Владимир Козлов - Психотехнологии измененных состояний сознания

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психотехнологии измененных состояний сознания"
Описание и краткое содержание "Психотехнологии измененных состояний сознания" читать бесплатно онлайн.
Книга доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова знакомит читателей с новейшими интенсивными психотехнологиями, использующими необычные состояния сознания для интеграции и трансформации личности. Задача, поставленная и во многом решенная автором, фантастической сложности – проанализировать широчайший пласт идей, связанных с тем, как человек может реализовать себя наилучшим образом. Диапазон рассматриваемых в книге концепций и подходов просто поражает: от древних шаманских, разработанных несколько тысячелетий назад, до ультрасовременных, появившихся в последние десятилетия. В книге приведено множество методов и техник, которые применяются на тренингах личностного роста. Книга адресована психологам, психотерапевтам, психиатрам, использующим в работе с клиентами трансовые психотехники, гипноз и другие виды измененных состояний сознания, а также студентам, аспирантам, преподавателям вузов и всем, кто интересуется психологией и психотехниками личностного роста.
• видение субъектом другого человека как продолжение себя самого и проеирование, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;
• механизм постановки человеком себя на место другого как усвоение его личностных смыслов.
Идентификацию мы понимаем не только как социально-психологическую способность встать на точку зрения партнера и не отождествляем с пониманием или взаимным уподоблением людей друг Другу. Идентификация включает все эти элементы, но в нашем понимании это интегральное, эмоционально переживаемое отождествление с устойчивыми констелляциями человеческого опыта, которые осознаются и интерпретируются как «свои» и выступают в качестве своеобразного регулятора его поведения и деятельности. Одновременно «Я» выступает как объект уподобления в качестве социально-психологического образования, на который ориентируются и с которым сличается реализуемое личностное и групповое поведение.
Представление человека о себе мы можем обозначить как осознаваемое глобальное «Я», и это свое представление о себе он может описать, интерпретировать. На уровне группы это чувство и осознание «Мы». Каждая личность и группа уникальны в системе описаний, осмыслений, интерпретаций этого «Я».
«Я» и «Мы» всегда имеют положительную валентность, утвердительное начало. С идеей «Я» и «Мы» связано убеждение правильности. Не важно, какова структура или содержание личности. Важно, что любому качеству, любой маленькой подструктуре личности есть оправдание. В зависимости от уровня развития интеллекта, образование «Я» («Мы») осознается и интерпретируется в «положительной тенденции» на уровне психологических, философских, религиозных, экономических, идеологических, духовных содержаний. В конце концов, личность может даже не знать о перечисленных уровнях, а просто переживать состояние «правильности».
Структура идентификации личности и группы. Внутри самой структуры личности мы можем вычленить три глобальные подструктуры «Я». Они обозначаются как:
«Я»-материальное (Ям);
«Я»-социальное (Яс);
«Я»-духовное (Яд).
С этими подструктурами отождествлена, идентифицирована личность.
«Я»-материальное
Каждая структура идентификации имеет некий центр. Центром «Я»-материального является образ своей телесности и телесность как таковая и отношение к телу. Вторичные материальные идентификации – это пол, возраст и качества, которые высвечивают отношения к своей телесности, биологической данности.
Первое, что вычленяется из действительности, структурируется как элемент сознания и личности, осознается как «Я», – это тело.
Первым шагом возникновения самосознания, самоидентификации, вообще возникновения сознания является акт расчленения между «Я» как телом и другим как телесным объектом. На уровне индивидуальной биографии это первичная матрица дуальности «Я» и «не-Я» (на уровне матери и ребенка). Когда ребенок отрывается от груди, в это время формируется личное (личностное) «Я» как некая автономная репрезентация.
Появляется расчленение на «свое» и другое. Появляется свое тело как объект и тело другого как объект (объективная реальность). Происходит отторжение наблюдателя от наблюдаемого, дифференциация субъекта и объекта.
Более того, первичные чувства, которые формируются у личности (например, отношение к себе как к сверхценному объекту, или как к незначимому объекту, или как к амбивалентному существу), возникают в основном из взаимодействия с матерью или с телом другого объекта.
Первое – это телесность и отношение к телесности, и то, что человек получает из этого опыта. Поскольку это первичная, стержневая структура человеческого самосознания, то в основном на базовых отношениях к телесности и формируются все другие конструкции Эго и Эго-индентификаций.
