Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пастырское богословие, т.3"
Описание и краткое содержание "Пастырское богословие, т.3" читать бесплатно онлайн.
Украшение в храмах
Приходится оказать несколько слов ещё об одном обычае, не так давно вкравшимся в обиход московских храмов. Именно об обычае постоянно украшать цветами, и притом, чаще вето безвкусными, искусственными цветами, а также всякими полотенцами святые иконы, причем, и в алтаре, в торжественных случаях ставятся целые корзины цветов. Этого обычая не следует одобрять и поощрять, искусственные цветы уже по тому одному, что они искусственные, не должны быть допускаемы в храмах.
Приснопамятный митрополит Филарет об искусственных фальшивых камнях и цветах и т. п. украшениях говорил, что они предосудительны в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому, что заключают в себе ложь. Так и в данном случае желательно совсем вывести из церковного употребления искусственные цветы, которые не украшают, а по большей части, уродуют те предметы, которые думают ими украсить.
Но и живые цветы, хотя они и допустимы в храме, однако, не в таком виде, в каком, по большей части, теперь мы их видим в церквах. Эти безобразные корзины с землей, обвитые нелепыми лентами из древесины, еле уместные и в комнатах, совсем не уместны в храмах, особенно в алтаре. Живыми цветами, но отнюдь не в корзинах, можно украшать святые иконы, но в алтарь их вносить не следует.
Я желал бы, чтобы вы приняли эти мысли мои к сердцу и постарались провести их в жизнь. Полагаю, что вам это не трудно будет исполнить и что вы сами убедитесь в их целесообразности.
Пользуясь настоящим случаем, чтобы, с одной стороны, поблагодарить тех из вас пастырей московской паствы, которые с должным благоговением и страхом Божиим совершают свое служение Церкви Христовой и верующему народу, жаждущему видеть в пастырях пример благочестия и доброго наставничества и, с другой стороны, призвать мало усердных и нерадивых к тому, чтобы осмотреться и устрашиться своего нерадения, постоянно приводя себе на память грозные слова пророка о творящих дело Господне с небрежением…
Господь благодатию Своею да благословит и помилует всех нас![31].
3. Объективная и субъективная сторона пастырского учительства
…(их же проповедь Троица Единосущная).
а) Объективная сторона пастырского учительства
Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос, посылая святых Апостолов, а в лице их и всех пастырей на всемирное пастырское служение, сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28,19).
Вот то «Имя», которое Спаситель, по словам Его Перво — священнической молитвы «открыл человеком» (Ин. 17,6). До Христа Спасителя мир не ведал этого Имени. История религий дохристианского периода свидетельствует, как человечество в национальностях и поколениях, в веках и тысячелетиях блуждало в отыскании этого Имени. Как оно было несчастно и страдало без этого Имени — истинного живого Бога.
Поклонение твари вместо Творца было уделом языческого мира. Обожествление природы (натурализм) и человека (антропотеизм), обожествление небесных светил (сабеизм), животных (зоотеизм), амулетов из камней и чурбанов (фетишизм), — вот чем человечество до Христа Спасителя замещало Божеетвенный идеал в своей духовкой жизни. Это спасительное и спасающее Имя — Отец, Сын и Святый Дух, впервые «в последок дней» (Евр. 1.1), по выражению святого апостола Павла, открыто миру Христом Спасителем.
Святой апостол Евангелист Иоанн Богослов благовествует: «Слово было у Бога и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеком» (Ин. I, 1–4).
В словах и событиях земной жизни Пастыреначальника мы имеем из повествований евангелистов многочисленные места и моменты, когда пастырство Христа Спасителя открывало спасительное имя Божие «человеком» (в лице апостолов в прочих последователей).
Крещение, Богоявление, Преобржение» Первосвященническая молитва, Гефсимания, Голгофа, посольство апостолов на всемирную проповедь, благовестие святых апостолов, исповедание святых мучеников, богословие первых семи веков периода Вселенских Соборов, святоотеческая и позднейшая письменность… «ихже проповедь», по выражению песнопения из пастырской хиротонии, «Троица Единосущная».
Идея проповедания Единосущной Троицы говорит о себе во всех Символах и обрядах нашего исповедания. Сложение перстов в крестном знамении, в благословении священнослужителей, иерейское, архиерейское тройное «аллилуйя» и прочее.
