолит. Зачастую туземцев воспринимали как забавных представителей животного мира, но отнюдь не полноценных людей иного уровня цивилизации. Познавательная линза середины прошлого тысячелетия не позволяла выстроить их в единую эволюционную цепочку с европейцами, умеющими возводить прекрасные храмы, составлять звездные каталоги и стрелять из мушкетов. Подобная ограниченность способствовала рабовладельческой идеологии, питала всевозможные расистские теории…

— Но ведь тогда европейцы столкнулись и с явными признаками цивилизации, — стала возмущаться Алена. — Я имею в виду ацтеков и инков в Америке. И еще, по-моему, именно тогда началось настоящее знакомство с Индией и Китаем. Уж эти-то государства нельзя было принять за нечеловеческие сообщества…

— Разумеется, нельзя. Но и на таком уровне возникает немало проблем. Европейцы далеко не сразу осознали, что главная ценность Америки — не в легендарном золоте и даже не во вполне богатых землях, захваченных под тем или иным предлогом. Америка доколумбовых времен была гигантским историческим заповедником, где жизнь человека нашего вида прослеживалась чуть ли не со времен его появления до эпохи становления цивилизаций древневосточного типа. Но дело далеко не только в том, что индейские общества сохраняли многие черты нашего прошлого, они были и ростками особого будущего. Хотя империи инков, ацтеков и более ранние города-государства майя во многом напоминают то, что нам известно о древних египтянах или месопотамцах, это были особые ветви цивилизации. Особые ветви, несхожие с европейскими, возникли в Индии и в Китае, причем уровень достижений этих цивилизаций незначительно разбегался с европейским. По каким-то техническим параметрам они отставали, в иных культурных сферах были заметно выше, но важно, что это соответствовало иным путям развития. Однако признать побег соседей эволюционной ветви равным себе, полноправным партнером, а не источником собственного благополучия — потенциальным рабом или хозяином — не так-то просто. И тем сложнее, чем дальше расходятся ветви.

— Ты хочешь сказать, что прямой Контакт с далекой по всем параметрам цивилизацией все-таки мог бы привести к порабощению землян? — спросил Андрей.

— Можно обсудить и эту возможность, но в широком плане речь идет о проблеме космосоциальных иерархий. Мы пока не слишком далеко продвинулись в создании соответствующей теории, однако кое-что понятно и сейчас. Достаточно долгий Контакт приводит к тому, что две или несколько цивилизаций неизбежно реорганизуются в единую систему. В такой системе выделяется лидер — наиболее сложная и высокоразвитая цивилизация, реальные достижения которой представляют собой привлекательный вариант будущего для младших партнеров. Вам-то должно быть известно, насколько приятно получать подсказки, но и вся наша планета была бы не прочь получить хорошо обоснованную картину возможных дальнейших шагов. В сущности, из-за такой подсказки многие люди с нетерпением стремились к космическому Контакту. Но уже следующие шаги в анализе этой проблемы показывают, что здесь все далеко не просто. За рывки в познании приходится платить. Ниоткуда не следует, что существуют цивилизации-филантропы, да и их партнерам неудобно играть роль попрошаек. Однако в таких ситуациях трудно определить понятие партнерства. Чем мы станем расплачиваться с далеко продвинутым партнером за обучение, технологическую и общекультурную информацию? Своими землями, своим трудом, свободой выбора пути? Все очень сложно. Мы попадем в единую иерархию с Ними, и наверняка наше место окажется внизу. Они смогут хорошо моделировать нас, а следовательно, именно Им и стоит вручить бразды правления в нашей общей системе…

— Сначала придется нелегко, — вздохнул Андрей, — но со временем партнер подтянет нас до своего уровня, и наши потомки станут управлять системой на равных.

— Верно, но и тут есть трудности. Я хочу сказать, что во всех вариантах придется думать собственной головой. Их рецепты развития, которые Они как бы экспериментально обосновали собственным движением в будущее, могут вовсе не соответствовать нашим реальным условиям. Я уж не говорю о вариантах, когда продвинутый партнер намеренно или случайно играет на наше уничтожение. Вы же, конечно, понимаете, что не обязательно использовать против нашей планеты какое-то сверхоружие. Достаточно с самыми благими намерениями дать нам преполезнейшую информацию, с применением которой мы на радостях слегка поспешим… Они должны оказаться на очень высоком витке развития, чтобы не только избежать колонизации Земли и выдачи опасной информации, но и допустить нас в наше собственное будущее, не обязательно соответствующее Их образцу…

— Это уж совсем фантастика, — не выдержала Аленка. — Ты говоришь о единой системе цивилизации и в то же время как бы допускаешь разное будущее у разных ее подсистем. Похоже на многоголового дракона — не перекусаются ли со временем его головы?

— Ну, многое из того, что говорил папа, известно и на Земле, вступился за меня Андрей. — И здесь получались очень хитрые отношения между цивилизациями разного уровня. Благие намерения кончались трагедиями, а в иных случаях внешне жесткие приемы Контакта способствовали успешному развитию. Это понятно. Понятно и то, что дракон не обязательно учинит сражение между собственными головами. Но честно говоря, хотелось бы уточнить насчет разных будущих…

— Попробуем. Если Алена станет, например, врачом, значит ли это, что она непременно должна утянуть тебя по своему пути? Предположим, в силу ряда обстоятельств ты формируешься так, что работа врача для тебя невозможна. То есть ты, разумеется, способен понимать достижения медицины, тем более пользоваться ее услугами, но ни в коем случае не должен лечить людей. Ты можешь стать, скажем, поэтом и добиться огромных успехов в своем деле. И опять-таки будет ли разумно, если ты заставишь Алену писать стихи и всю жизнь мучаться своей второсортностью?

— Я ему заставлю! — воскликнула Алена. — Кажется, я поняла. Сейчас ты заговоришь о специализации социальных организмов вплоть до планетарных цивилизаций и целых Космических Клубов, верно?

— Угадала. Но скорее всего — о кооперации специализаций, о взаимодополняемости. Нам часто мерещится универсальность собственного Я, но это лишь потому, что оно насыщено тысячами иных Я, потому что оно, как линзообразная капелька воды, вбирает в себя творческую генерацию всего общества. Для поэта врач — это его же, поэта, иная реализация, иной эволюционный вариант его Я. В таком восприятии возникает глубокое взаимопонимание…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Контакт, или Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века"

Книги похожие на "Контакт, или Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Потупа

Александр Потупа - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Потупа - Контакт, или Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века"

Отзывы читателей о книге "Контакт, или Несколько мыслей и диалогов, подслушанных долгим зимним вечером XXI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.