» » » » Яков Свет - За кормой сто тысяч ли


Авторские права

Яков Свет - За кормой сто тысяч ли

Здесь можно скачать бесплатно "Яков Свет - За кормой сто тысяч ли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Государственное издательство географической литературы, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Яков Свет - За кормой сто тысяч ли
Рейтинг:
Название:
За кормой сто тысяч ли
Автор:
Издательство:
Государственное издательство географической литературы
Жанр:
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "За кормой сто тысяч ли"

Описание и краткое содержание "За кормой сто тысяч ли" читать бесплатно онлайн.



500 с лишним лет назад великий китайский мореплаватель Чжэи Хэ семь раз возглавлял флотилии, бороздившие воды южных морей; в каждой его экспедиции принимали участие десятки кораблей с экипажами, насчитывавшими, около 30 тыс. человек. За восемь десятилетий до Васко да Гамы Чжэн Хэ открыл восточные берега Африки; его корабли бросали якоря в гаванях Вьетнама, Явы, Суматры, Индии, Ирана, Аравии, «Восточного рога» Африки — Сомалийского полуострова. Китайские моряки бродили среди храмов и дворцов Цейлона и в непролазных чащобах суматранских джунглей, они видели шумные базары Каликута и Хормуза, они побывали в знойном Малинди, откуда караваны шли в Эфиопию и за Лунные горы, в самое сердце Африки.

«Мы посетили, — писал Чжэн Хэ, — более 30 стран, пересекли свыше ста тысяч ли необозримых водных пространств…»

Чжэн Хэ, его плаваниям и этим тридцати странам посвящена книга Я. М. Света.






Одновременно китайцы двинулись и на юг. В 30-х годах II века до нашей эры они покорили земли восточных юэ, а в III веке до нашей эры завоевали Фаньюй, город, который находился там, где ныне расположен Гуанчжоу. Восточные юэ влились в великое Китайское народное море, но они не бесследно растворились в нем. Опыт этих искусных мореплавателей усвоен был последующими поколениями, в которых нераздельно сплавились черты аборигенов и пришельцев.

Вскоре китайцы прошли еще дальше на юг и проникли во Вьетнамскую Месопотамию — область Красной и Черной рек, цветущую страну с плодородными землями и многочисленными морскими гаванями.

Таким образом, Ханьская империя и на западе и на юге далеко раздвинула свои рубежи. Продвижение к югу открыло перед Китаем огромные возможности: подчинив юго-восточные прибрежные области, Китай дошел до порога южных морей; из Гуанчжоу и гаваней Тонкинского залива морские пути вели к берегам Камбоджи, Явы, Суматры, Бирмы, Индии.


Китай в Цинскую и Ханьскую эпохи

Это был новый для Китая мир, богатый и пестрый, мир, где переплетались влияния великих культур Индии, Индокитая и стран Малайского архипелага.

За рекой Сонг-Ма, несколько южнее дельты Красной и Черной рек, вдоль западных берегов Индокитайского полуострова обитали тямские племена [3]. Земледельцы, охотники, рыболовы, тямы были в то же время искусными мореплавателями и еще до завоевания Китаем царства южных юэ они поддерживали со своими северными соседями постоянные сношения.

К югу от тямских земель и областей современной Камбоджи и Таиланда, где обитали родственные тямам мон-кхмерские племена, простиралась гигантская дуга Малайского архипелага.

Если наложить на карту Европы этот архипелаг, то острова его вытянутся в полосе от Португалии до устья Волги. Это гигантское созвездие островов раскинулось по обе стороны экватора — на 7 градусов к северу, на 10 градусов к югу.

Десятки тысяч островов, больших, средних, малых и мельчайших, нижутся в тысячемильные цепи, образуя длинные дуги, которые тянутся в сторону Филиппин, Новой Гвинеи и северных берегов Австралии. На самых западных островах — Яве и Суматре, в устьях рек и вдоль морских берегов малайцы, древние обитатели архипелага, создали очаги богатой и самобытной культуры. Малайцы, подобно восточным юэ и тямам, жили морем; морские пути связывали их селения — прибрежные оазисы в девственной гнили джунглей, и их легкие корабли бороздили теплые моря архипелага и порой заходили далеко на запад к Цейлону, Мальдивским островам и Мадагаскару (позже, в III веке нашей эры, малайцы заселили этот африканский остров) и далеко на Восток к Молуккам, рассеянным в водах Арафурского и Кораллового морей.

С тямами и малайцами Китай быстро завязал тесные связи.

В I веке нашей эры из гаваней в Жинани — страны Солнечного юга (так в Китае называлась область дельты Красной и Черной рек) и в Гуандуне китайцы плавали в страну тямов и на Суматру. Возможно, что они в это время доходили до Коромандельского берега Индии. Купцы из Южного Китая везли в дальные страны южных морей шелк, бронзовые изделия, кожи, лак и привозили оттуда пряности и лекарственные зелья, слоновую кость и черепашьи панцири, жемчуг и драгоценные камни. Однако на южноазиатских морских путях в ту эпоху господствовали южные соседи Китая, а несколько позже, во II и в III веках, пальма первенства перешла от них к индийцам, и корабли, которые шли с юга в Жинань и из Жинани на юг, были некитайскими.

