» » » » Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3


Авторские права

Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3

Здесь можно скачать бесплатно "Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Московская Духовная Академия, год 1967. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3
Рейтинг:
Название:
Пастырское богословие, т.3
Издательство:
Московская Духовная Академия
Жанр:
Год:
1967
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пастырское богословие, т.3"

Описание и краткое содержание "Пастырское богословие, т.3" читать бесплатно онлайн.








Истинный пастырь всецело живет любовью к пастве. «Хотя бы разделяло нас пространство, — пишет св. Златоуст, — мы соединены любовью. Самая смерть не разлучит меня с вами… Тысячу раз я готов принести в жертву себя за вас»[116].

«Пресвитеры должны быть благородны, — пишет св. Поликарп в Послании к Филиппийцам, — милостивы ко всем, обращать заблудших… хранить братство во взаимной любви»[117].

В «Отечнике» мы находим такой рассказ. Однажды авва Иосиф, слушая разговоры иноков об истинной любви, сказал: мы еще не знаем, что такое любовь, но образец ее дал нам авва Агафон, который говорил: если бы возможно было взять у кого — либо из прокаженных его тело и передать ему мое, то сделать это было бы для меня наслаждением»[118].

Истинная любовь пастыря характеризуется более всего силой самоотвержения. Истинно любвеобильных пастырей мало. Большинство их мало знают своих пасомых, и те обособленно живут от своего духовного руководителя, будучи в духовном отношении предоставлены самим себе.

Причины такого явления кроются в трудностях добродетели любви по существу. Любовь представляет плод духовной зрелости и лишь на конце подвига дается в полноте своих проявлений.

Преподобный Иоанн Лествичник поставляет любовь на последней тридцатой степени своей «Лествицы»[119].

Если эта царица добродетелей трудна для всех, то для пастыря она оказывается еще труднее. Миряне не отдают другим столько времени, сил, как пастырь, который, собственно, не вправе распоряжаться собой ни одной минуты. От него все требуют напряженного внимания, любви и не удовлетворяются его холодно — деликатным отношением.

«Истинную любовь, — внушает святитель Василий Великий, — образует дар Духа Господня, дар благодати, и приводит любящего в совершенное единение с любимым»[120].

По благодати хиротонии «дух пастырской любви» (2 Тим. 1,7), или способность жить в других, раскрывается постепенно. Вначале она созидает в пастыре обостренное сознание долга — заботиться более о других, чем о себе, и вызывает сильное угрызение совести, когда он нарушает данное требование. Истинная любовь достигается, прежде всего, самопринуждением к любви.

Зная великую цену души человеческой (Мф. 6,25) и любовь к ней Господа, пастырь принуждает и себя любить пасомых. Ради них ему необходимо подчас бывает нарушить свой покой, когда обращаются к нему за советом или «требой». Он должен заставить себя, вопреки себялюбивым чувствам недовольства, покрывать недостаток сердечной любви хотя внешней любезностью и лаской. Господь, видя такой труд борьбы с собой, не замедлит растворить сердце пастыря теплотой искренней любви. Принуждение к внешней духовной милостивости постепенно усиливает подлинную отзывчивость пастырского сердца и внутренне склоняет его к доброте.

«Милостыня, по Златоусту, — мать любви»[121].

Нужно сказать, что при такой борьбе с эгоизмом, показная любовь пастыря не составляет вид лицемерного фарисейства, так как она допускается исключительно во имя чистой любви к Богу и ближним. Подобное принуждение, наоборот, достойно всякого одобрения. Посредством его незаметно преодолевается в пастыре внутреннее раздвоение, постепенно переходящее в истинное настроение. Но напрягающийся свято любить паству должен блюсти в этом меру, не перегружать сердце тяготой или чувством скрытого недовольства и раздражения. Иначе может образоваться своего рода душевный надрыв, приводящий к унынию.

Если пастырь на исповеди в приеме верующих изнемог, напрягаясь быть любезным, то в таком случае полезно перейти к простому, спокойному обращению, но без раздражения. Это тоже вид любви и дается легко как реакция после душевного переутомления.

Постепенный переход от спокойно — мерной любви к более сильной, искренней любви вызывает ответную любовь паствы к пастырю. Эту истину рельефно оттеняет в пастырском душевном строе святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Что возбуждает любовь плотскую? — Телесная красота. Соделаем же и мы души наши прекрасными и будем питать любовь друг к другу. Ведь нужно не любить только, но и быть любимым… Будем добрыми, и мы достигнем, что всегда будут любящие нас, а следовательно, будем любить и мы…»[122].

