» » » » Бэлла Эренгросс - Культурология: Учебник для вузов


Авторские права

Бэлла Эренгросс - Культурология: Учебник для вузов

Здесь можно купить и скачать "Бэлла Эренгросс - Культурология: Учебник для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Мир и образование»9a9a14c4-f111-102d-b528-b4a213751508, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Бэлла Эренгросс - Культурология: Учебник для вузов
Рейтинг:
Название:
Культурология: Учебник для вузов
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-488-01034-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология: Учебник для вузов"

Описание и краткое содержание "Культурология: Учебник для вузов" читать бесплатно онлайн.



Что считать культурой? Критерии, отличающие культуру от антикультуры. Культурные и цивилизационные процессы, происходящие в современном мире. Человек и культура… При изложении этих и других тем курса культурологии авторы представляют не только свою концепцию, но и взгляды других ученых, давая возможность студентам делать самостоятельные выводы.

Большое внимание уделено вопросам, которые при изучении культурологии как учебного предмета часто не находят достаточного освещения: определение духовной культуры, места и роли морали, религии, науки, искусства в системе культуры.

Определяя культуру и как высокий уровень человеческой деятельности, авторы рассматривают с этой точки зрения культуру общения, политическую культуру, культуру национальных отношений, педагогическую культуру; показывают, что приобщение к культуре – необходимое условие становления человека и специалиста.

Рекомендуется студентам, изучающим культурологию. Представляет несомненный интерес для изучающих политологию, философию, педагогику, а также для всех, кто интересуется актуальными проблемами культуры.






В. Вернадский продолжает свои размышления, и после обоснования идеи о том, что планета Земля есть одновременно продукт космической эволюции и эволюции биосферы, он в 1944 году, незадолго до кончины, пишет статью «Несколько слов о ноосфере»: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера".

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете» [18, с. 503–512]. Итак, в ноосфере вместо стихийного бессистемного движения человек выступает в единой системе с природой, ибо своим разумом постиг ее законы.

А какова природа этих законов? Много размышляли над данной проблемой великие русские космисты К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский.

О К. Циолковском мы больше слышали как о разработчике теории космических полетов и ракетных двигателей. Однако сам он эти расчеты считал прикладной частью своих исследований. В его жизни важную роль сыграла долгая беседа с Н. Федоровым, после которой он укрепился в своих идеях о глубинных связях всей природы: все ее элементы универсальны, это некие «атомы», которые, существуя вечно, участвуют в космической эволюции: попадая в живые объекты, «живут, ощущают» – это его теория «монизма Вселенной». В ходе космической эволюции несовершенные, косные виды материи постепенно уступают место более совершенным. Определенное место в космической иерархии занимает и человек – он отнюдь не венец природы, но, возможно, способен к совершенствованию.

Человек только первые шаги своей истории делает по Земле, считал К.Э. Циолковский; будучи порождением Вселенной, свою дальнейшую деятельность он должен развернуть именно в Космосе. Осваивая его, удаляясь от Земли все дальше, строя космические поселения, человек, однако, уже с первых шагов должен соответствовать этой великой задаче морально, должен совершенствоваться вместе с ростом своего технического могущества. И тогда через многие миллионы лет люди, может быть, в прямом смысле слова станут лучезарными, превратившись в сгусток «лучистой энергии» [19].

Мы можем заметить, как важна в культуре преемственность идей и личная связь незаурядных личностей – носителей этих идей: Н. Федоров помог К. Циолковскому в формировании его целостного взгляда на природу Вселенной, а много позже, в 1913 году, К. Циолковский встретился с юным А. Чижевским, для которого и эта встреча, и их долгая беседа стали важным фактором в определении вектора собственных исследований.

А. Чижевский был необыкновенно разносторонне одаренным человеком: он талантливо играл на рояле, писал прекрасные стихи, был хорошим художником, высшее образование получил параллельно на нескольких факультетах, в том числе физическом, историческом, медицинском. Не случайно на Международном научном конгрессе 1939 года его назвали «русским Леонардо», имея в виду сходство с универсальным талантом Леонардо да Винчи. Однако еще на первых курсах он нашел ту тему, которую впоследствии всегда считал главной в своей жизни: влияние Космоса на жизнь Земли. А. Чижевский с детства реагировал на вспышки солнечной активности и в шутку называл себя «солнцепоклонником», а всерьез он поставил задачу разобраться, как космические ритмы, в особенности циклы активности Солнца, влияют на биологические и социальные процессы на Земле.

В своей докторской диссертации 1918 года «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса» и в книге 1924 года «Физические факторы исторического процесса» [20] Чижевский, опираясь на глубокое изучение статистики, старые хроники, летописи, исторические и медицинские сочинения, показал, что большинство – 60 % – массовых движений (восстаний, войн, эпидемий) происходит в годы максимальной активности Солнца, тогда как в годы минимальной активности – только 5 %. Тема требовала дальнейшей разработки – человек тесно связан с Космосом и, не зная космических законов, не учитывая их, действует и против природы, и против себя самого.

