» » » » Георгий Гуревич - Карта страны фантазий


Авторские права

Георгий Гуревич - Карта страны фантазий

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Гуревич - Карта страны фантазий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научная Фантастика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Карта страны фантазий
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Карта страны фантазий"

Описание и краткое содержание "Карта страны фантазий" читать бесплатно онлайн.








Мало нам тридцати лет цветущей зрелости, окаймленных двадцатью годами роста и двадцатью увядания. Хотим жить до двухсот и трехсот лет, не откажемся и от тысячи. Однако в природе существует любопытный закон равновесия, одна из граней закона перехода количества в качество. Смысл его: нельзя переделывать до бесконечности один угол здания, не разрушив всю постройку. В данном случае нельзя дать человеку удесятеренную жизнь, сохранив прежний облик, образ жизни, мораль даже. Немедленно встают вопросы. Захотят ли люди сохранить на тысячу лет свою специальность? А внешность? А пол? И будет ли супружество десятивековым? И мозга достаточно ли у человека? Хватит ли памяти на тысячу лет? И хватит ли гибкости, чтобы не отставать от прогресса старику с грузом взглядов и представлений прошлого века? И даже если хватит ума и гибкости, не захотят ли люди стать умнее, талантливее, чем были от рождения? Начавши изменять свою жизнь количественно, человек неизбежно переходит к качественным переделкам, к перепроектированию всего организма. Может быть, именно здесь, как и в теме общества будущего, заложен ключ к изображению наших потомков. Они не люди вообще, а люди определенного этапа, со своими "уже" и "еще но": уже без моральных недостатков, но еще не продлившие жизнь радикально, уже продлившие жизнь, но еще не переделавшие себя. И "еще не" - это и есть предмет забот, трудов, тема конфликта, сюжет. Вопрос переделки человека отчасти связан с кибернетикой. Энтузиасты кибернетики считают, что вычислительные машины будут отбирать у человека все большую долю умственной деятельности. Чтобы соревноваться с ними, надо мыслить быстрее. Но темп нашей мысли зависит от скорости нервного тока, это всего лишь сто метров в секунду. В машине же сигналы передает электрический ток, скорость которого в три миллиона раз выше. Так нельзя ли у человека заменить нервную проводку медной? Но тогда получится не человек, а машина. Недаром академик Соболев высказывался в том смысле, что кибернетические существа и есть люди будущего. И возражая энтузиастам кибернетики, так называемым "физикам", научно-фантастические "лирики" начали писать о том, что все мы недооцениваем человека, на самом деле у нас есть скрытые резервы, есть память предков, так что прошлое мы можем извлечь из своего мозга, есть возможность усилием воли продлить жизнь, есть способность читать чужие мысли ("Новая сигнальная" С. Гансовского) и внушать свои ("В круге света" А. Громовой) и даже потенциальная возможность летать по воздуху ("Мечта" С. Гансовского). Все уже заложено, добавлять ничего не нужно, только выявляй способности. Совершенствовать или пробуждать? Опять я привел вас к литературным спорам, которые ведутся сегодня, в 1967 году.

КАРТА СТРАНЫ ФАНТАЗИЙ

Претензии исчерпаны, и туристский маршрут пройден. Бегло, очень бегло, осмотрели мы сложную Страну Фантазий, - добывали в каждой области, в подробности не вдавались, многого, разумеется, не заметили. Но для детального разбора надо было бы посвятить целую книгу каждому разделу, а мы торопились составить себе общее впечатление о фантастике. Теперь, как полагается путешественникам, пора засесть за отчет. Представим его в форме карты. Вот она, на форзаце. Слева Страну Фантазий омывает океан Научный, справа - Литературный. На границе двух океанов лежит область Познавательной фантастики, рядом с ней, но ближе к литературе - Приключенческая фантастика, за ней обширный край Мечты. Ближе к приключенцам - Мечта о готовых открытиях, а ближе к ученым - Мечта о созидании, Лабораторная и Производственная. Мечта же о человеке и обществе будущего, то есть Утопия, глубоким морем Споров отделена от берега Осуждающей фантастики с областями Сатиры на отсталое общество, Сатиры на отсталых современников и Сатиры на неверные тенденции и мечты. Последняя имеет свое название: Антиутопия, или Фантастика Предостережения. На перешейке между Мечтой и Сатирой расположил я Психологическую фантастику - изображение современного человека средствами фантастики. За фантастикой Лабораторной виднеется далеко вдающийся в океан Науки полуостров Новых Идей, а близ него область очерков о Технике Будущего. И против каждой области, уже за морем, я изобразил аналогичные разделы нефантастической литературы, или ненаучной фантастики. Первый вариант карты Страны Фантазий был опубликован в журнале "Искусство кино" два года назад. Были отзывы положительные, эти пересказывать незачем, были и упреки. Мне говорили, что карта получилась плоская, нерельефная, что она не показывает границы качественной, не отличает вещей хороших от плохих. Совершенно справедливо. Данная карта, как и всякая другая карта, есть изображение страны на плоскости. Но оказывается, что без этого изображения не получается серьезного разговора о качестве. Без карты ведется нелепый спор сапожника с портным, кто из них важнее для человека - обувающий или одевающий? Когда же книги распределены по областям Страны Фантазий, сразу видно, что с чем стоит сравнивать. Например, в области Производственной фантастики рядом лежат такие вещи, как "Тоннель" Келлермана, "Мол Северный" А. Казанцева, "Изгнание владыки" Г. Адамова, "Горячая земля" Ф. Кандыбы, а по соседству находятся такие нефантастические фильмы, как "Далеко от Москвы", "Встречный", "Высота". Тут-то и можно судить о качестве, сравнивая Келлермана, Казанцева, Ажаева, Адамова... А то бывало у нас, что Казанцева сравнивают с Ж. Верном и хвалят советского писателя за то, что он показал открытие в становлении, а не готовым. Но разве это достижение - сменить специальность? Разве хорошо, если сапожник перешел в портные? Достижение, если он сапожник хороший.

