» » » » Наталия Басовская - Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции.


Авторские права

Наталия Басовская - Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции.

Здесь можно скачать бесплатно "Наталия Басовская - Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталия Басовская - Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции.
Рейтинг:
Название:
Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции."

Описание и краткое содержание "Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции." читать бесплатно онлайн.



Запись программы из цикла "ACADEMIA". Крупнейший российский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская рассказывает о зарождении Средневековья, о том, как могли появиться общество, культура, цивилизация, которую никто не планировал, никто не прогнозировал.






451 год, вот страшное событие. Битва народов, так назвали это событие на Каталаунских полях, на территории современной Франции, Северо-Восток Франции, недалеко от города Тура. Полчища гуннов, это супердикари во главе с Атиллой, которого называли "бич божий", дикарь. Хлынули когда-то из глубин Монголии и прошли по Южному Уралу, прошли по Поволжью и вот они здесь, в Европе. Римляне пытаются их остановить на территории северо-восточной Франции, и становятся в один строй вместе с вестготами, германцами, бургундами, алеманами, до этого презирая их, как писали римские историки, ведь они только "бр-бр" говорят, мажут волосы каким-то жиром вонючим… Мажут, мажут — такая у них была гигиена. От их блюд все время пахнет луком и чесноком, они горланят свои дикарские песни, это я пересказываю римских писателей. Сидя на своих приземистых лошаденках, они делают все, понимаете, и спят даже на них — дикари. И вот римляне становятся с ними в один строй, потому что пришли гунны. О гуннах тоже писали Римские историки, очевидцы Аммиан Марцеллин. Что они рассказывают? Они очень неплохо поняли природу этих кочевников, довольно страшных. Они подметили очень тонкие вещи: наподобие кома снега, поднявшегося из темного угла, когда везде уже тепло, весна и в темном углу где-то сохраняется ком снега, и вот он такой нелепый, такой несвоевременный на фоне зеленых листочков. Они выползли из своего темного угла и надвигаются на нас, на цивилизацию. И подмечают такую вещь, у них нет понятия Родины, потому что он зачат в одном месте, рожден в другом месте, достиг зрелости в третьем месте — кочевники. Это другой мир. Это другой, принципиально иной мир, смертельно страшный и непонятный утонченным римлянам. Германцы даже на их фоне не такие дикари. И вот когда пришли гунны, это уже конец света в кубе.


Римляне становятся в один строй в 451 году с германцами и останавливают гуннов и Аттилу на этих самых Каталаунских полях.


В общем, событий много, когда Аларих в 410 году захватил Рим, три дня вестготы просто громили Вечный город, просто радовались разрушению и это был не единственный… Рим был захвачен еще раз, он был захвачен вандалами, вы знаете, это слово стало нарицательным — "вандализм". Вандалы тоже германское племя, им нравилось уничтожать эти утонченные скульптуры, им нравилось расшвырять их рукописи, допустим, свитки какие-то… Это для них был символ победы над Римским миром, таким властным, таким сильным, таким победоносным на протяжении многих веков.



Итак, картина какого-то полного крушения для одних, а для других, для этих варваров, говорящих "бр-бр" — наслаждение торжеством над своим давним опасным врагом. И это первое, что я хочу подчеркнуть для вас, для понимания средневековой цивилизации Западной Европы. Я называю это знаками, под которыми рождена цивилизация средневековой Западной Европы, первый знак — знак апокалипсиса, знак конца света. Вот он. Он к ним пришел и берусь утверждать, что до конца этого тысячелетия, по-своему замечательного, очень интересного, этот знак никуда не уходил, он так и оставался в пространстве.


Человек Средневековья твердо верил в возможность конца света, ему даже несколько раз объявляли. Представьте себе объявление: "Вот тогда-то наступает конец света". Для них объявляли, тысячный год был назначен, потом перенесли, перенесли. Церковь — очень гибкая организация, когда не случилось в тысячном году, сказали, переносится, ошибка вкралась в наши вычисления. Не учли 33 года земной жизни Христа, значит, переносится на 1033. Люди опять ждали, уже не так истово, как в первый раз. Потом еще раз переносили под разными предлогами, календаря и хронологий. Ну а потом рассосалось, но в 15 веке его ждали опять. И между прочим, один из мотивов путешествие Колумба в Новый свет, в Америку, — это поиск такой земли, где можно будет укрыться от конца света. И поэтому 1492 год — условная веха конца Средних веков, это условное открытие Америки Колумбом. Почему условное, потому что вы знаете, что сам Колумб не знал, что он открыл, он вообще-то думал, что он в Индии. Но один из мотивов его движения туда, это поиск возможного укрытия от конца света.


Итак, знак апокалипсиса, под которым рождается Средневековье и Средневековая цивилизация. Это навсегда налагает на нее отпечаток. Человек Средневековья абсолютно верит в возможность конца света, допускает его совершенно реально тогда, когда будет сказано и подсказано, конечно, церковью, ибо она владеет душами людей, к этому сейчас я еще приведу.