Следующим средством, возгревающим благодатно — пастырскую любовь, следует считать молитву о укреплении любви. Без помощи Божией не устойчивы все дарования и мероприятия людей. Поэтому пастырю при всяком общении с пасомыми, следует предварительно молиться Богу о помощи. Молитвенное обращение умиротворит его сердце, рассеет чувство самолюбия, укрепит его желание послужить ближним и создаст прочное состояние спокойного равновесия. Особенно на первых порах служения всякий пастырь — предстоятель, по словам преп. Иоанна Лествичника, должен молиться о том, чтобы ко всем иметь сострадание и расположение[123].

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком тот творит молитву»[124].

Кроме того, дух пастырской любви возгревается и некоторыми внешними содействиями самой паствы. Вращаясь всегда среди единодушных ему лиц, пастырь невольно сближается с ними духом. Усвояя пасомых себе и передавая им часть своей личной жизни, пастырь искренним обращением в кругу верующих согревает себя все более и более возрастающей любовью.

«От взаимного общения, — пишет св. Златоуст, — происходит великая сила… Как железо, соединяясь с огнем, накаляется, так и общение друг с другом умножает любовь. Если камень, ударяясь о камень, издает огонь, то не тем ли более душа, сообщаясь с душой»[125].

Весьма большое значение для пастырской любви имеет носить в своем сердце скорби пасомых. Человеческая природа чувствительнее возбуждается наблюдаемым горем, нежели радостью, и острым переживанием скорби гораздо глубже и искренне сочувствует.

Сами страдающие ищут соскорбящих и способных понять их и разделить с ними бремя несчастия. Наоборот, живущие всегда радостью, особенно духовно неразвитые, эгоистично обособляются от других, и в их сердце не всегда найдется отзыв на горе ближнего. Отсюда необходимо пастырю соскорбеть людям, по примеру Апостола: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся%» (2 Кор. 11, 29).

Чем более пастырь страдает с пасомыми и передает им как бы часть своей души, тем они становятся ему дороже.

В Своей прощальной беседе Господь, обращаясь к апостолам, говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Отсюда желающему обогатить душу свою любовью следует помнить, что любовь приобретается более в скорбях, нежели в радости, в сострадании, нежели в сорадовании ближним. И что ни больше пастырь сам несет различные скорби, болезни, гонения, клеветы и прочее, он более приближается к святой любви, более способен сострадать и понимать скорби других. А с другой стороны, при указанных условиях жизни пастыря (скорбях и лишениях) паства получает нравственный урок для себя, видя наглядный пример пастырского терпения; кроме того паства расположена любить более скорбящего пастыря, когда он несет испытания и злострадания. При таком положении они готовы взаимно положить свои души за любимого и страдающего своего пастыря. Так в скорбях рождается взаимная любовь у пастыря к пастве и наоборот.

Характерно, что в сельских приходах пастырь стоит к пастве ближе, чем в городах. Городские священники, в отличие от сельских, за малым исключением, недостаточно упражняют свое чувство сострадания, мало знают руководимых и сердечно отчуждены от них. Лишь исповедь им дает некоторый способ общения с верующими. Да и нередко сами городские священники признаются в том, что за праздничными службами контингент молящихся в их храме всегда им кажется новым.

Кроме того, у простых верующих людей много таких прекрасных качеств, которыми они могут расположить своего пастыря к тому, чтобы он полюбил их. Так, например, искреннее пастырское отношение к ним, с малой хотя бы степенью сердечности, уже удовлетворяет их и возбуждает в их сердцах благодарность. Они, утомленные бытовыми явлениями эгоизма в жизни, ценят и незначительное проявление внимания и любви к ним. За пастырскую любовь и за благоговейное церковное служение они уважают и любят священнослужителя, опережая его в искренности ответных симпатичных чувств.

Обобщая все сказанное о воспитании пастырской любви, необходимо в заключение отметить6 что благодатная любовь, данная пастырю в хиротонии, как полевое семя развивается благодаря свободному пастырскому подвигу.

«В труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и наготе» (2 Кор. 11, 27) куется настоящая пастырская любовь, способная жертвовать собой ради счастья и спасения ближ. них.

4. Уклонение от нормы пастырской любви

Душевное пастырство


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пастырское богословие, т.3"

Книги похожие на "Пастырское богословие, т.3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора доц.архимандрит Тихон Агриков

доц.архимандрит Тихон Агриков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Доц.архимандрит Тихон Агриков - Пастырское богословие, т.3"

Отзывы читателей о книге "Пастырское богословие, т.3", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.