Однако руководству страны в то время совершенно не нравилась мысль о том, что социальная активность масс может зависеть не от партии и ее вождей, а от какого-то Солнца. А. Чижевский был вынужден заняться другими темами. Он открыл связь состояния здоровья людей с наличием отрицательных ионов в атмосфере, нашел способ ионизации воздуха – «аэрации» и изобрел прибор для этого, хорошо известный в настоящее время под названием «люстра Чижевского». Даже в сталинских лагерях, где Чижевский провел более восьми лет, он не прекращал научные изыскания, результатом которых явилась работа «Структурный анализ динамической формулы крови». И в этой работе, и в целом в своем понимании человека как сложной системы, подлежащей исследованию, он намного опередил время. Не оставлял он и размышлений о связи земной жизни с Космосом: «…живая клетка представляет собой результат космического, солярного и теллурического воздействия и является тем объектом, который был создан напряжением творческих способностей всей Вселенной» [21].

Понимание своей глубокой связи с Космосом требует от человека выработки новой системы ценностей и новых космических оснований этики. Над этим работали Е.И. и Н.К. Рерих. Н. Рерих известен как художник своими неповторимыми и проникновенными полотнами, на которых оживает и русский Север, и русская история, и загадочный мир Тибета, Гималаев. Однако во время своих многочисленных путешествий Н. Рерих и его супруга Е. Рерих также много размышляли над необходимостью синтеза самостоятельности, активности человека Запада и мудрости, созерцательности человека Востока, знаний и интуиции для определения места человека на Земле и в Космосе. Они также приходят к выводу о том, что человек обладает колоссальным невостребованным богатством – психической энергией. Овладев ею, он откроет новые горизонты для созидания добра, для соединения людей на пути к свету [22], [23].

И новые поколения ученых продолжали развивать традиции русского космизма. Хотелось бы обратить внимание на два взаимосвязанных аспекта в творчестве замечательного русского палеонтолога и писателя И.А. Ефремова: необходимость становления целостного, совершенного человека, соответствующего Космосу, и роль красоты для Вселенной и человека. Еще в 30-е годы, будучи молодым талантливым доктором наук, одним из выдающихся палеонтологов мира, он пришел к выводу: для целостного видения мира важна «тафономия» – новая наука, представляющая единство геологии и палеонтологии. В конце 40-х годов он возглавил две экспедиции в Монголию, давшие уникальную информацию не только о геологических отложениях, но и о гигантских кладбищах некогда живших там динозавров. Эти данные подтверждали мысли И. Ефремова о необходимости совместных – геологических и палеонтологических – исследований. Однако в ортодоксальной науке того времени он не встретил понимания.

Интересно отметить, что в настоящее время выдающийся американский ученый М. Гелл-Ман, получивший Нобелевскую премию за открытие кварков, упорядочившее представления о микромире, возглавляет созданный им Институт исследования сложных феноменов. Девизом института стала фраза «новый синтез», задачей – поддержка теорий, обобщающих факты, собранные учеными разных специальностей, создание теорий на стыке наук, например биологии, палеонтологии и геологии.

В своем творчестве И.А. Ефремов как писатель пытался создать целостный образ мира, построенного по единым законам красоты и гармонии, и определить место человека-творца в этом мире [24]. Возможно, потому, что современный мир совсем не таков, действие писатель переносит в очень отдаленное будущее. Человек в творчестве И.А. Ефремова показан во всей полноте чувств и способностей, овладевшим своей психической энергией, познающим законы Вселенной и пути к полноценной, гармоничной жизни (таков Дар Ветер – герой «Туманности Андромеды», таков и Гирин – герой «Лезвия бритвы»). Если человек будет жить и дальше так, как сейчас, будучи лишь придатком к машине, товаром, то он не вырвется из двойного кольца «Инферно» (ада): с одной стороны, биологическая конечность жизни и страдания из-за этого, с другой – социальная предопределенность неравенства, несправедливости и невозможности что-либо изменить, что ведет к повышенной, зачастую немотивированной и безадресной агрессивности или полной апатии и депрессии (таков страшный мир в романе «Час быка»).

Итак, первый аспект – важность духовно и физически целостного человека, соответствующего целостности Вселенной. Такой человек не разрушает природу, ощущая ее как величайшую ценность, не позволяет собой манипулировать во имя корыстных интересов правителей, испытывает интерес и уважение к людям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология: Учебник для вузов"

Книги похожие на "Культурология: Учебник для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бэлла Эренгросс

Бэлла Эренгросс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бэлла Эренгросс - Культурология: Учебник для вузов"

Отзывы читателей о книге "Культурология: Учебник для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.