Каковы же были эти два мира и что позволило им так синтезироваться? Что соединилось? Тут мы увидим еще такие знаки, под которыми встреча миров состоялась. Итак, два мира. Римский мир 4 — 5 веков, основное я уже сказала, только теперь подведем некоторые итоги. Что в нем внутренне перерождаюсь? Внешне все очевидно, Рим перестал побеждать, Рим перестал быть захватчиком, Рим перестал быть похожим на самого себя. Рим не захватчик — это не Рим, Рим не победитель — это не Рим. А что же такое внутри у него происходило? Мы с вами вряд ли остановимся на концепции наказания за грехи, такого абстрактного, посмотрим реально, конкретно. Во-первых, Рим этой эпохи в целом, я считаю, что с ним произошло самое главное, что можно назвать так. Как цивилизация античная он утратил самоидентичность. Страшное явление. Он перестал быть адекватен самому себе. Рим не завоеватель — уже не Рим, Рим не победитель — уже не Рим. И самое главное, Рим, который рождался, достигал расцвета, 2 — 1 век до н. э и первая половина второго, это высокий расцвет Рима. Это был Рим, основанный на труде рабов, которых можно было пополнять сколько угодно. Вот завоевали какую-то область, рабов — сколько хочешь. Был такой остров Сардиния, есть такой остров Сардиния, почему был. Завоевали Сардинию, которая взбунтовалась против власти Рима, всех жителей обратили в рабство. В Риме появилась поговорка — "дешев как сард", т. е. рабы страшно подешевели. Рабы — это удобство, это повседневность, когда они покорили во втором веке нашей эры Грецию, сделали своей провинцией, в Риме появилась масса рабов-учителей, рабов-писателей, рабов-поэтов из высочайшей греческой культуры. И такие рабы, сарды, это конечно работники в поместье, а это…ну все равно, все рабы. И рабская психология кругом, и она нормальна и римлянин считает, что есть люди и есть рабы. Это замечательно выразил римский писатель Варон, в эпоху расцвета Рима он в своем трактате о сельском хозяйстве написал: "Орудия делятся на насколько категорий, большинство людей делят их на три группы. Орудия немые, к коим относятся мотыги, телеги, плуг. Орудия полуговорящие, к коим относятся волы, и орудия говорящие, к коим относятся рабы". По-латыни instrumentum vocale, "говорящий инструмент", это психология. Это не обязательно, как в детских вариантах, в школе объясняют, рабов били, избивали, это не обязательно. Ну, там при случае слегка наказать, а уж за какое-то большое преступление и жестоко наказать. За восстание — да, 10000 распятых рабов после Спартаковского восстания 73–71 годов до н. э. 10000 рабов распяли, но это ЧП, а в повседневности — раб это удобство. Но постепенно это, в общем, краеугольное явление, на котором держится этот мир (есть МЫ — римляне; есть варвары "бр-бр"; есть варвары, обращенные в рабство, — это рабы, так устроен этот мир), все рушится, все размывается.


Труд рабов не очень производительный, наверно, вы прекрасно это понимаете. Какой у него интерес? А все время бить его плеткой — это можно, но когда рабов стало очень много, в эпоху классического рабства, в больших поместьях. Тысячи! Прикиньте, сколько надо надсмотрщиков, чтобы за каждым уследить. Нерационально, разоришься на надсмотрщиках, а так они работают плохо, так, как работает раб.


Для того, чтобы понять, что такое рабский труд, вот давайте представим себе парадоксальную фигуру. Раб-рационализатор, ну сейчас они называются не рационализаторы, а, допустим, менеджер, с гениальным проектом прибегает к своему хозяину: "О-о-о, у меня такой проект! Я такую штуку придумал. Вот мы ее внедрим в производство оливкового масла, допустим, завтра соседнюю виллу перегоним, на рынке у нас доходы будут". Ну зачем это рабу? Ему же от этого ничего не будет. И производство, материальная жизнь в громадной этой империи, которая казалась такой всемогущей, победительной, приходит в упадок.


Наука не соединилась никак с производством. Наукой занимаются свободные, т. е. те, кто называется люди. Самая популярная наука — философия, ибо философия — это же не научная дисциплина, это мировидение. Они философствуют, они рассуждают об устройстве мира, вселенной, высказывают гениальные догадки, например о том, что Земля — шар. Они догадались, потом в Средние века церковь запретила так думать, это абсурд. Потом это откроют заново, это будет целая плеяда ученых Возрождения. Наука сама по себе, а производство — это же удел рабов. Никакой свободный, самый ученый ум, не будет предлагать туда, в производственную сферу. Это унизительно, это не для нас, свободных и богатых. И потому рано или поздно Рим, при всех достижениях его… У них уже высоко развивалось и финансовое дело, уже были и банки, уже были займы, кредиты, проценты, ростовщичество, все было. Но оно тормозится отсутствием настоящего, свободного интереса. Для того, чтобы были все-таки люди, менеджеры современные, которые хорошо бы работали в экономике, начинают нарушать то, что и есть самоидентичность — появляются вольноотпущенники. Ох, какую власть они постепенно в Риме забирают, те, кто получили свободу из рук своего хозяина, за какие-нибудь заслуги. Как они служат своим хозяевам — так, что потом их же и свергнут, их же и сбросят куда-нибудь. Появляется такая категория людей энергичных, циничных, мстящих за свое былое положение. Очень опасные, а главное, размывается простая психология, что есть люди и есть "инструментум вокале", это было просто и ясно. А теперь вся картина смазывается. Какие-то вольноотпущенники. Такие пробивные, такие энергичные. Начинают руководить императорами, в позднюю римскую пору. Картина мира замутнилась, исчезла та ясность, на которой держалась вся римская сила.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции."

Книги похожие на "Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталия Басовская

Наталия Басовская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталия Басовская - Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции."

Отзывы читателей о книге "Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы. Лекции.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.