Как справедливо отметила К. А. Абульханова-Славская, «телесность […] несводима ни к индивидуальному, ни к психофизиологическому уровням организации, а становится способом выражения отношений человека к миру» [1, с.289].Первые эмоционально-значимые состояния и первая идентифици-рованность с телесностью, отношение к телесности и составляют ядро «Я»-материального. Для группы центром «Я»-материального является групповое физическое пространство, чувство принадлежности этому пространству. Затем такое отношение к своему телу экстраполируется, переносится на предметное пространство, воспринимаемую вещную структуру бытия (моя мама, моя кукла, мой стол, моя квартира, мой район, моя Родина…). Обозначается это и переживается как нечто, мне или группе принадлежащее. Важно подчеркнуть, что отношение к вещам и предметному миру является неким продолжением, проявлением отношения к телу и к пространству группового существования. Мы можем обозначить как территориальный фактор. Он занимает значимое место в групповой и личностной структуре, так как индивидуумы и группы часто считают, что имеют права на некоторые объекты или места, которые в действительности не являются их собственностью. Объекты или территория занимаются и используются так, как будто принадлежат данной группе, причем чужаки оттуда всячески изгоняются, а если данная территория потеряна, то ее стремятся как можно скорее вернуть. На уровне индивидуальности этот фактор можно обозначить как личное место. Личное место – то пространство вокруг индивидуума, которое является его собственным, в которое никто другой не имеет доступа. Люди всячески отражают вторжения в их личное место, испытывая отрицательные чувства к тем, кто его предпринимает. Интересно, что люди сохраняют между собой дистанцию пропорционально близости межличностного взаимодействия.
Человек и группа охраняют и не пускают в свое пространство. Первичный опыт отделения, расчленения телесности имеет негативную окраску. Это связано с травмой рождения и с травмой отделения от матери как источника пищи и энергии, тепла и комфорта, защищенности. В этом часто проявляется наше стремление не только не пускать в пространство нашей телесности, но и охранять наше предметное окружение, которое, как мы указывали выше, бессознательно воспринимается телом. Тот же самый феномен наблюдается как проявление личностных качеств в групповом сознании.
Есть «Я»-тело, затем человек начинает идентифицироваться с вещами, предметами, которые прикрывают тело, украшают тело или являются индивидуальной символьной манифестацией нашей телесности (одежда, макияж, какие-то проявления отождествленности с половой, этносоциальной или социально-психологической принадлежностью). Предметы являются внешне манифестированной структурой нашего внутреннего «Я», «Я»-материального. Мы есть то, чем мы себя окружаем. Мы есть то, как мы одеваемся, как обставляем свою квартиру г на какой машине ездим, какой счет в банке имеем, в каком доме и в каком квартале, в каком городе и в какой стране живем, как мы относимся к своему телу…
Окружающие вещи являются ярким критерием отношения к телу. Квартира, в которой живет человек, – это в некотором смысле отношение к телу. Холодильник, машина, счет в банке, загородный коттедж, часто женщина, которая находится рядом с мужчиной всю жизнь или ситуативно, являются объектами материальной идентификации и содержанием «Я»-материального.
С возрастом не только растет тело, но и расширяется «Ял-материальное.
Новорожденный не дифференцирует свое тело и окружающую среду, человек рождается с Эго, которое расширено до границ Вселенной. В этот период у человека не существует субъектно-объектных отношений.
В некотором смысле дифференциация своего тела и окружающей действительности является первичной трещиной во Вселенной в дуальностях «Я – Другие», «Я – Другое», «Я» – «Не-Я», «Субъект – Объект».
Затем происходит расширение зоны знания и действия. Человек и группа, с одной стороны, как бы завоевывают внешнее пространство, а с другой – раскрывают и осваивают свое внутреннее психическое пространство, структурируя и открывая свои внутренние возможности.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ
Первая тенденция, которая существует в индивиде и манифестируется на всех уровнях, подструктурах личности, – это расширение пространства. Мы уже писали, что понятие тенденции было введено В. Н. Мясшцевым в его психологии отношений и понимается как напряженная направленность психической активности человека. Что касается нашего осмысления первой тенденции, то мы должны принять тезис Мясищева о том, что потребности как одна сторона основного отношения «можно определить как конативную (от латинского слова сопаге – 'стремиться', 'домогаться') тенденцию овладения».
Пока человек или группа расширяет пространство своего «Я»-материального, это считается позитивным эволюционным и биографическим шагом. Детское стремление «стать большим» (овладеть большим – если перефразировать тезис Мясищева) доминирует в человеке и в группе до тех пор, пока они имеют достаточный уровень витальности. Вещи становятся элементом тела, материального «Я». К телу и материальным вещам человек относится как к наиболее значимым, наиболее важным элементам индивидуального бытия. Когда мы гово-рим «Он (она) или группа имеет вес», то указание на чисто материальную сторону (вес – понятие физическое) показывает, что «Я»-материальное в человеке и в оценке группы значимы. Чем «раздутее» Яч, тем он (человек) ценнее не только в социальном плане, но и в плане внутренней самооценки, значимости принадлежности к группе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психотехнологии измененных состояний сознания"
Книги похожие на "Психотехнологии измененных состояний сознания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Козлов - Психотехнологии измененных состояний сознания"
Отзывы читателей о книге "Психотехнологии измененных состояний сознания", комментарии и мнения людей о произведении.