Великий муссонный путь

Если по сухопутью через Кашгарию и Среднюю Азию китайцы дошли до Индии раньше, чем индийцам удалось, следуя этой трассой, достичь рубежей Ханьской империи, то на морских дорогах индийцы опередили китайцев. Индия ив то время и на протяжении всего средневековья была в отличие от Китая страной лоскутно-пестрой. Множество крупных и мелких государств, независимых и полунезависимых городов, племенных союзов и диких «ничейных» земель, затерянных в джунглях Декана и Бенгалии, в предгорьях Гималаев и в пустынях Раджахстана, создавали невероятную чересполосицу.

Великая индийская цивилизация зародилась в долинах Инда и Ганга, и постепенно ее влияние распространялось все дальше и дальше на юг, захватывая области Декана, населенные народами дравидийской семьи — андхра, тамилами, малайяли, каннара.

В северной части страны за несколько столетий до нашей эры сложились крупные государства, в границы которых порой входила большая часть Индии.

На юге процесс этот начался позже, примерно в I веке нашей эры. Вся эта сложная, хаотически запутанная система постоянно изменялась, границы непрерывно перекраивались, то и дело на севере и на юге возникали новые царства. Кроме того, с севера в Индию непрерывно вторгались народы-завоеватели, и эти волны иноземных нашествий захлестывали северную половину Индии, сметая там все старые рубежи.

В вершине и на обеих сторонах индостанского треугольника, далеко вдающегося в воды Индийского океана, в начале нашей эры возникло, множество торговых городов.

Здесь сходились морские дороги из Египта и Явы, отсюда тянулись сотни нитей в города Римской империи, к берегам Африки и к торговым центрам Средней Азии, здесь основали свои колонии яваны — выходцы из восточных областей Римской империи, говорившие на греческом языке. Эти города были очагами заморской торговли и заморской колонизации; отсюда индийские купцы и переселенцы в первых веках нашей эры проникли в Индокитай и на острова Малайского архипелага, и вскоре там возникли государства, в которых индийские и местные элементы дали начало цветущим самобытным культурам.

В это время окончательно наметились пути, которые шли из гаваней Аравии и Индии к берегам Жинани и Явы. По этому пути пришли в 166 году в Жинань гости из Рима, по этому пути на индийских кораблях заходили далеко на восток, в Бирму, дельту Меконга, тямские земли и на острова Малайского архипелага, яваны из индийских приморских городов. Их рассказы о землях и морях «Загангской Индии» использовал великий греческий географ Клавдий Птолемей; в своей «Географии», которая появилась на свет около 150 года, он описал берега Индокитая и островов Малайского архипелага.

Таким образом, Индия подошла к южным границам Китая, и морская дорога, которая вела из гаваней Малабарского и Коромандельского берегов в Южно-Китайское море, приобрела поистине международное значение.

По этой трассе и по Великому Шелковому пути, связавшему западные области Китая со Средней Азией, шли не только торговые корабли и торговые караваны, по этим межазиатским магистралям индийская культура шагала к границам Китая и до Индии доходило могучее влияние китайской цивилизации. По этим путям в начале нашей эры проник в Китай буддизм, который спустя несколько столетий стал господствующей религией в этой стране [4].

Южноазиатский морской путь нередко называют муссонным. Действительно, движение кораблей с давних пор было подчинено здесь режиму сезонных ветров — муссонов, которые в Индийском океане и китайских морях отличаются поразительным постоянством. С октября по январь постоянно здесь дуют северо-восточные муссоны, с мая по август — юго-западные. Индийские, малайские и китайские мореплаватели, зная закон муссонов, точно определяли время движения кораблей. Весной корабли шли на восток, осенью на запад. Были рассчитаны дистанции на этом огромном пути, и каждый кормчий знал, какое расстояние он сможет пройти за благоприятный для плавания сезон.

Хотя китайцы в Ханьскую эпоху были в южных морях не столь активны, как индийцы, но навигационное искусство и кораблестроение развивалось в это время весьма быстрым темпом.

Трудно перечислить самые разнообразные типы судов, которые в ту пору строились в Китае. Любопытно, что появляются особые типы морских кораблей и при этом кораблей, специально предназначенных для дальних плаваний, — так называемые ланчжоу и фа. Строятся крупные корабли — двух-, трех- и четырехпалубные (лу, файлу, цзюеши), суда с тяжелым вооружением (цзянъ), быстроходные рейдеры (чима) и корабли-разведчики (чжихоу).

Создаются верфи для постройки речных судов внутри страны и ряд верфей для морских кораблей на побережье Бохайваня, Шаньдуна, в устье Янцзы, на берегах Чжэ-цзяна, Фуцзяня, Гуандуна и Жинани. Крупнейшим центром морского судостроения был в то время город У (современный Сучжоу) близ устья Янцзы. Славились своими кораблями юньнинские и хэньюйские верфи в Чжэцзяне, близ современных городов Вэньчжоу и Пиньян; не меньшей известностью пользовались верфи Гуанчжоу.

География кораблестроения Ханьской эпохи весьма показательна. Юго-восточные области страны с их унаследованными от эпохи юэ морскими традициями прочно удерживают первенство. Здесь создаются не только корабли, но и кадры опытных моряков — матросов, лоцманов, кормчих, которые ив поколения в поколение передают навыки, приобретенные в ближних и дальних плаваниях по китайским морям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "За кормой сто тысяч ли"

Книги похожие на "За кормой сто тысяч ли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Яков Свет

Яков Свет - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Яков Свет - За кормой сто тысяч ли"

Отзывы читателей о книге "За кормой сто тысяч ли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.