Отца славим, Сына превознесем, Божественному Духу поклонимся, — вот то, чем должна быть насыщена проповедническая настроенность пастыря — учителя в Православной Церкви, без чего он не может в своей душе оставаться пастырем и на одну минуту, в своей пастырской личной и общественной жизнедеятельности, в своем учительстве народу.
Пастырь Православной Церкви, по учению Слова Божия, есть страх, поставленный от Небесного Отца (Ин. 10, 26–29). Продолжатель дела искупления, избранный посланник Христа и орган Божественной благодати, «немощная врачующей и оскудеваемая восполняющей».
«Святым Духом всяка душа живится… светлеется Тройческим единством…»
Отец — бесконечный идеал совершенства: «будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48).
Сын — конкретный (т. е. действенный, осуществленный в земной человеческой жизни), наш идеал. Он есть «Сын Божий» и «Сын Человеческий». «Видевый Меня видел и Отца Моего».
Дух Святый — сила возрождающая в «пакибытие» и «создающая» новую тварь во Христе. «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10,19; 11, 16,13).
«Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый; Троице Святая, слава Тебе»; в этих кратких словах церковной и домашней молитвы реально выражена вся объективная сторона учительской деятельности пастыря.
Объективная сторона пастырского учительства тесно связана с субъективной стороной деятельности пастыря.
б) Субъективная сторона пастырского делания (Новая тварь во Христе)[32]
Если объективною стороною в жизнедеятельности пастыря — учителя является изречение Пастыреначальника: «идите, научите все народы» (Мф. 28,19), то субъективная сторона его жизнедеятельности выражена словами святого апостола Павла:
Кто во Христе, тот — новая тварь… «Во Христе Иисусе ничто не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь..» (2 Кор. 5, 17, Гал. 6,15).
Спасение христианина не есть дело внешне воспринимаемое, как у рационалистов, одним познанием, как факт объективный. Оно должно быть делом глубоко внутренним, субъективным, воспринятым душой и сердцем.
«Ветхий человек» греховный от первого Адама преобразуется в «Нового человека», благодатного от второго человека Адама с небеси — Христа»
Здесь пастырь имеет дело с внутренним, психологическим процессом, именуемым в пасторологии тремя научными богословскими терминами: возрождение, обращение, освящение.
Возрождение — снова рождение, второе рождение
«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
В этих словах Спасителя открыто значение и сила тайны второго рождения для новой твари во Христе или, что то же, возрождения. Инициатива творчества новой твари, как и в начальном первом творении человека, принадлежит Слову. Как при плотском рождении человек рождается к жизни и получает возможность (потенцию, базу) проявления сокрытых в нем индивидуальных, личных дарований, так и в таинстве Крещения христианин приобщается к жизни со своим Творцом — Богом и получает от Него благодатные силы к новой, духовной, нравственной жизни во Христе.
Крещение — это привитие к сокам жизни Божей, личности ко Христу.
Обращение
Если возрождение есть акт Божественный, то обращение есть акт человеческий. Христианин в крещении получил благодатные силы для новой жизни во Христе. От самого человека, наделенного Творцом свободной волей, зависит теперь использовать полученные благодатные дары и проявить их в своей жизнедеятельности или заглушить их и, таким образом, полученный от Бога талант зарыть в землю, не использовав его в жизни. По выражению одного из отцов Церкви, Бог оотворил человека без человека, а спасти человека без человека не может, и это потому, что Бог не изменяет и лишить человека дарованной свободы не хочет.
«Помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 6,3), — так читается «апостол» при Крещении.
В лице праотца Адама человек в своем жизненном историческом пути отвратился от Бога и стал служить греху, подпав под власть диавола.
Теперь весь жизненный путь христианина должен быть отвращением от сатаны и обращением ко Христу. Обращение от темного запада к востоку — Солнцу Правды (Петр. 2, 9), что весьма образно выражается в обряде отречения от сатаны и всех дел его при совершении таинства Крещения. Об этом же красноречиво говорит притча о блудном сыне (Лк. 15, 11–31). В этой притче Спасителем оттенены три момента в процессе обращения грешника к Богу: «пришел в себя»; «я голодаю»; «иду к Отцу».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пастырское богословие, т.3"
Книги похожие на "Пастырское богословие, т.3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3"
Отзывы читателей о книге "Пастырское богословие, т.3", комментарии и мнения людей о произведении.