В разных областях Страны Фантазий существуют разные задачи, разные требования и разные критерии для оценки достоинств. На протяжении всей книги я твердил о различии этих критериев. Пожалуй, надо попробовать свести их в таблицу.

Критерии фантастики

№ Раздел Примеры Специфическая задача Специфический критерий Допуски Герои Сюжет 1 Познавательная фантастика В. Обручев. "Плутония" Привлечь интерес к науке занимательным рассказом Правильное изложение науки. Занимательность Фантастическое обрамление. Несложные образы. Отсутствие конфликтов между героями Экскурсанты. Часто - дети Приключенческий. Хуже - экскурсия 2 Приключенческая фантастика Н. Томан. "Мэйд ин..." Увлечь читателя героическими делами. Дать образец, достойный подражания Цельный сильный герой. Героичность. Занимательность Герои без противоречий и колебаний. Редкая удачливость их Борцы, искатели, путешественники Приключенческий 3 Мечта о цели Ж. Верн. "20 000 лье под водой" Увлечь большой и заманчивой целью. Показать полезность ее для человечества Цель, нужная людям Не показаны пути к мечте Потребители. Испытатели Чаще - приключенческий 4 Новые идеи Г. Альтов. "Машина открытий" Подсказать пути к цели, иногда назвать новые цели Новизна. Обоснованность Отсутствие конфликтов между героями, даже отсутствие сюжета Слушатель и объясняющий Демонстрация и объяснения. Рассуждение 5 Мечта о средствах а) производство б) лаборатория Б. Келлерман. "Тоннель" Н. Амосов. Записки из будущего" Показать, как на самом деле воплощаются мечты, делаются открытия, показать труд строителей и ученых. Увлечь романтикой повседневного труда Правдивое изображение трудовых процессов и людей труда. Привлекательность науки. Грамотность техники Неторопливый сюжет. Смещение во времени: далекая цель выполняется сегодня Строители. Ученые Производственный. Служба. Лаборатория 6 Техника будущего М. Васильев и С. Гущев. "Репортаж из XXI века" Познакомить с планами и идеями ученых Грамотное изображение техники, точное изложение идей ученых Очерковый сюжет Корреспондент Рассказчик Очерк 7 Психологическая фантастика О. Ларионова "Леопард с вершины Килиманджаро" Показать внутренний мир человека, поставив его в необычайные обстоятельства Глубокое изображение характеров. Наблюдения над людьми Фантастическая обстановка. Наука условна Любые. Сложные Диктуется конфликтом 8 Сатирическая фантастика Фильм "Человек из первого века" К. Чапек "Война с саламандрами" Разоблачить и высмеять отсталого человека, отсталое общество Верное направление сатиры Гиперболичность. Отсутствие научности Любые Динамичный. Иногда общепланетный 9 Антиутопия Г. Уэллс. "Машина времени" Г. Гор. "Докучливый собеседник" Показать губительность вредных тенденций общества, науки, фантастики Верное направление критики Гиперболичность. Броские схематичные образы. Можно без науки Обобщенные. Часто - целые народы Любые. Часто - пародия 10 Утопия Т. Мор. "Утопия" И. Ефремов. "Туманность Андромеды" Показать прекрасное общество и человека будущего Будущее, желательное людям и осуществимое Фантастический способ прибытия в будущее. Экскурсионный сюжет Экскурсант и люди будущего Любой. Часто - экскурсия

Надо ли пояснять, что помимо частных специфических критериев есть еще единые для всех обязательные - идейные и художественные, такие же, как и для всякого произведения? Я не сомневаюсь, что схема, приведенная выше, покажется многим схематичной (на то она и схема), что мне назовут немало сложных произведений, не умещающихся в один раздел фантастики. Все верно: схема схематична, и сложные вещи не укладываются на одну полочку. Тем более важно терпеливо разбираться с каждым автором - какую он задачу ставил себе, как выполнял? И не навязывать ему задачи всеобъемлющие, критерии чуждые, но соответствующие намерениям автора, как это пытались сделать двенадцать критиков Ж. Верна, как пытаются делать и новейшие малокомпетентные критики, впервые в жизни задумавшиеся, что же такое фантастика? А на самом деле прежде всего надо разобраться в намерениях автора, понять, к какому разделу относится его произведение, потом уже предъявлять требования в соответствии с критериями раздела. И вот сейчас, когда у нас критерии есть, можно бы заняться разбором и оценкой фантастики.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Карта страны фантазий"

Книги похожие на "Карта страны фантазий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Гуревич

Георгий Гуревич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Гуревич - Карта страны фантазий"

Отзывы читателей о книге "Карта страны фантазий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.